Подгузники вместо хлеба

Годы 1955–1966 называют «золотым веком» отношений между чернокожими американцами и евреями. Это было время борьбы за права чернокожих. Евреи с севера США поехали в южные штаты организовывать эту борьбу. Они создали и субсидировали национальные организации защиты гражданских прав.

Двое молодых евреев — Эндрю Гудмэн и Майкл Швернер — в «лето свободы» 1964 года были убиты белыми расистами. В марте следующего года в знаменитом марше Сельма — Монтгомери рядом с Мартином Лютером Кингом (МЛК) шагал самый известный неортодоксальный раввин Америки Авраам Иешуа Хешель. Позже МЛК писал: «Как среди чернокожих может существовать антисемитизм, когда наши еврейские друзья продемонстрировали свою приверженность принципу терпимости и братства не только в виде значительной финансовой поддержки, но и во многих других ощутимых формах, и зачастую в больших личных жертвах. Можем ли мы когда-нибудь выразить нашу признательность раввинам, которые решили дать нам моральную поддержку…? Нужно ли мне напоминать кому-либо об ужасном избиении раввина Артура Леливельда из Кливленда…? Невозможно описать вклад, который еврейский народ внес в борьбу чернокожих за свободу…»

В борьбе за десегрегацию евреи приняли в свои прелестные городки и школы на севере США чернокожих переселенцев с юга, но со временем должны были сами покинуть эти города. Увы, гармония между двумя общинами расстраивалась. Уже в 1966 году Студенческий координационный комитет ненасильственных действий (SNCC) проголосовал за исключение белых из своего руководства. «Белыми» оказались евреи. После убийства МЛК все заметные лидеры чернокожих оказывались антисемитами: Малькольм Экс, Луис Фаррахан, Джесси Джексон, Ал Шарптон. Опрос 1998 года определил ярыми антисемитами 34% чёрных и только 9% белых американцев. В районе Бруклина, в котором сохранилось смешанное еврейско-негритянское население — в Краун Хайтс, с 19 по 22 августа 1991 года полыхал еврейский погром. В ходе него Лемерик Нельсон зарезал студента иешивы Янкеля Розенбаума. Позже суд присяжных, состоявших в основном из чернокожих, оправдал Нельсона. Процесс завершился банкетом, на котором пировали вместе родственники убийцы и члены жюри. Чернокожий мэр Нью-Йорка Дэвид Динкинс поддержал оправдательный вердикт. Погром он прервал, послав в Краун Хайтс полицейских, только когда президент Буш-старший пригрозил ввести в Нью-Йорк национальную гвардию.

Но, может быть, евреи помогли прогрессу чернокожих? Увы, это спорно. Один из ведущих журналистов WSJ чернокожий Jason L. Riley привёл статистику изменений в чёрной общине в последний период ущемления её гражданских прав. «Ирония в том, что история чёрных в первой половине ХХ века являет нам картину грандиозного прогресса, несмотря на значительные внешние препятствия», — писал он. Между 1940-м и 1960 годами количество бедных в чёрной общине упало с 87% до 47%. Процент работников интеллектуального труда среди них с 1940 по 1970 год вырос вчетверо. Важнейший фактор, определённо связанный с названными успехами: все исследования, проведённые с 1890 года по 1940-й, показывали, что в браке состоял больший процент чернокожих, чем белых. В 1925 году 5 из 6 чёрных детей жили в семьях с двумя родителями.

Ситуацию в чёрной общине кардинально изменила к худшему реформа «по борьбе с бедностью» 1964 года, названная президентом Джонсоном «Великое общество». Строго говоря, за нечто подобное ратовал и МЛК, заявивший в 1967 году: «Самый эффективный метод борьбы с бедностью — её прямая отмена введением гарантированного дохода». Этот «гарантированный доход» реформа Джонсона обусловила наличием у женщины детей и отсутствием у неё мужа. Сейчас около 80% чёрных детей рождается вне брака. Мрачные социальные последствия «гарантированного дохода» подчеркнул уик-энд 4-5 августа с. г. в чёрном районе Чикаго: в уличных перестрелках там пострадали 74 человека, 12 были убиты.

