В минувшую субботу президент Трамп снова ненадолго отвлекся от 11-дневного летнего отпуска в своем нью-джерсийском гольф-поместье и слетал в Огайо, чтобы поддержать там 56-летнего консерватора Троя Балдерсона, кандидата республиканцев в Палату представителей, где в 12-м избирательном округе с 15 января освободилось место республиканца Пата Тибери.
Оппонентом Балдерсона выступает 31-летний демократ афроамериканец Дэнни О’Коннор, и, согласно последним опросам, их шансы примерно равны. Выборы состоятся 7 августа, и их результат чрезвычайно важен для Республиканской партии как тактически в Огайо, так и стратегически перед ноябрем. До Трампа в 12-й округ прилетали вице-президент Майк Пенс и спикер Палаты представителей Пол Райан, а до 4 августа Трамп выступил перед сторонниками во Флориде и Пенсильвании.
В субботу президент выступил в спортзале школы рядом с городом Колабмус, где собрались примерно три тысячи человек, и начал с того, что «тут у вас безумно жарко, во всяком случае, в моем новом костюме». На манеже его повестки дня были одни и те же: иммиграция, торговля и, конечно, СМИ с их «фейковыми новостями». Связывая это воедино, Трамп сказал, что бум в нашей металлургической промышленности и автопроме обязан его тарифам на импорт стали и алюминия, а все потому, что он знает, что делает. «Я учился в Wharton School of Finance и был очень хорошим студентом, — сказал президент, имея в виду престижную школу бизнеса при Пенсильванском университете, — Это важно, очень важно. А эти прибывают в Соединенные Штаты строить свои заводы, потому что не хотят платить налог». Выступая перед народом, Трамп чувствовал себя в своей тарелке. Своих высоколобых противников он назвал элитой и заявил, что настоящая элита Америки — это трудящиеся во главе с ним. «Они элитарнее меня? — спросил он под аплодисменты и одобрительное улюлюканье. — Да, я лучше во всем, что у них есть, включая это. И я стал президентом, а они нет. И это их бесит. Это вы элита. Вы умнее их».
Ославленный образованной Америкой за скверный синтаксис своих выступлений и прославленный за это народом попроще, в Огайо Трамп повторял, что Америка превыше всего, но подтверждал это своими свершениями за минувшие полтора года власти. Отметив политический опыт сенатора легислатуры штата Троя Балдерсона, президент сообщил об успехах в экономике, рост которой можно считать причиной повышенного интереса иностранных спецслужб. Связав триаду своей политики воедино, Трамп сказал, что «мы должны остановить это. Нужно остановить вмешательство, нужно остановить любого, кто на нас нападает. Но их много. Это Россия, это Китай. С Северной Кореей у нас хорошо получается, но они, вероятно, шпионят. А нужно остановить всех».
Обозреватели мигом отметили, что Трамп перестал называть вмешательство России во внутренние дела Америки выдумкой, хотя президент назвал так обвинения в его сговоре с Россией для победы на выборах. Русская служба «Голоса Америки», которая явно не жалует Дональда Трампа, сообщила, что «это заявление существенно отличается от предыдущих комментариев президента, в которых он отрицал иностранное вмешательство даже после того как несколько его советников высказали опасения по поводу внешней угрозы». Далее, отметил «Голос Америки» на русском языке, «президент, в отношении которого ведется федеральное расследование в связи с возможным сговором с Россией, заявил, что вмешательство будет приобретать действительно большие масштабы, поскольку США возвращают свое богатство».
Одним их самых активных критиков Трампа со дня его вступления в избирательную кампанию стала калифорнийская сенатор-демократ Даяна Файнстейн, которой сейчас 85 лет. Она входит в сенатский комитет по разведке, где идет расследование возможного сговора помощников Трампа с Россией перед выборами 2016 гола, и на прошлой неделе стало известно, что в офисе Даяны Файнстейн в Сан-Франциско 20 лет работал сотрудник, завербованный разведкой КНР. «У лидера расследования России, Дайаны Файнстейн, — заявил Дональд Трамп в Огайо, — личным водителем 20 лет был китайский шпион. И она возглавляет российскую охоту на ведьм. Вот так. А потом говорит мне: что вам известно про то и про это. Да ладно…»
По поводу нелегальной иммиграции Трамп заявил, что «платформа Демократической партии в том, чтобы запретить ICE (полицию иммиграционно-таможенной службы) и не волноваться по поводу преступности. Мы говорим о тысячах нелегалов. Мы хотим, чтобы наша страна стала убежищем для законопослушных американцев, а не уголовников-иностранцев». Коснувшись СМИ, большинство которых его не любит, Дональд Трамп похвалил Fox News, заявив, что по рейтингу этот телеканал намного превосходит его ненавистников из CNN и MSNBC. «Хэннити, Лора Ингрэм, Такер Карлсон, Стив Дуси, великий Лу Доббс, Мария Бартиморо, — перечислил президент ведущих Fox News. — Да CNN им в подметки не годится, а MSNBC и близко не стоит. (Канал) MSNBC такой коррумпированный, такой гадкий. Это группа фейковых новостей».
