
Жилой комплекс Starrett-City в Бруклине считается самым крупным в США среди тех, которые субсидируются федеральной казной, и самым «русскоязычным», так как в нем живет максимальное в Нью-Йорке количество наших иммигрантов. На площади в 140 акров по обе стороны Пенсильвания-авеню в районе Ист Нью-Йорк привольно стоят 46 многоэтажных домов, где живут около 14 тысяч человек. В Starrett-City своя вооруженная охрана, своя электростанция и почта, свои гаражи и спортплощадки, магазины и офисы, синагога и церковь. Недавно этот комплекс перешел из рук в руки за 1,3 млрд. долларов. Но эта сделка была блокирована министерством жилищного строительства из-за опасений жильцов, что им могут поднять квартплату.
Жилой комплекс Stuyvesant Town в Нижнем Манхэттене тоже для людей с низким доходом и тоже сменил владельцев, но за 5,4 млрд. долларов и без осложнений. Этот комплекс гораздо больше Starrett-City — в Stuyvesant Town и соседнем Peter Cooper Village на 80 акрах дорогой манхэттенской земли стоят 110 кирпичных домов с 11232 квартирами. Русскоязычных иммигрантов там почти нет, но евреев хватает, и синагоги, стало быть, тоже есть. На днях евреи Stuyvesant Town возроптали, запротестовав не от плохой, а от хорошей жизни.
Религиозным евреям Stuyvesant Town не понравилось намерение новых владельцев комплекса ввести в подъездах домов систему электронных замков, которые открываются именными пластиковыми карточками. В соседнем Peter Cooper Village эта система уже введена, и все жильцы получили карточки, куда внесена их личная информация. Чтобы войти в подъезд, нужно вставить эту карточку в прорезь электронного замка — и добро пожаловать, но посторонним вход запрещен!
Но все далеко не так просто, когда безбожная цивилизация сталкивается с религиозной ортодоксией. На время шаббата, то есть от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу, а также в религиозные праздники, которые иногда длятся несколько дней, верующие евреи не могут заниматься работой, связанной со сложной технологией, а в данном случае — вставлять карточки-ID в электронный замок. По словам 67-летней Джанет Шак, которая живет в Stuyvesant Town больше четверти века, евреев этого комплекса «делают узниками собственных домов», и деваться им некуда. Шак возглавила движение протеста, агитируя единоверцев писать письма менеджерам комплекса. От евреев, живущих в Peter Cooper Village, Джанет Шак узнала леденящие душу подробности, как им приходится по полчаса стоять у своих домов, ожидая, пока их впустят в подъезд. Иногда для этого приходится идти к будке дежурного охранника при въезде в комплекс, а до нее от иного дома три квартала. Но и в этом случае приходится ждать, пока в будку дежурного подойдет сменный охранник.
Комплекс Stuyvesant Town купила гигантская корпорация Tishman Speyer, представитель которой Говард Рубенстайн пояснил, что там знают о религиозной проблеме жильцов-евреев обоих комплексов и уже пошли им навстречу, решив на время шаббата и праздников выдавать обычные ключи. Представляющий интересы религиозных евреев Нью-Йорка в легислатуре штата Дов Хайкинд из Бруклина помогал решить эту проблему и доволен результатом. Евреи Stuyvesant Town отделались легким испугом, а вот в Peter Cooper Village им пришлось мучиться целый год. Как говорят иноверцы, Б-же, спаси и помилуй!