Борьба евреев за «униженных и оскорблённых» продолжается. Вступив в должность в январе 2017 года, президент Трамп немедленно ввёл мораторий на эмиграцию в США мусульман. Тут же в аэропорт JFK устремились на демонстрацию протеста взволнованные евреи. При виде на картинке ТВ возбуждённые лица иудеев в кипах, требующих впустить в страну переселенцев из стран, откуда евреям пришлось бежать, мне представились те же лица несколько лет спустя, плачущими: «Мы боролись за них! Зачем они подорвали еврейскую школу; детский сад; общинный центр!» Может быть, это видение пришло под влиянием посещения улицы Пастер в Буэнос-Айресе, на которой у каждого чахлого городского деревца укреплена табличка с именем еврейского ребёнка, вроде: «Моше Кац, 5 лет», «Лея Шапиро 4 года». На этой улице в 1994 году мусульмане взорвали еврейский общинный центр, погубив жизни 85 человек. Более 200 были ранены. Был уничтожен детский сад. Аргентина объявила в международный розыск высокопоставленных иранцев — организаторов теракта. Но те спокойно разъезжают по миру. Никто не собирается их арестовывать.

О провалах альтруистической деятельности евреев напоминает статья в JP от 5 августа «Что с тобой случилось, Кори Букер?» «самого известного раввина Америки», как его представляет «Вашингтон пост», Шмуэля Ботеаха.

Рав Шмуэль Ботеах
Рав Шмуэль Ботеах

Рабби Ботеах в своей деятельности пытается соединить ортодоксальный иудаизм с американской массовой культурой. Он — автор 34 книг, включающих «Кошерный секс» и, написанную совместно с моделью журнала «Плейбой» Памелой Андерсон, «Жажда любви». Ещё в его резюме значится дружба и духовное наставничество певца и танцора Майкла Джексона. С 1988 года рабби Ботеах 11 лет был посланцем Любавичского ребе и служил главным раввином Оксфордского университета. В результате его деятельности ассоциация студентов-евреев стала второй по размерам студенческой организацией в долгой истории Оксфорда. Эта ассоциация включала в себя почему-то 5000 членов-неевреев, а президентом её был чернокожий американец Кори Букер. Из-за чего эта организация считалась еврейской — я не выяснял. Дружба рабби с Букером стала частой темой публикаций рабби и способствовала росту популярности Букера, особенно среди евреев. Это ярко выразилось в финансовой поддержке. «Кори явился одним из крупнейших получателей пожертвований произраильской кампании в американской политической истории», — сообщил в помянутой статье рабби Ботеах.

Кори Букер олицетворяет собой верх достижений еврейской борьбы за права чернокожих. Он — из семьи руководителей корпорации IBM, закончил Стэнфордский университет, как стипендиат Родса учился в Оксфорде, потом стал доктором права от Йельского университета. Позже, будучи мэром Ньюарка, Букер прославился заботой о горожанах.

С этой заботой, правда, есть разночтения. Журналисты с восторгом рассказали, как Кори, узнав, что в засыпанном уже третий день снегом городе у женщины кончились подгузники для ребенка, явился к ней, неся под мышкой коробку с подгузниками. Красивая история. Её испортила, однако, сама облагодетельствованная: «Мне нужны ещё хлеб, молоко. Лучше бы мэр организовал уборку снега, чтобы я могла выйти из дома в магазин и купить всё необходимое», — пожаловалась она любопытному репортёру.

Кори Букер — верх достижений еврейской борьбы за права чернокожих
Кори Букер — верх достижений еврейской борьбы за права чернокожих

Тем не менее, Букер является наиболее реальным кандидатом в президенты от Демократической партии в 2020 году. Таких кандидатов у демократов на сегодня пять. Вспомним их. Джо Байдену и Берни Сандерсу стукнет к выборам по 78 лет каждому. Грозящая в таком возрасте болезнь Альцгеймера этим двоим не очень опасна: их когнитивную функцию она сильно не испортит. Трудно представить их победителями праймериз.

