— Могут ли неевреи, как и евреи, надеяться на прощение грехов в Йом Кипур? Или этот день — сугубо для евреев. Если только для евреев, то есть ли другой день, подобный вашему?
Спасибо.
Лида Дали
Швейцария, Доттикон
— Прежде чем говорить о Йом Кипуре, скажу несколько слов об особом для всех нас дне Рош Хашана, который отмечается за десять дней до Йом Кипура. Это — не просто некий праздник, но — дата и, так сказать, «точка отсчета» следующего годового цикла для всего человечества.
В этот день (первый день месяца Тишрей) Творец создал первого человека, Адама, дал ему определенное задание, с большей частью которого Адам — справился, но допустил несколько серьезных ошибок, за которые был наказан (при этом ему было даровано много лет жизни, чтобы исправить ошибки).
С тех пор в высших духовных мирах ежегодно в этот день как бы подводятся итоги жизни каждого человека. И выносится приговор для исполнения в течение наступающего года.
Из сказанного выше со всей очевидностью следует, что в Рош Хашана евреи и неевреи в каком-то смысле — в одинаковой ситуации. И если нееврей относится ко всему этому с подобающей серьезностью и старается по возможности объективно рассматривать собственные поступки и улучшать свое поведение — он тем самым повышает свои шансы на то, что в день Рош Хашана Небеса вынесут ему хороший приговор на весь наступающий год.
Но вот евреям дается еще и дополнительная возможность (дополнительные десять дней), позволяющая улучшить решение, которое принято в Рош Хашана. В эти десять дней еврей может исправить свои ошибки и взять на себя дополнительные обязательства на следующий наступающий год — по повышению количества и качества исполнения заповедей. А на 10-й день месяца Тишрей приговор каждому еврею в той или иной степени корректируется и окончательно утверждается.
На чем же основано такое различие? Почему значение Рош Хашана — одинаково для всех, евреев и неевреев, а Йом Кипур есть только у евреев?
Мы, конечно же, не можем оставить это без внимания и должны попытаться понять суть, причины такого различия. Это, как очевидно, принципиально важный, фундаментальный вопрос. Но ответ на него весьма прост, лежит, что называется, на поверхности.
Все дело в том, что еще наши праотцы, Авраам, Ицхак и Яаков, а затем и весь еврейский народ взяли на себя перед Творцом повышенные обязательства — закрепив их принятием Торы (по сути, клятвы) у горы Синай. За невыполнение этих обязательств нашему народу в целом и каждому еврею в отдельности во многих случаях может быть назначено тяжелейшее наказание, вплоть до смертного приговора (ни про кого из нас не будь сказано).
С учетом сложностей и в каком-то смысле даже опасностей, которые стоят на пути осуществления наших обязательств, нам и дается дополнительный день — Йом Кипур.
В этом суть ответа на поставленный нами вопрос. И теперь для наглядного сравнения еврейского образа жизни с образом жизни неевреев остается на примерах проиллюстрировать, насколько сложны обязательства, которые мы взяли на себя, и сколько мин, образно говоря, разложено на жизненном поле еврея.
Пример первый — самый простой и очевидный, но важный для каждого человека, без исключения, касающийся сферы питания. Еврею запрещено употреблять в пищу огромное количество продуктов — и по наименованию, и по категориям.
К примеру, нам строжайше запрещено есть мясо многих животных. В том числе — свинину, крольчатину и т.п. И даже те, что разрешены (говядина, курятина, баранина и т.п.), мы можем есть только в том случае, если животное умертвили особым, оговоренным законами Торы способом (в нашей традиции эта процедура называется — шхита).
Весьма немалые ограничения существуют для нас и в употреблении рыбной продукции. Нам разрешается есть только ту рыбу, у которой есть чешуя и плавники. Это означает, что еврей не может есть рыбу из семейства осетровых, сома и т.д. И так же запрещены нам любые виды так называемых морепродуктов (креветки, раки, устрицы и т.п.).
Если говорить о молочных продуктах, следует отметить, что пригодное в пищу еврею молоко должно быть только от кашерных животных. Но и этого мало. Необходимо, чтобы за процессом доения и расфасовки было установлено наблюдение — что должно гарантировать, что в молоке кашерного животного не будет каких-либо некашерных (непригодных в пищу еврея) примесей.
Сливочное масло, сыр, творог и т.п. еврей может есть только в том случае, если на упаковке стоит знак сертификации, подтверждающий кашерность продукции.
Далеко не все просто даже с продуктами растительного происхождения — нужны достаточные гарантии, что такая продукция чиста от наличия в ней даже мельчайших насекомых и т.п.
Понятно, что еврей не может зайти в столовую, кафе или ресторан и есть приготовленную там пищу. Исключение — если подобное заведение общепита имеет сертификацию кашерности.
Второй пример — из области возможностей по собственному усмотрению распоряжаться временем.
Нееврей волен использовать время, как ему заблагорассудится. Он может в любой день и час позвонить по телефону, поехать в магазин или в гости, включить, к примеру, радио или компьютер.
Ничего из этого еврей не имеет права делать ни в субботу, ни в праздники, определяемые термином «йом тов». А это в общей сложности почти 70 дней в году.
Ограничусь двумя этими примерами. Скажу лишь, что подобного рода отличий в еврейском образе жизни, по сравнению с нееврейским — так много, что их описание невозможно вложить в рамки самого длинного ответа.
И в заключение подчеркну, что за нарушение некоторых перечисленных и других правил еврею иногда полагается в Небесном смысле тяжелое наказание. На практике это спускается вниз в виде уменьшения потока Небесного благословения, что сказывается на здоровье, материальном благополучии и т.д. и т.п.
Надеюсь, теперь стало понятнее, почему именно нам дан один день в году для дополнительной ретроспекции, исправления ошибок и принятия дополнительных духовных обязательств.
Отвечал рав Элиягу Эссас