Многие пытаются читать текст Торы, но далеко не все понимают о чем он.
У меня есть хороший друг, с которым мы вместе учились в иешиве «Швут Ами» в Иерусалиме, он мне рассказывал, как он, будучи студентом университета, стал студентом иешивы. Друг в юности жил в Одессе, и его мама выписывала еврейскую газету. Однажды он в газете прочел статью о Торе.
Эффект был неожиданным. Все слова в тексте ему были знакомы, но смысл текста он так и не понял. При этом он был, как настоящий еврей, человеком любознательным и ответственным. Взял газету и пошел за объяснениями к раввину. Ответы раввина его очень увлекли, он стал изучать Тору все больше, в конце концов уехал в Израиль, поступил там в иешиву и сейчас с успехом преподает русскоязычным евреям в Москве.
Итак, если с первого раза вам статья о Торе показалась непонятной, не удивляйтесь, давайте вместе разберемся в сути проблемы.
Тексты существуют разные. Самый простой текст построен по принципу, упомянутому в известном анекдоте про акына: «Что вижу, то пою». Такой текст не требует усилий в понимании, и мы в своей жизни в основном привыкли именно к таким текстам.
Но это не единственный вид текстов. В Советском Союзе у нас была особая культура — Эзопов язык. Когда цензура «не пущала» в ход важную информацию, мы выуживали ее между строк. Помните, что значило «Лебединое озеро» на телеэкранах, как по размерам текстов докладов членов политбюро мы предполагали изменения в политике государства. В общем, уже советская власть приучила нас к тому, что у текста может быть «двойное дно».
А теперь вкратце познакомимся с культурой понимания еврейских текстов.
Мы затронем только некоторые важные идеи.
Один из языков Торы — язык символизма.
Так, самым насыщенным символами является описание Переносного Храма (Мишкана). Например, 7 ветвей Меноры символизируют 7 органов восприятия человека: 2 уха, 2 глаза, 2 ноздри и рот.
Стол с хлебами в Храме символизирует наш желудок, а Арон а-Кодеш (в Святая Святых) — наше сердце. Хамец в Песах — это не только квасное, но и гордыня в человеке.
Так же, как дрожжи поднимают тесто изнутри пустотой (воздухом), так и человек внушает себе и другим иллюзию своей значимости.
А маца, соответственно — символ скромности.
Еще один способ организации информации — машаль или притча.
Когда Тора описывает взаимоотношения персонажей, то с помощью этого обозначается взаимодействие духовных сил в человеке.
Магид из Дубно описывал в одной притче двух человек: один глухой, а другой — безногий. В притче глухой носил безногого на плечах.
Эта притча описывает взаимодействие тела и души: глухой — это тело, которое может двигаться, но не слышит «сигналов» духовного мира, безногий — душа, которая все слышит, но не может двигаться. Оба вместе — человек, живущий в двух мирах.
Еще один способ понять смысл текста Торы — изучить базовые каббалистические схемы, в частности систему сфирот, идеи цимцума и швират келим. Многие сюжеты Торы основаны именно на этих схемах (о чем я писал в предыдущих двух статьях).
Чтобы понять текст Торы, нужно обязательно читать его вместе с комментариями. Эти комментарии написаны мудрецами, владевшими наукой расшифровки языка Торы.
А что же сокрыто в глубинных уровнях Торы?
Тора пишет о нас с вами, о том, что происходит в нашем внутреннем мире, и как научиться этим миром управлять.
А чтобы максимально использовать эти знания, обратимся к каббалистической схеме ХаБаД — сфирот Хохма, Бина, Даат. Она показывает три уровня освоения знаний из Торы.
Хохма — это ощущение того, что понятна информация в целом.
Бина — умение самим строить новые знания из полученных (как в математике — теоремы из аксиом).
Наконец Даат (практическое познание). Кстати, в Израиле ортодоксальные евреи называют себя «Дати» (или Досы), производное от слова даат.
Даат в Торе самое главное. Это этап изменения собственной жизни, на основе полученной из Торы информации. Мы не просто читаем текст как абстракцию, но мы меняем свою жизнь. И мы видим, как в результате этого — мы избавляемся от множества стрессов и проблем и приобретаем чувство внутреннего равновесия и уверенности в себе, что особенно важно в современном мире. n