— Уважаемый рав Эссас, здравствуйте! Существует распространённое обывательское мнение: для того, чтобы полюбить ближнего, нужно сначала полюбить себя. Без любви к себе, согласно этому мнению, невозможно полюбить ближнего. В человеке, любящем себя, есть один серьёзный недостаток: он не стремится стать лучше, потому что он любит себя. В отличие от человека, любящего себя, человек, ненавидящий себя, ненавидит свой характер и поэтому стремится стать лучше. Что вы думаете по этому поводу?
Дмитрий, Нью-Джерси, США
— Что касается содержания Вашего письма, тут, в контексте нашего с Вами разговора, прежде всего, необходимо, как мне кажется, подчеркнуть, что жизнь не «узкоколейка», вытянутая в одну прямую линию. В ней множество изгибов и поворотов, множество разнообразных сфер. И в каждой ее сфере свой спектр разнообразных градаций.
Добавим к этому, что все сферы, спектры и градации взаимосвязаны со спектрами и градациями из других областей… Так что, получается, что человеческая жизнь подобна некой матрице весьма сложной конструкции. Разобраться в этом как следует, разложив все, как говорится, по полочкам, нет никакой возможности. Да и, откровенно говоря, нам это и не требуется.
В наших книгах Учителя, если говорить обобщенно, открывают нам сущность и смысл жизни человека. Помогают выбрать правильный жизненный путь, помогают духовно расти. Но для того чтобы развиваться и расти — надо заложить хотя бы самые элементарные основы духовной работы. Нашу духовную работу всегда рекомендуется начинать с того, что сказано в Торе. Например, Творец мира дал нам повеление любить ближнего. В тексте Торы, в книге Ваикра (гл. 12, ст. 18), так прямо и написано — «Люби ближнего…». В этом, безусловно, тоже есть огромное количество нюансов. Однако же наш величайший Учитель Гилель (выдающийся Учитель Мишны, I век) свел это к мысли, которую выразил четко и предельно ясно: «не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы сделали тебе».
Полагаю, что такая конкретизация уже проще и понятней абстрактного выражения «люби ближнего». Другой наш Учитель, рабби Акива (величайший Учитель Мишны, II век) об этом повелении Всевышнего, о любви к ближнему, сказал, что это «фундаментальный закон всей Торы»(на иврите — келаль гадоль).
А вот ненавидеть себя Творец нам не заповедал. Значит, не надо этим и заниматься. Если такое чувство присутствует в человеке, ему следует постараться от него избавиться. Тогда жизнь и в самом деле станет намного чище и лучше. Без погружения в какие-либо казуистические рассуждения, которые, как тяжелые гири, мешают человеку строить свою жизнь, препятствуя его движению вперед и ввысь…
Отвечал рав Элиягу Эссас