В минувшую пятницу, когда до промежуточных выборов в США оставалось ровно 50 дней, результаты последних опросов были однозначно неутешительны для республиканцев и президента Дональда Трампа.
Республиканцы не обязательно утратят в ноябре большинство в Сенате США, но почти наверняка лишатся его в палате представителей, которая тогда почти наверняка затеет импичмент Трампа и парализует его правительство бесконечными расследованиями. Одновременно демократы, которые будут возглавлять все комитеты Конгресса, прекратят нынешние расследования действий правительства при Бараке Обаме.
С одной стороны, кажущееся все более вероятным поражение республиканцев вполне укладывается в историческую тенденцию: оппозиционная партия практически всегда теснит на таких выборах правящую, то есть ту, чей президент сидит в Белом доме.
В 2006 году, например, демократы завоевали большинство в Палате представителей, поскольку избиратели разочаровались в Джордже Буше-младшем и в том, как он вел войну в Ираке.
Четыре года спустя недовольство медицинской перестройкой президента Барака Обамы и подъем оппозиционной Чайной партии вернули республиканцам большинство в нижней палате Конгресса.
Сентябрьский опрос CNN в 2006 году дал демократам 10-процентный перевес. Точно такой же перевес дает им опрос CNN сейчас, т. е. в сентябре этого года. В Белом доме сидит республиканец Трамп, значит, горе его партии. С другой стороны, происходит что-то ненормальное. Самый, пожалуй, известный трюизм американской политологии гласит, что «американцы голосуют карманом», то есть сообразно состоянию экономики. Они вознаграждают президента за ее подъем и наказывают за ее спад. Опрос Квиннипэкского университета показал на той неделе, что 70% американцев находят состояние экономики «отменным» или «хорошим». Казалось бы, они должны носить Трампа на руках и его республиканцев тоже. Но тот же опрос показал, что к Трампу относятся с одобрением всего 38% опрошенных, а 60% считают его человеком нечестным.
Как писал левый сайт Politico, в том, что происходящий ныне в США экономический бум не улучшает рейтинг президента, виноват, прежде всего, он сам. Причин для этого несколько. Например, если американцы действительно «голосуют карманом», то они реагируют на экономический спад более остро, чем на бум, к которому они легко привыкают и начинают считать его естественным положением дел. Но основную вину Politico возлагает на Трампа и его неспособность сосредоточиться на главном.
«В альтернативной вселенной, — пишет сайт, — президент Дональд Трамп шел бы к промежуточным выборам, превознося свой экономический курс, результаты которого включают рекордно низкий уровень безработицы, солидные темпы экономического роста, выросший до небес энтузиазм малого бизнеса и рост числа рабочих мест, побивающий все рекорды».
Вместо этого, Трамп бахваляется мифическими показателями, которые легко опровергнуть, — продолжают авторы сайта Бен Уайт и Нэнси Кук, — и затевает непопулярные торговые войны, раздражающие республиканский истеблишмент и деловые круги, которые опасаются роста цен в результате трамповского уклона в протекционизм.
Его постоянные выпады по адресу «Рашагейта» (или «охоты на ведьм» в его лексиконе), Хиллари Клинтон и Обамы уводят разговор в сторону от экономики, на которой республиканцы надеялись легко выехать на ноябрьских выборах.
Показатели замечательные. Противники действующего президента часто саркастически спрашивают избирателей: «Ну, вам сейчас лучше, чем два года назад?». Трамп — один из немногих президентов, который может отрезать: «Да!», — и будет прав.
При Трампе на каждое введенное бюрократическое правило приходилось 22 упраздненных. Сокращение налогов на полтора триллиона долларов, за которое не голосовал ни один демократ, создало стимулы для того, чтобы трудиться и производить.
Вот результаты. Во втором квартале 2016 года темпы экономического поста составляли 2,3%, а за весь год — в среднем 1,9%. В 2018-м аналогичные показатели достигают 4,2% и 3,2%!
Темпы роста в текущем квартале ровно в два раза превышают средний показатель на протяжении восьми обамовских лет.
Два года назад курс Доу-Джонса составлял 18.328. 12 сентября с. г. он достиг в конце дня 25.998. Это рост на 42%.
Котировки на бирже НАСДАК выросли на 53%, а индекс S&P — на 32%. Уровень безработицы в августе 2016 года равнялся 4,9%, а в августе этого он сократился до 3,9%. Увеличилась занятость среди женщин, чернокожих, латиносов, подростков и тех американцев, которые не закончили школу.
Тем не менее, плотоядно сообщает Си-эн-эн, большинство женщин собираются голосовать против партии Трампа. Мужчины за нее, но с небольшим перевесом в 5%.
Трамп постоянно враждует с прессой, которая в большинстве своем его презирает, поэтому он пользуется альтернативным способом общения с массами. О таком средстве мечтали все президенты, начиная с Рузвельта. Трамп — первый, кто во всю силу пользуется Твиттером, в котором у него около 50 млн. подписчиков. Это больше, чем совокупная аудитория главных американских СМИ,
На прошлой неделе трамповские твиты, начинающиеся с первыми петухами, затрагивали ураган, надвигавшийся на обе Каролины, книгу «Страх» Боба Вудворда, распри по поводу футболистов, опускающихся на колено при исполнении гимна, КНДР, торговую войну с Китаем и Хиллари Клинтон. Говорил он и об экономике, но мало — и не всегда то.
Например, он твитнул, что сейчас темпы экономического роста в стране превышают уровень безработицы в первый раз за 100 лет. На самом деле не за 100, а за 12.
В понедельник главный экономический советник Белого дома Кевин Хассерт встретился с журналистами с целью убедить их, что нынешний экономический бум США не является просто продолжением подъема, начавшегося при Обаме, как доказывает сейчас бывший президент.
Хассерт собирался возразить, что бум есть результат таких шагов нового президента, как налоговая реформа или сокращение бюрократических правил и нормативов, которые стреноживают экономическую активность, а также более радушного отношения Трампа к бизнесу.
Вместо этого ему пришлось отбиваться от вопросов по поводу трамповских преувеличений. Хассерт, со своей стороны, вынес из встречи с прессой впечатление, что она намеренно замалчивает экономической прогресс при Трампе.
«Как с ним часто бывает, в этом вопросе президент является своим худшим врагом, — заявил Politico Дэвид Бансен из финансовой конторы The Bahnsen Group. — С точки зрения нас, поборников свободного рынка, его шаги по обузданию госрегулирования в самом деле достойны похвал и способствуют экономическому росту… Но вместо этого он доказывает, что канадцы грабят американцев! От этого хочется на стенку лезть».Республиканские политтехнологи сетуют, что Трамп разбрасывается и неспособен сосредоточиться на своем самом большом достижении. Твердокаменные трамписты будут верны ему до конца, но они составляют примерно треть избирательного корпуса страны. Для победы этого мало. Республиканцы утешают себя мыслью, что, как и в 2016 году, опросы не отражают истинных масштабов поддержки, которой пользуются Трамп и его партия. Напоминают, что два года назад опросы неоднократно давали Трампу 25-процентный шанс на успех, а он, в конце концов, победил, хотя лишь в коллегии выборщиков. Но этого было вполне достаточно.