Красноречива бывший гарвардский профессор сенатор Элизабет Уоррен. Недавно она заявила, что все работники правоохранительных органов в Америке — расисты. Её шансы, однако, убил президент США своим наглым предложением заплатить ей из своего кармана миллион долларов, если Уоррен согласится плюнуть в пробирку. Она, однако, отказывается. Дело в том, что Уоррен сделала карьеру как выходец из индейского племени чероки. И генетический тест, не подтверждающий её происхождение, изобличит её как самозванку.

Остаются два сенатора: Камала Харрис (её мать из Индии, отец — чернокожий) и Букер. По опросам на сегодня Харрис поддерживает 17% демократов, Букера — 14%. Остальных — не больше 3% каждого.

Харрис представляет культуру Сан-Франциско, и в целом гиперлиберальна. Для национальной арены она слишком левая. К тому же, у бывшей прокурорши очень уж злое лицо. Остаётся Букер, имеющий репутацию умеренного.

Произраильские евреи-демократы рассчитывали на Кори. Выступая перед ними, он блистал то словечком из идиш, то из иврита. Однако в сентябре 2015 года сенатор Букер проголосовал за обамовский договор о ядерной программе Ирана, нёсший смертельную опасность Израилю; оказался среди 44 сенаторов, отказавшихся быть спонсорами акта против бойкота Израиля; голосовал против акта Taylor Force, наказывающий Палестинскую автономию финансово за терроризм. Всё это важно, но не зрелищно. А многие люди думают глазами. Поэтому серьёзный ущерб любви произраильских евреев-демократов к Букеру может нанести опубликованное недавно фото, на котором Букер в окружении троих активистов-антисионистов на их съезде держит плакат: «Не должно быть стен от Палестины до Мексики». Рядом с ним стоит улыбающаяся антиизраильская активистка Лея Мускина-Пьерре в майке с надписью: «Палестина волнует феминисток, извращенцев, беженцев, расово озабоченных».

Проголосуют ли либеральные евреи на выборах 2020 года за кандидата в президенты Букера? Весьма вероятно. Ведь Букер уже объяснил, что невнимательно прочёл плакат, который держал.

Я надеюсь на другой сюжет: после промежуточных выборов 2018 года президент сменит своего министра юстиции, и новый министр, например Руди Джулиани, проведёт расследование и продемонстрирует стране часть тёмных дел Обамы. И тогда на выборах 2020 года Америка проголосует за кандидата-республиканца, а Букер пострадает за свою верность антиизраильской традиции чёрного собрата.

На фото: Демонстранты — представители Студенческого координационного комитета ненасильственных действий (SNCC)

Новая книга Бориса Гулько:

«Мир еврея». Часть 2. 111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах. 547 страниц. 26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Мир еврея. Часть 1. 57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах. 269 страниц. 15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

«Путешествие с пере- садками». Три книги воспоминаний. 397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах. 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде. 

Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com

yrcomcast_q317_adid-226527_4-6x3

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Подгузники вместо хлеба

  1. Борис, Вы поставили интересный вопрос: Как далеко должен зайти альтруизм евреев? В Талмуде (Таанит 1,4) существует история о погонщике ослов, который рискуя сам остаться нищим, одолжил своего единственного осла, чтобы выручить вдову. Однако погонщик далек от самопожертвования — взамен его благородного поступка его молитвы были услышены и прошел обильный дождь. Также история Ахана (Санхедрин 43б) свидетельствует о том,
    что еврейская этика не идентична с альтруизмом. Гиллель (Пиркей Авот 1,14): «Если не я за самого себя, так кто же за меня? Если я только за самого себя, то кто же я?». И если утверждается: «Люби ближнего, как самого себя», то это не означает «Люби ближнего своего больше самого себя». Принесение себя в жертву из-за других людей чуждо еврейской этике. Еврейская традиция — это смесь альтруизма и сохранения собственного существования. Только тот, кто без всяких ломаний любит самого себя, способен также любить других.

    Описанные Вами еврейские креатуры на самом деле ненавидят сами себя: То, чему грош-цена, легко пожертвовать в пользу других. Они удалились от иудаизма и отомрут за одно-два поколения подобно мышцам, которым из-за бездействия атрофировались.

Обсуждение закрыто.