Отношения Трампа с большинством наших СМИ действительно не сложились, в чем их общая вина. Журналисты ведущих газет, журналов, радио и телестанций — люди в основном либеральные, а к тому же предвыборная позиция Трампа насторожила не только либералов, но и консерваторов. Ругать Трампа оказалось для прессы интереснее, чем хвалить, а когда демократы подкинули такую вечную для нашего времени тему, как «эта штука Россия», Трамп стал для левых СМИ постоянным мальчиком для битья, к чему он не привык.
В день его выступления в Огайо газета The Washington Post поместила статью своих корреспондентов Филиппа Ракера, Роберта Косты и Эшли Паркер под названием «Трамп в сомнительный момент своего президентства: частные размышления и публичный рев». С обычной ссылкой на безымянных «сотрудников администрации, друзей президента и советников Белого дома со стороны», которых для данной статьи набралось 14, ее авторы создали «портрет Трампа за кулисами». В статье говорится, что минувшую неделю Трамп провел в раздумьях о суде над бывшим менеджером его избирательной кампании Полом Манафортом, и «в редкие моменты самоанализа известный эгоцентризмом Трамп выражал постоянную неловкость «от того, что люди из его ближайшего окружения, включая старшего сына, попали под «российское расследование» только потому, что связаны с ним. «Но на людях, — написали авторы статьи в Washington Post, — Трамп ревет. Больше чем когда-либо президент направляет свое внутреннее разочарование и страх в голодную утробу обиды и оскорбления. С завидной частотой он сыпет ложными обвинениями и усиленной яростью нападает на предполагаемых врагов».
По данным отдела проверки фактов газеты, до прошлой недели за время президентства Дональд Трамп сделал 4 229 ложных или вводящих в заблуждение сообщений, причем за два последних месяца таких было 978. В отделе проверки (Washington Post Fact Checker) подсчитали, что президент делает это в среднем почти 7,6 раз в день, но статьи не показывают, хотя бы примерно, сколько раз в день наши СМИ, массовики-затейники и политики обвиняют Трампа в том, чего он не говорил и не делал. Трамп немедленно откликается обидными твиттерами, называя своих ругателей, в отличие от него, неудачниками, невеждами и недоумками. В доброй старой Англии прессу назвали «четвертым сословием» после знати, духовенства и простонародья, а у нас СМИ можно считать «четвертой ветвью власти» после законодательной, исполнительной и судебной.
Война власти с прессой в демократическом государстве — дело безнадежное, и 20 июля Трамп поговорил на эту тему в Овальном кабинете Белого дома с 37-летним Артуром Оксом Сулцбергером-младшим, новым издателем газеты The New York Times. «Издатель был прав, защищая достойных мужчин и женщин, которые делают свою работу, — написала по этому поводу Сюзен Филдс, обозреватель газеты The Washington Times. — Четких репортеров нельзя смешивать с репортерами, которые размывают факты своими мнениями», далее добавив, что в демократическом обществе пресса и правительство — «естественные антагонисты». Это противостояние она назвала «несовершенным, но важным для того, чтобы оба были честными, но оба страдают от оскорбительных политических пращей и стрел».
В своем бессмертном монологе Гамлет задался вопросом, быть или не быть, а в частности, «что благородней духом — покоряться пращам и стрелам яростной судьбы иль, ополчась на море смут, сразить их?» В случае с Дональдом Трампом этот вопрос не стоит, хотя по-шекспировски он больше норвежский вояка Фортинбрас, чем датский мямля Гамлет. Недаром в январе на совещании с членами администрации и Конгресса наш президент заявил, что США следовало бы принимать больше иммигрантов из таких стран, как Норвегия, с премьер-министром которой, Эрной Солберг, он накануне встретился в Белом доме.