Всякий, кто подолгу жил за границей и имел возможность взглянуть на страну, в которую его волею судеб занесло, не только из окна экскурсионного автобуса под монотонный бубнеж гида, но и услышать, что думают об архитектурных достоинствах туристических достопримечательностей сами аборигены, наверняка замечал, что их мнение далеко не всегда совпадает с тем, что пишут в путеводителях. Бывает и наоборот: иностранцу нелегко понять, отчего местные жители так восторгаются каким-то безликим сооружением из стекла и бетона, которое ничего, кроме торжества глобализации, не выражает.
Подобного рода несовпадения можно, наверное, встретить повсюду в мире, но едва ли они выступают где-то с такой силой, как в Америке. На территории Соединенных Штатов нет ни развалин римских амфитеатров, ни средневековых замков, которыми гордится старушка-Европа, а первое, что бросается в глаза приезжему из Старого Света, — это обилие всевозможных «фейков», к которым американцы питают непонятную страсть. Один из них — Вашингтонский кафедральный собор, возведение которого растянулось на 80 с лишним лет и было закончено лишь в 1990 году, — вошел даже в тройку самых великих творений американских архитекторов, составленную на основании опроса самих зодчих и простых обывателей. Махина в псевдоготическом стиле, подобно своим европейским прототипам, украшена химерами и горгульями, в одной из которых без труда опознается главный злодей «Звездных войн» Дарт Вейдер.
В числе 150 зданий и сооружений, претендующих на звание шедевров американской архитектуры, есть офисные центры, частные дома, спортивные сооружения, отели, железнодорожные вокзалы, мемориальные комплексы и даже один аэропорт, сообщает сайт AIA150.org. Примерно половина из этих красот расположена в Вашингтоне, Нью-Йорке и Чикаго. Первые ступени пьедестала почета достались небоскребу Empire State Building и Белому дому. Далее следуют мемориал Джефферсона, мост Golden Gate (Золотые Ворота), Капитолий и мемориал Линкольна.
Среди зодчих по числу общепризнанных достижений лидирует Фрэнк Ллойд Райт, восемь работ которого вошли в топ-150, за ним следуют Генри Хобсон Ричардсон и Ричард Майер, отметившиеся в рейтинге один шестью, а другой пятью проектами.
Что касается частных особняков, то тут безусловным фаворитом американцев является поместье Biltmore в Эшвилле в Северной Каролине, построенное в 1895 году для Джорджа Вашингтона, сообщает CNN Money.
Второе место занял особняк в неоклассическом стиле Monticello, возведенный в 1808 году в Шарлотсвилле, штат Вирджиния, для одного из отцов-основателей США Томаса Джефферсона.
Вошедший во все учебники архитектуры Fallingwater Фрэнка Ллойда Райта оказался лишь на третьей строчке, а в общем зачете — аж на 29-й. Расположенный на вершине водопада в Бир Ран, штат Пенсильвания, особняк был построен в 1935 году для Эдгара Кауфманна, владельца сети универмагов.
Taliesin — дом, который Райт построил в 1911 году для собственной семьи в Спринг-Грине, штат Висконсин, — занял четвертую позицию, а Taliesin West в Скоттсдейле, штат Аризона, куда знаменитый зодчий переехал после Второй мировой войны, обосновался на девятой строчке рейтинга.
В десятку шедевров архитектуры для частных нужд вошли также Замок Хёрста в Сан-Семионе, штат Калифорния (архитектор Джулия Морган, 1947), особняк Дэвида Гэмбла, основателя империи Procter & Gamble, в Пасадене, штат Калифорния (архитекторы — братья Чарльз и Генри Грин, 1908), и особняк Джона Глесснера в Чикаго (архитектор Генри Хобсон Ричардсон, 1887).
Profinance