Хаим Навон
Предпочтение сильных команд, демонстрация национальных симпатий и патриархальные правила игры. Поднапрягшись, можно и в футболе найти угнетение и дискриминацию
Как обычно, все началась с иска в БАГАЦ. Истцы утверждали, что спортивные телеканалы несправедливо дискриминируют слабые футбольные команды, транслируя игры самых успешных клубов. Суд постановил, что в самом деле есть несправедливая дискриминация. Он дал указание телеканалам подать на его рассмотрение юридическую формулу, справедливо и равноправно распределяющую трансляцию игр. Согласно постановлению судей, формула должна игнорировать дискриминирующие факторы, вроде спортивного потенциала, и сосредоточиться на соображениях равенства, вроде социальной справедливости.
Решение израильского суда вызвало волну симпатий в мировом академическом мире (хотя надо признать, что реакция любителей футбола была не такой однозначной).
Положительные отзывы прекратила исследовательница их прогрессивного университета на Западе США, утверждавшая, что израильский суд продемонстрировал очень узкий подход к вопросу социальной справедливости. Поскольку источник футбола в древней китайской игре куджу, то само присвоение Западом этой игры – это культурный грабеж, проявление презренного колониализма. Исследовательница порекомендовала немедленно прекратить играть в футбол во всех западных странах или, по крайней мере, вернуть древнее название игры в качестве жеста признания вины.
Руководство этого вида спорта продемонстрировало позитивный подход и объявило об основательном пересмотре культурных искажений.
Но культурные активисты продолжали проводить демонстрации напротив штаб-квартиры FIFKA (т.е. международной федерации футбола и куджу), поскольку федерация отказалась выполнять другие оправданные требования. Каждый честный человек немедленно признает справедливость этих требований. Как можно оправдать вопящую дискриминацию людей, не отличающихся явными физическими достоинствами? И какова культурная цена единой формы игроков команды – угнетающее правило, воспитывающее в духе конформизма?
Пока федерация упорствовала в отказе обсуждать вопрос униформы, смелые исследователи подняли еще более глубинные вопросы – о самой игре.
Выставить 2 команды на фанатичное состязание между ними – это построение общества, обучающее созданию враждебных группировок и капиталистической конкуренции. Футбол также формирует странное создание под названием «национальная сборная» и поощряет проявления национализма вокруг этой «сборной». «Национальная сборная» – это объект и субъект национальной гордости, усиливающая национализм и расизм и усиливающаяся благодаря им. Просвещенное общественное мнение склонилось к отмене команд и сборных и равной жеребьевке игроков перед каждой игрой.
Молодая докторантка из израильского университета вновь вернула нашу страну на карту мировой просвещенности, опубликовав важную статью о представительской роли вратаря.
Она задала вопрос: как можно назвать человека, запертого во вратарской площадке, к тому же получающего все время удары мячом и ругательства болельщиков.
Ее ответ был однозначным: «Вратарь – это современный раб».
Красные граффити повторили этот лозунг в университетских кампусах по всему миру. Хоть международная федерация отставала от просвещенного диалога, по-видимому из-за нео-капиталистического давления консервативных сил реакции, но многие команды заявили, что примут новую рекомендуемую политику: они выйдут на поле без формы, мужчины и женщины вместе, в колоритном одеянии, и будут играть освобожденную игру без определенной роли для каждого игрока.
Просвещенные команды, избравшие этот маршрут, вначале удостоились оваций. Новая политика разрешила заодно старую проблему – опасную давку на трибунах. Но радикальные активисты указывали, что псевдо-просвещенные изменения, в сущности, маскируют подавляющие формы, оставшиеся глубоко внутри футбола. Ведь в этой игре человек относится к «команде», цель которой – движение в определенном направлении, силой перевести мяч в определенный район — это явно мужской фаллогоцентричный (phallogocentric) подход, подчиняющий футболистов патриархальной логике. В более мягком и динамичном пространстве игры футболисты/ки будут свободнее, в бесконечном карнавале ударов в различных направлениях, без жесткой навязывающей цели.
К большому сожалению, и этот этап развития игры обнаружился как прикрытие более глубокого угнетения. Ведь, как указал один критичный социолог, само разделение между руками и ногами – уже подавляющий режим, делающий тело человека пространством контроля со сторона знания/силы.
На самом деле нет важного различия между рукой и ногой. Есть люди, рисующие и едящие посредством ног, а есть ходящие на руках. В определенных африканских племенах не было одного специфического слова для «рук», а другого – для «ног», а одно общее слово для конечностей. Просвещенная политика поощрит равноправное использование всех органов тела — все они хороши одинаково – а заодно не будет привязана к геометрической колониальной форме «мяча».
Генсек FIFKA полагал, что не остается выбора, кроме как подчиниться массивному международному давлению прогрессивных сил и объединить куджу со спортивной гимнастикой. Казалось, что просвещенные не оставят его в покое. Но тут кто-то обратил внимание, что в шахматах есть белые и черные.
Супер;) человечество в своём стремлении к благодати само себя похоронить( по крайней мере белая часть человечества) 🙂
И ни слова в защиту мяча, которого все бьют при первой же возможности. Это непрерывная пытка — пока он ни испустит дух. Футбол — это очевидная реклама садизма! До какой степени — этот мир очерствел, за редким исключением беспредельных гуманистов… Правда, появились команды футболистов, которые добились стопроцентной неявки болельщиков, а значит и играть не надо. Культурный отдых! Каждая команда лежит на своей стороне поля, а через сорок пять минут — меняются местами. Постоянная ничья. И по кубку каждой, по случаю завершения сезона!
Во-первых, вопрос о дискриминации в футболе 80 лет назад поставлен писателем Лазарем Лапиным и было предложено решение, когда старик Хоттабыч выбросил на футбольное поле 21 мяч, и каждый игрок получил по мячу.
Со своей стороны я обращаю внимание докторантки на то, что у нее на каждой руке мизинцы оказались в вопиющем неравенстве по сравнению с Большим и Указательным пальцами,
Очень важным практическим результатом ее работы было бы устранение неравенства между пальцами. Используя современные методы вырастить копии мизинцев и закрепить вместо большого и указательного.
Считаю своим долгом отметить, что положение Багаца, который не будучи избранным всем народом и присвоившего себе право судить обо всем, является примером вопиющего неравенства по отношению к избранному правительству, избранному кнессету, и народу страны,
которое согласно указанному решению Багаца также должно быть устранено.
И последнее, зачем тратить деньги на подобные раюоты и университеты, когда действительное неравенство существует, когда нехватает денег на борьбу с природными катастрофами.
Б.Фельдман