Будет ли покаяние?

Русская Масленица закончилась праздником, главный момент которого — поедание блинов с грибами, сливками, лососем или черной икрой (в зависимости от финансового состояния семьи). Неделя, предшествующая великому посту заканчивается Прощеным воскресеньем.

Люди взаимно извиняются за то, что сделали плохого и просят друг друга о прощении. Традиционный ответ: «Б-г простит». Такую сцену можно увидеть в фильме «Сибирский цирюльник» Михалкова.

Путин «наподдал» Западу. По стечению обстоятельств я был в эти дни в России (впервые в жизни) и увидел, что российские медиа были полны другими темами: нахваливали мудрость и мужество Владимира Владимировича, который так здорово «поддал» Западу в Мюнхене и вернул России державную гордость. «Россия уже никогда не будет на коленях», — кричали статьи. А когда Запад отозвался на угрозы Путина, «Комсомольская правда» с горечью цитировала слова Карла Шварценберга, министра иностранных дел Чехии: «Россия показала свое истинное лицо», — как доказательство того, что НАТО в отношении России является агрессором.

«Россия не будет на коленях…». Определенно не в том смысле, что ее кто-то, и уж точно не мы, Запад, хотел бы на колени поставить. Россия должна упасть на колени сама. Начало великого поста — этому наилучшая возможность. Должна бы упасть на колени перед остальными народами, чтобы ее простили за то зло, что она причинила им в течение двадцатого столетия.

Попросить прощения у украинцев за голодомор, искусственно вызванный в 30-х годах, который стоил Украине десяти миллионов жизней. Попросить прошения у поляков за оккупацию 1939 года, когда Сталин с Гитлером «по-братски» поделили Польшу, за Катынскую резню польских офицеров, за отказ помочь отчаянно сражавшейся Варшаве осенью 1944 года. Попросить прощения у литовцев, латышей и эстонцев за массовые депортации после оккупаций 1940 и 1944 годов. Попросить прощения у венгров за вторжение 1956 года. У чехов и словаков — за вторжение 1968 года, у афганцев за вторжение 1980 года, у чеченцев за войну в 90-х годах.

Однако просьба о прощении не должна быть направлена только к соседним народам. Российское руководство должно упасть на колени перед собственными гражданами и долго и покорно просить прощения за то, что сделало им в период от большевистского путча 1917 года до сегодняшних дней. Не только за видимые преступления, за казни, депортации и лагеря, но и за зло «буднего дня» — за высокомерие властей, коррупцию милиции, грубость, унижения, неуважение к человеку, действиям и собственности. Российское руководство должно бить челом перед своими гражданами, которым не смогло обеспечить условия для достойной и свободной жизни.

Но российское руководство все делает наоборот. Делает то, что делали большевики всегда, опираясь на самые худшие традиции старого Российского государства — чем хуже оно могло справиться с внутренними проблемами, тем больше народ убеждали в том, что он является народом избранным, несправедливо страдающим, в страданиях которого виноваты внешние враги. От мессианской теории — «Москва — третий Рим», появившейся в XVI веке, путь идет к амбициям мирового господства большевистского государства, а оттуда к сегодняшним великодержавным жестам Путина. И в который раз большая часть отчаявшегося и униженного российского населения такую риторику рада слышать, так как этим подслащивает свои страдания.

Начало великого поста напоминает, что у России нет другого пути к достойной жизни, чем покаяние. В случае с Россией это означает отказ от великодержавных жестов, размышления над большевистским прошлым и начало соперничества с Западом в свободной активности, идущей снизу от свободного человека.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора