Однажды по дороге в синагогу в субботу рабби Леви Ицхак из Бердичева (1740 — 1810) встретил еврея с сигаретой.
— Шолом алейхем! — приветствовал его ребе. — Может, вы не знаете, что сегодня суббота?
— Знаю.
— Может, вы не знаете, что в субботу нельзя курить?
— Знаю.
— Владыка мира, как велик Твой народ! — воскликнул рабби Леви Ицхак, который не гневом, а любовью вдохновлял людей. — Как бы евреев ни притесняли, чтобы с ними ни делали, они все равно не лгут!
Многие пытаются контролировать поведение окружающих. Однако зачастую «действие рождает противодействие»; и чем больше сил вкладывают люди, пытаясь навязать другим свою волю, тем чаще сталкиваются с большей силой отпора. И если кого-то и может контролировать человек, так только самого себя. Впрочем, исправляясь, человек становится примером для подражания, вдохновляя и направляя других. Тот, кто стремится управлять людьми, контролировать события окружающего мира, должен сначала научиться управлять собой!
Тора рассказывает нам об ошибке Моисея, из-за которой он не удостоился войти в Землю Израиля. Этот рассказ является не критикой Моисея, а уроком мудрости, который извлекает из этой истории рабби Леви Ицхак из Бердичева. Моисей молил Всевышнего о том, чтобы ему было позволено войти в страну Израиля. «Но разгневался Всевышний на меня из-за вас и не послушал меня» (Дварим, 3:26), — вспоминает Моисей о событиях, произошедших после смерти Мирьям, когда исчезли источники воды.
Зачем вы привели общину Всевышнего в эту пустыню, чтобы мы и наш скот пали там? — жаловались евреи Моисею и Аарону. — Зачем вы вывели нас из Египта? (Бамидбар, 20: 4-12). Тогда Всевышний указал Моисею: «Возьми посох и собери общину… и на глазах у всех скажи скале, чтобы она дала воду». Когда евреи собрались у скалы, то Моисей сказал им: «Слушайте, бунтари!» — поднял руку и ударил посохом дважды по скале, и вода полилась из скалы. Тогда Всевышний обратился к Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою пред народом Израиля, не введете вы эту общину в землю, которую Я дал им».
Итак, в чем ошибка Моисея?
По мнению Маймонида (1135 — 1204), Моисей был наказан за то, что разгневался на евреев, назвав их «бунтарями». Моисей потерял контроль и как следствие потерял свое положение лидера, назначив вскоре Йегошуа главой народа. Урок заключается в том, что тот, кто не может управлять собой, не может управлять и другими людьми. «Всевышний разгневался на меня из-за вас», — вспоминает Моисей. Моисей разгневался на евреев, и за это Всевышний разгневался на Моисея. Как человек относится к людям, так же к нему относятся Небеса… Однако, по мнению Раши (1040 — 1105), Моисей был наказан за то, что ударил по скале, а не «говорил» с ней. Моисей упустил возможность показать евреям, что даже скала повинуется слову Всевышнего, и вдохновить евреев подчиняться Его слову. Но если Всевышний указал Моисею «говорить» со скалой, то почему он ударил по ней? — удивляется рабби Леви Ицхак. — Моисей, конечно же, попытался сначала «говорить» со скалой, но скала не услышала слов Моисея. Поэтому он был вынужден ударить. Таким образом, два разных объяснения Маймонида и Раши являются двумя сторонами одной медали. Моисей потерял силу слова, которая позволяла ему творить чудеса. Скала отнеслась к Моисею так же, как он отнесся к евреям, когда, проявив гнев, назвал их «бунтарями».
Моисей был не только лидером народа, но и человеком, способным творить чудеса, управлять явлениями природы. Однако отношения праведника с миром являются следствием его отношений с людьми. Если община с любовью принимает слова праведника, то и окружающий мир с любовью подчиняется его слову. Если же, проявляя гнев, он пытается навязать людям свою волю, то и окружающий мир не исполняет его слова. Впрочем, не только лидер народа, но и глава семьи, да и каждый из нас, обретает влияние на окружающий мир по мере того как учится контролировать себя. Мы обретаем силу слова, если, не навязывая своей воли, строим отношения уважения и любви с людьми.
Художник Алекс ЛЕВИН