На девятом этаже федерального суда в Александрии, штат Вирджиния, продолжается процесс бывшего главы избирательного штаба Дональда Трампа, знаменитого политтехнолога Пола Манафорта, который обвиняется в уклонении от налогов и банковском мошенничестве. Это первый процесс в рамках «Рашагейта». Судья Томас Эллис заранее предупредил, чтобы прокуроры «не увлекались» и не пытались играть на нынешней «антипатии» к России. Большинство американцев, заметил он, «не отличают украинцев от русских».
«Я предполагаю, что ни один свидетель обвинения не промолвит слова «Россия», — заверил его прокурор Грег Эндрес. Совсем обойти это слово вряд ли удастся, поскольку деньги, якобы укрытые подсудимым от налогов, были получены им за работу у Виктора Януковича. Прокурорам рано или поздно придется объяснить присяжным, что тот стоял на пророссийских позициях. Но пока Россию на процессе действительно как корова языком слизнула.
С мая прошлого года, когда минюст назначил его расследовать вмешательство России в американские выборы, спецпрокурор Роберт Мюллер привлек к суду 36 человек. В основном это россияне, которые попадут в американский суд, только если их арестуют в Таиланде, как Виктора Бута, или на Мальдивах, как Романа Селезнева. Из пяти привлеченных Мюллером американцев четверо сочли за благо признать вину. Отдать себя на милость присяжных дерзнул лишь 69-летний Манафорт, озадачивший этим выбором наблюдателей, которые склоняются к мысли, что он надеется на помилование Трампом. До сих пор Манафорта приводили в суд в зеленом тюремном одеянии, но теперь он является в зал судьи Эллиса в дорогом темном костюме и рубашке с галстуком. Это самый большой зал в суде, который вмещает около 100 человек. Все журналисты там не поместились, и суд выделил им отдельное помещение с прямой видеотрансляцией. Арестантов всегда переодевают перед судом в цивильное , чтобы вид тюремной робы не настроил против них присяжных. Это противоречит задаче обвинения, и оно пытается настроить присяжных против Манафорта живописными картинами его роскошной жизни, в которой фигурировали наручные часы от House of Bijan за 21 тысячу долларов и куртка из страуса за 15 тысяч.
Последняя породила лавину откликов в прессе и в соцсетях. Люди интересовались, где приобрел Манафорт одежку из страуса, и что вообще она собой представляет.
Алексис де Токвиль недаром отметил в своей «Демократии в Америке» замечательную склонность американцев к самоорганизации: в сети обнаружилась «Американская страусиная ассоциация», по словам которой, «пропитанная натуральными жирами кожа страуса противодействует высыханию, растрескиванию и затвердеванию».
Как говорится на сайте ассоциации, «характерные и удобные изделия из страусиной кожи служат признаками принадлежности к истеблишменту, богатства и признания».
Кроме манафортовских курток, из страусиной кожи делают обувь, портмоне, пояса и дамские сумочки, в частности, модели Hermes Birkin, которые стоят много дороже манафортовской куртки. 15 тысяч, в которые она обошлась Манафорту, — это нормально. Манафортовская одежка, возможно, пришла от Gucci, чей Biker Jacker рекламируется за $14. 200. Мгновенно вспомнили, что Янукович имел слабость к страусам и держал их в своем личном зверинце. В 2015 году репортер BBC донимал его вопросами на эту тему.
Янукович заявил, что зверинец принадлежал не ему лично, и что страусы «там просто оказались». «Я держал страусов, — сказал он. — Ну что в этом плохого?!» На этот вопрос охотно ответят западные радетели прав животных. В 2016 году они обнародовали душераздирающие записи забоя страусов на южно-африканских фермах.
