— Я не могу молиться! — семнадцатилетний заключенный концлагеря «Терезиенштадт» Мордехай прервал свою молитву в бараке и в отчаянии обратился к раву Йоне Форсту. — Каждый день я вижу гибель евреев, как же я могу произносить слова: «Благословен Всевышний, который любит народ Свой Израиль»?
— Мы не можем этого понять, но должны верить сердцем: «Все, что ни делается — к лучшему» и даже переживаемые нами страдания — к нашему же благу, и потрясения этой войны лишь усилят наш народ, — сказал рав Форст.
— Да, наш народ испытывает великие страдания, но скажи мне: ты предпочел бы быть палачом, а не жертвой? — спросил, задумавшись, раввин. — Ты хочешь поменяться судьбой, например, с этим убийцей, или, может быть, с тем?
— Нет, — ответил Мордехай, посмотрев на немецких солдат — палачей, на которых указывал раввин, и продолжил молитву.
«Рав Йона Форст поддерживал дух заключенных в лагере, и я стал его учеником после войны», — рассказал рав Яаков Спицер, будучи свидетелем этого диалога в концлагере.
После освобождения из лагеря Мордехай уехал к родственникам в Австралию, а Яаков Спицер стал учеником рава Йоны Форста в иешиве «Нитра» в Нью-Йорке. Эту иешиву основал легендарный рав Михаэль-Дов Вайсмандель (1903–1957), который предпринимал героические усилия по спасению евреев во время Холокоста.
Услышав эту историю в доме рава Спицера в Бруклине, я попросил его объяснить слова рава Форста. Вместо ответа, рав Спицер взял с полки трактат Талмуда, посвященный благословениям, и прочитал: «Человек должен благословлять за плохое так же, как за хорошее». Конечно же, услышав плохое известие, человек страдает, а узнав о чем-то хорошем, — радуется. Не случайно мудрецы Талмуда установили разные благословения: благословляя на плохую новость, говорят: «Всевышний — справедливый Судья», а на хорошую — «Всевышний — творящий добро». Так почему же мудрецы писали, что «человек должен благословлять за плохое так же, как за хорошее»?
Принимая страдания, человек все же стремится поверить: «Все, что исходит от Всевышнего — к добру».
И даже то, что является сегодня причиной страданий, может в будущем стать причиной радости. Потому еврей должен уметь с верой принимать страдания.
Мудрецы Талмуда писали: «Три дара были даны народу Израиля, и обрести их можно лишь через страдания: Тора, Страна Израиля и мир грядущий» (Брахот, 5а).
Обращаясь к первому еврею Аврааму, Всевышний обещал: «Знай, что пришельцами будут потомки твои в чужой земле и поработят и будут угнетать их… а потом выйдут они с великим богатством» (Шмот, 15:13). Преодолевая египетское изгнание, угнетения и страдания, евреи обрели великое богатство — удостоились принять Тору и войти в страну Израиля. Без страданий рабства не было бы и радости освобождения. Наша вера превращает тьму страданий в свет.
«Удивительна судьба нашего многострадального народа, пережившего разрушения Храма и изгнания, инквизиции и крестовые походы, погромы и Холокост, говорит рав Яаков Спицер, показывая мне фотографии своих детей, внуков и правнуков — более семидесяти потомков! — Наш народ составляет долю процента населения планеты. Но какую великую роль играли и играют евреи в истории человечества!»
В день разрушения Иерусалимского Храма 9 Ава мы скорбим о страданиях, которые пережил в изгнании наш народ. Однако само название этого траурного месяца Ав, что дословно на иврите означает — отец, вдохновляет верой: подобно любящему отцу, который упрекает своего сына для его же пользы, Всевышний упрекает свой народ. Придет время, евреи преодолеют все страдания изгнания, вернутся на свою Землю, и разрушенный Храм будет отстроен!
Художник Алекс ЛЕВИН