Чья честь важнее?

Перед возведением переносного Храма Моше призывает евреев соблюдать шаббат, затем просит собрать пожертвования — материалы для Мишкана, его обстановки и одежд священников. Б-г назначает Бецалеля и Оголиава главными специалистами и руководителями «проекта». Евреи жертвуют так много золота, серебра, драгоценных камней, шкур животных, шерсти, благовоний и других материалов, что вскоре образуются большие излишки, и Моше велит прекратить сбор. Далее описаны специальные завесы с двумя разными покрытиями для крыши и входа в Мишкан. Стены составлены из деревянных балок, покрытых золотом и вправленных в серебряные подножия. Бецалель готовит деревянный Ковчег Завета для хранения Скрижалей, обитый золотом снаружи и изнутри. На золотой крышке Ковчега выполнены два крува — человекоподобные фигурки с вытянутыми вперед и вверх крыльями, смыкающимися в виде арки. Стол для хлебов также сделан из дерева и покрыт золотом. Менора выкована из цельного слитка чистого золота. Далее описан порядок изготовления двух жертвенников: малого — для воскурения благовоний и большого — для жертвоприношений.

После завершения всех работ Моше дает подробный отчет о расходе материалов на строительство Храма. Евреи приносят готовые изделия; Моше положительно оценивает их труд и благословляет народ. Б-г велит Моше установить Мишкан первого нисана и описывает порядок монтажа и размещения храмовой утвари. Моше выполняет все указания. Мишкан готов. На него опускается «облако Славы». Это значит, что Б-г вселился в свою земную обитель. Когда облако поднималось над Мишканом, евреи отправлялись в путь. Ночью дымное облако сменялось огненным столбом.

«Шесть дней будет совершаться работа, а день седьмой да будет свят для вас. День полного покоя, посвященного Б-гу…» (35:2).

В разделе «Ваякель» заповедь субботы предшествует описанию Мишкана. Это сделано для того, объясняет РАШИ, чтобы преподать нам важный урок: святость шаббата столь велика и обязательна, что нарушить ее нельзя даже ради строительства Храма.

Однако в разделе «Ки тиса» порядок обратный: вначале описаны работы, относящиеся к Мишкану, и лишь затем следует предупреждение: «Но субботы Мои храните» (31:13). Приоритет шаббата выражен здесь разделительным союзом «ах», «но».

Комментаторы спрашивают: почему в «Ки тиса»на первом месте стоит Мишкан? Ведь можно было расположить их в порядке значимости, как в «Ваякель»: вначале — шаббат, а потом — Святилище, и тогда не потребовалось бы вводить слово «ах». А то получается, что Составитель Торы так увлекся описанием Своего земного жилища, что «забыл» о главном — шаббате.

Нет, не забыл. Шаббат и Мишкан поменялись местами не случайно. В концепции шаббата заложено уважение к чести Б-га, который создал мир за шесть дней, а в седьмой день «прекратил всю работу Свою». Мишкан же символизирует честь народа Израиля, поскольку само его появление доказывает, что Б-г простил евреям грех поклонения золотому тельцу.

Обращаясь к Моше в разделе «Ки тиса», Б-г выражает Свою любовь к еврейскому народу тем, что ставит их честь (строительство Храма) впереди Своей чести (шаббата). А в «Ваякель» уже сам Моше говорит с евреями. Будучи их посланником и полномочным представителем, он отдает предпочтение чести Тв-рца — вначале учит народ соблюдать субботу, и лишь потом дает указания о Мишкане. Поэтому в первом случае пришлось вводить союз «ах», чтобы люди усвоили абсолютный приоритет шаббата, а во втором случае «ах» не потребовался.

Чашечка — завязь — цветок

«И сделали Менору из чистого золота…и основание Меноры, и ствол ее, и украшения в виде чашечек, завязей и цветков были выкованы из того же слитка» (Шмот, 37:17).

Описывая храмовый светильник, Тора перечисляет его украшения в строгом, неизменном порядке: чашечки, завязи и цветки. В этой неизменности, как и в любой другой композиционной детали Мишкана и его обстановки, заложен глубокий смысл.

Развитие человеческого разума делится на три этапа. В детстве и юности мы заняты в основном сбором информации. Мозг ребенка похож на чистый лист бумаги. Пока он не будет заполнен информацией, ребенок не способен на разумные суждения и не может делать здравые выводы. Его память наполняется знаниями, как чаша вином. Чашечки Меноры выражают эту концепцию.