На днях судья предупредил прокуроров, что не позволит им настраивать присяжных против Манафорта, показывая им его фото «на коктейлях с полуголыми женщинами». Прокурор Эндрес заверил его, что обвинение не планирует демонстрировать снимки ни с полуголыми женщинами, ни с российскими флагами. Вместо этого, присяжным рассказали о куртке из страуса и о часах от House of Bijan, чей менеджер давал показания в среду и резюмировал, что Манафорт был отменным клиентом. В этот день прокуратура отвела душу, вызвав кучу свидетелей, которые продавали подсудимому дорогие вещи — от машин до ковров. Почти каждый показал, что нашел необычной манафортовскую систему оплаты покупок: обычно это был перевод из заграничного банка. Судья, который не в восторге от этой прокурорской тактики, регулярно напоминал присяжным, что Манафорта судят не за то, что он богат. Список вещдоков, которые предъявит присяжным прокуратура, насчитывает 500 позиций. За неделю до процесса она обнародовала сотни документов о работе, которую проделали для Януковича и его Парии регионов отборные заокеанские политтехнологи, включавшие не только республиканца Манафорта, но и будущего стратега Берни Сандерса демократа Теда Девайна. Документы начинаются с 2005 года, когда Януковича прокатили на повторных выборах. Манафорт отправил тогда письмо с рекомендациями украинскому олигарху Ринату Ахметову, который поддерживал Януковича. Имидж Януковича на родине «отравлен так же, как тело Ющенко было отравлено диоксином», — писал американский политтехнолог.
По словам Манафорта, «исторический рост» партии Януковича «был прямо связан с ее способностью раздавать коврижки», которая с утратой власти — исчезла.
Политтехнолог взялся улучшать имидж Януковича и организовал в декабре 2006 года его гранидиозный митинг с помощью своих американских коллег, Тима Юнеса и Бобби Пида, которые потом работали у Трампа. Манафорт и Девайн рекомендовали в 2006 году поручить представителям Януковича обвинять тогдашнее руководство Украины в наивности, поскольку оно «считает, что правительство может давать России пощечины без последствий».
Обнародованные прокуратурой документы — бесценный источник информации для всех, кто интересуется кухней американского пиара и расценками его кудесников. Девайн, например, показал, что ему положили полмиллиона долларов и еще сто тысяч, если клиент, то есть Янукович, победит на выборах 2010 года. Девайн, в отличие от Манафорта, проявил себя принципиальным человеком. После победы Януковича его соперницу Юлию Тимошенко арестовали. Фирма Девайна заявляет сейчас, что, «после того как администрация кандидата в президенты, на которого мы работали, арестовала его политическую оппонентку, мы отказались работать дальше. Затем мы отклонили дальнейшие предложения работать в его последующих кампаниях».
В апреле 2012 года Девайн действительно отказался обслуживать новую кампанию Партии регионов. Партнер Манафорта Рик Гейтс написал ему, что «мы снова достигли точки, когда должны отказаться от всей политической работы в США ради работы в самой любимой стране каждого — Украине». Девайн ответил вежливым отказом.
После того как Януковича свергли в 2014 году, и он бежал в Россию, Гейтс снова пригласил Девайна в Киев, чтобы тот проконсультировал «Оппозиционный блок». В деле имеется переписка, в которой Девайн объявляет свою таксу. «Хорошо, — написал он Гейтсу. — Мои расценки за подобную работу составляют 10 тысяч долларов в день, включая дни, проведенные в дороге. Так что если вы хотите, чтобы я вылетел из США в понедельник, 6 июня, и вернулся в пятницу, 20 июня, то это будет 5 дней, по 10 тысяч в день, итого 50 тысяч». «Прекрасно!» — ответил Гейтс, который давно признал себя виновным во лжи на допросе и согласился сотрудничать со следствием. В своей вступительной речи адвокат Манафорта постоянно переводил стрелки на Гейтса, чьих показаний ожидают с нетерпением, хотя прокуроры дали понять, что не обязательно его вызовут. Возможно, они решат приберечь Гейтса для второго процесса Манафорта, который начинается в Вашингтоне 17 сентября. На нынешнем процессе у прокуроров гора документов. Обычно они предпочитают работать с бумагой, которая не врет, все помнит и не путается, а не с живыми свидетелями обвинения. Если прокуроры почувствуют, что бумага точно утопит Манафорта, то они оставят Гейтса на сентябрь. Впрочем, судья предупредил их в четверг, что без показаний Гейтса им вряд ои удастся доказать вину Манафорта, чья защита утверждает, что Гейтс в основном вел их дела и управлял денежными потоками, а Манафорт был не в курсе. Этот довод поставили под сомнение показания их бухгалтеров, которых прокурор выпустила на арену после торговцев предметами роскоши.