Затем наступает второй этап. Накопив информацию, молодой человек погружается в себя. Он на время отстраняется от внешнего мира, чтобы привести в порядок и усвоить те знания, которые успел собрать. Он много размышляет; его мозг напряженно работает. Этот этап представлен в шарообразных «завязях» Меноры.

«Юноша, обдумывающий житье», учится концентрированно мыслить. Само слово «концентрация» подразумевает замкнутую цикличность и ориентацию на «центр», стремление на время отгородиться от окружающего мира. Однако второй этап невозможен без первого. Для размышлений нужна пища — накопленная информация.

Мудрый царь Шломо наставлял молодежь в своих «Притчах» («Мишлей»): «Иди к муравью, ленивец!» Человек должен, подобно муравью, кропотливо собирать знания, чтобы затем использовать их в своем интеллектуальном развитии. Как сказано в трактате Мишны «Авот»: «Если нет муки, то нет и Торы». Если ты не собрал достаточный объем информации, «муки знания», тебе не из чего будет печь хлеб, а если и спечешь что-нибудь, то лишь безвкусное печенье.

И наконец заключительный этап: из накопленных и переработанных знаний прорастают цветы собственных идей. Цветок — это всегда нечто совершенно новое и неожиданное. Так и наши идеи. Они поражают своей новизной, оригинальностью, несмотря на то, что представляют собой результат естественных, хотя и скрытых от глаза процессов, происходящих в «недрах» нашего разума.

Менора, внешне похожая на раскидистое дерево с направленными вверх ветвями, воплощает собой извечную устремленность человека к свету запредельной мудрости, к мудрости Торы. Приблизиться к этой мудрости можно, лишь следуя порядку в конструкции светильника: чашечка, завязь, цветок.

Сто золотых подножий

«И пошло сто кикаров серебра на отлитие подножий для балок стен Святилища и подножий столбов — сто подножий из ста кикаров, по кикару на подножие» (38:27).

Наверное, именно эти подножия имел в виду царь Шломо, когда аллегорически описывал великолепие облика Тв-рца в «Песне Песней»: «Руки Его — округлости золотые, испещренные хризолитами; живот Его — полированная слоновая кость, покрытая сапфирами; голени Его — столбы мраморные, поставленные на золотых подножиях…» (Шир ха-ширим, 5:14-15).

Мудрецы говорят, что в честь этих ста подножий царь Давид, отец Шломо, ввел традицию произносить ежедневно сто благословений в адрес Вс-вышнего.

Но какая тут связь? Слово «аданим», подножия, очень созвучно произносимому в благословении Имени Б-га,: «А-до-най». К тому же, подножия служили основанием для Мишкана, а основой молитвы, заменившей Б-гослужение в Мишкане и Храме, является заключительное слово «Амен» («истинно, верно»), которое можно рассматривать так же, как аббревиатуру слов «Э-ль Мелех Неэман», Б-г, Царь истинный.

Так нам сердце велело…

«Потом пришли (сыны Израиля) — каждый, кого подвигло сердце его, и каждый, кого побудил дух его…» (35:21).

Что отличает самых богатых людей планеты, самостоятельно сколотивших миллионные состояния? В чем состоит их главное преимущество перед другими людьми? В первую очередь, конечно, инициативность. Инициативный, предприимчивый человек никогда не останавливается на достигнутом. Он думает не о том, что имеет, а о том, чего он еще не достиг. Он ставит перед собой задачу и прилагает все усилия, чтобы добиться ее выполнения.

«Каждый, кого подвигло сердце его». Строители Мишкана проявили в первую очередь ни с чем не сравнимый энтузиазм, поскольку, кроме энтузиазма у них больше ничего не было: ни опыта, ни образования, ни учителей. Поколение пустыни не кончало университетов и техникумов, не посещало курсов повышения квалификации. В Египте они лишь таскали кирпичи и месили строительный раствор, а навыки плотников, вышивальщиков, чеканщиков по золоту, серебру и меди, огранщиков драгоценных камней приобретали на месте, в ходе строительства Храма.

Они были настоящими первопроходцами, дерзновенными мечтателями. Их порыв был успешным, потому что они строили не архитектурный шедевр раннебиблейского периода, а духовное пространство, земную обитель для Б-га. Духовное богатство приобретается так же, как и материальное — благодаря инициативе и вере в успех.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора