Юрий Трифонов в романе о Желябове срифмовал частушкой загадку земной юдоли: «Одни рождаются, чтоб делать революции, другие…» ничего великого в жизни не совершают. Могут быть скромными, порядочными, но не отмечены знаком судьбы. Жизнь прошла — и забылся человек.
У Марка Твена янки, посетив загробный мир, узнаёт, что Шекспир у них там числится лишь четвёртым среди литературно одарённых смертных. Куда шекспировскому дарованию до глухого сапожника, никак в нашем мире не проявившегося! Эта отмеченность известна наблюдательным людям под словом «судьба». «Какую биографию делают нашему рыжему! Как будто он кого-то нарочно нанял», — сказала Анна Ахматова о преследованиях Иосифа Бродского. Арест, заключение, две психушки, процесс и ссылка проложили Бродскому тропу к мировой славе и к Нобелевской премии. Не было на Руси великих поэтов без трагичной судьбы. Остаётся загадкой: как советские власти угадали — кого преследовать, кто является «нобелевским материалом»? Или у них был особый нюх на таланты?
Похожа доля народов. Иные проходят свою историю бесконфликтно и благополучно исчезают. Периодически на земном шаре умирают один-два языка — кончаются их носители. Другие народы проживают бурную жизнь, а лишь потом незаметно угасают. Ассирийцы в XXIV веке до н. э. создали первую в истории империю. В VIII веке до н. э. они захватили царство Израиль и отправили в изгнание 10 колен израилевых. Судьба этих колен поныне неизвестна. Но в начале VII века до н. э. Ассирию завоевали вавилоняне. С тех пор в мировых событиях ассирийцы не замечены. Они тихо угасали. В начале XX века по разным странам мира были рассеяны около миллиона ассирийцев. Сейчас осталась, наверное, четверть того.
Не такая судьба ровесников ассирийцев — евреев. Нас отличает от безжалостных завоевателей ассирийцев, а также от всех прочих народов, в разные века наших современников, вечная судьба избранного народа, назначенная нам Творцом. Причём эта судьба, похоже, остаётся с нами независимо от нашего поведения.
Евреи как народ возникли в годы египетского рабства, в которое попали из-за низкого поступка: 10 сыновей патриарха Яакова продали в рабство своего брата Иосифа. В рабстве история евреев могла и закончиться. Но не судьба.
Появился Моисей с миссией от Всевышнего: вывести евреев из Египта. Такое предприятие — вырваться из рабства — захватило небольшую часть народа. Рабство стало привычным. 80% евреев по преданию решили не уходить и сгинули во Тьме Египетской. Этот сюжет: разделение народа в судьбоносный момент преследует нас всю нашу историю.
Оказавшись в пустыне, евреи — те 20%, что решились покинуть Египет — получили повеление отправиться на завоевание Земли Израиля. 10 из 12 разведчиков, все — главы колен народа, осмотрев Страну Обетованную, отговорили евреев от этого предприятия. «Это земля, поедающая живущих на ней (Бемидбар 13:32)», — сообщили они. Народ поверил клевете, и был за это жестоко наказан. «В пустыне этой падут трупы ваши (кроме двоих разведчиков-оптимистов)». Казалось, история молодого народа закончилась. Но Всевышний продолжил: «Дети же ваши… их введу Я» (14:29-32).
Быть избранным народом не сулит лёгкой жизни. Скорее наоборот. Смерть поколения исхода в пустыне была лишь началом наказания за нашу минутную слабость. Царь Давид поведал в псалме 106: «И пренебрегли они вожделенной землей, не поверили Его слову… Тогда поклялся Он… что повергнет их в пустыне. А их потомство повергнет среди народов и рассеет их по странам» (4-27). Значит, двухтысячелетнее рассеяние, заканчивающееся на наших глазах, также стало следствием той давней ошибки.
К началу нашей эры евреи стали многочисленным и крайне воинственным народом. Гражданской войной в осаждённом Иерусалиме в 68 — 70 годы н. э. они обрекли на разрушение Храм, Иерусалим и Иудею. Казалось, что евреям уготована участь ассирийцев. Однако судьба евреев иная. Мы не исчезли и к началу ХХ века вновь размножились. Пришла пора возвращаться в Землю Израиля. Мир Декларацией Бальфура от 2 ноября 1917 года, включённой Лигой наций 24 июля 1922 года в текст мандата Великобритании на управление Палестиной, признал это.
И тут повторилась ситуация «пустыни». Духовные пастыри европейских евреев, как некогда 10 разведчиков — глав колен израилевых, призвали свои паствы оставаться в Европе. В ту пору среди ведущих раввинов только рав Кук, главный раввин подмандатной Палестины, занимал сионистскую позицию.
Больше 90% европейских евреев остались в Старом свете, более высокий процент, чем в пору нашего выхода из Египта, и сгинули в Холокосте. Из каждого крупного катаклизма выходит лишь малая часть избранного народа. Похоже, евреи постоянно подвергаются искусственному отбору.
С начала 70-х годов ХХ века случился большой исход советских евреев. В России мы провели примерно те же 210 лет — со времени трёх разделов Польши в конце XVIII века, как наши предки в Египте. Около половины отправились прямиком в Израиль, остальные предпочли «пустыню» Америки или Германии.
Сегодня в мире остались две большие еврейские общины — в Израиле и в Америке. И происходящее с американскими евреями всё больше напоминает трагедию евреев исхода, сгинувших в пустыне.
14 мая с. г. в Лос-Анджелесе состоялся праздник выпуска Hebrew Union колледжа, готовящего реформистских раввинов. Торжественную речь пригласили прочесть писателя Майкла Шабона, которому присваивали там почётную степень. Это было примерно, как если бы в начале 30-х годов прошлого века лекцию раввинам Германии прочёл доктор Йозеф Геббельс. Ведь доктор тоже не был абсолютно чужд еврейству — его знаменитая жена Магда имела еврея-отчима, еврея-любовника, её внучка после войны примет иудаизм, а правнук Хаим станет кадровым военным в Израиле.
Шабон в своей речи ратовал за исчезновение евреев. Если еврей женится на еврейке — предупреждал он, пара создаст «гетто для двоих». Такой брак «заключает в круг супружескую пару, отгораживает её и их будущих детей воображаемой стеной традиции, обычаев, общей истории и общим наследием хромосом и культуры». Напротив, смешанный брак, это — «источник всего человеческого величия».
Шабон высказал пожелание, чтобы иудаизм исчез: «В день, когда умрёт последняя еврейская пара, убедившись, что их дети женились на индусах, лютеранах, атеистах, суннитах (за что-то Шабон обошёл шиитов), буддистах, вина за это исчезновение ляжет непосредственно на иудаизм… Любая религия, опирающаяся, чтобы выжить, на обязательность эндогамии, на мой взгляд, не имеет аргументов в пользу своей ценности в повседневной жизни людей».
Естественно вспоминаются слова из читаемой в пасхальный Седер Агады о тесте патриарха Якова арамейце Лаване, желавшем ассимиляции семье зятя: «Фараон повелел истребить только мужчин, а Лаван стремился искоренить всех, ибо сказано: «Арамеянин — губитель отца моего».
Впрочем, Шабон сам поминал о пасхальном Седере, утверждая, что вся история о египетском рабстве евреев — выдумка. А злом в сегодняшнем мире — современным фараоном, является, по его мнению, Израиль.
Симптоматична не столько сама речь знаменитого писателя, как высокая оценка её президентом Hebrew Union колледжа рабби Дэвидом Элленсоном и деканом его лос-анджелесского кампуса Джошуя Холо. Из-за этой оценки Керолайн Глик утверждает в эссе для JP: «Послание Шабона является позицией реформистского движения».
Атаку на образовательную систему консервативного иудаизма провела антиизраильская организация «If Not Now» — отросток еврейской антиизраильской J Street. «If Not Now» образовалась во время операции израильской армии «Защитная стена» в 2014. Члены её организовывали тогда бурные протесты у офисов крупных еврейских организаций в Нью-Йорке и Бостоне, требуя прекратить поддержку Израиля и поддержать террористов ХАМАСа. Члены «If Not Now» читали поминальную молитву Кадиш по террористам ХАМАСа.
Перед началом нынешнего летнего сезона 15 выпускников престижных детских лагерей консервативного иудаизма Ramah, ставших членами «If Not Now», организовали семинары для индоктринации воспитателей Ramah. Некоторые члены «If Not Now» стремились наняться в эти лагеря воспитателями. Диверсия была остановлена руководством Ramah.
После того как антисионистские взгляды распространились в реформистском и консервативном иудаизме, естественно призвать евреев возвращаться в ортодоксальный иудаизм. Но и с ним не всё ладно. 3 июня с. г. около 16 тысяч членов хасидской секты сатмаров собрались в Нассау Колизеуме на Лонг-Айленде. Сын основателя секты, нынешний лидер американских сатмаров рабби Аарон Тейтельбаум упрекнул свою паству «во всё большем восхищении военными и политическими достижениями Израиля» и поучал её: «Мы не принимаем сионизм. Мы не участвуем в их войнах. Мы не принимаем никакого участия в Государстве Израиль. Мы будем вести войну Б-га против сионизма во всех его аспектах». Похоже, что необходимость созыва такого собрания свидетельствует о зарождении коррупции в антисионистском мировосприятии сатмаров.
Уильям Галдстон в статье для WSJ от 12 июня делает неутешительный вывод: «Израильские евреи превратились в «красное государство», в то время как американские евреи являются «синим государством». На американском политическом сленге «красное» означает республиканское, а «голубое» — демократическое.
В нынешних буднях США Демократическая партия, которую поддерживает подавляющее большинство американских евреев, стала антисионистской, если не антисемитской. О политическом расколе между израильскими и американскими евреями свидетельствуют результаты опроса, проведённого недавно Американским еврейским комитетом.
77% израильских евреев одобряют подход президента Трампа к отношениям между США и Израилем, по сравнению с 34% американских евреев. 85% израильских евреев, но только 46% американских приветствуют решение Трампа признать Иерусалим столицей Израиля и переместить туда посольство. 59% американских евреев поддержали бы демонтаж, по крайней мере, некоторых поселений в Иудее и Самарии в рамках окончательного урегулирования с палестинцами; только 39% израильских евреев сделали бы это. 80% американских евреев, но только 49% израильских позволили бы консервативным и реформистским раввинам проводить в Израиле свадьбы, разводы, а также переходы в иудаизм. И 73% американских евреев, но только 42% израильских поддерживают разрешение мужчинам и женщинам молиться вместе у Стены Плача.
53% американских евреев считают, что их мнение должно учитываться при принятии решений по вопросам безопасности Израиля, а 68% израильтян с этим не согласны. Наблюдая такие магистральные расхождения в отношении столь ключевых вопросов, поневоле радуешься, что эти общины разделяет океан.
Будущее еврейского народа, очевидно, принадлежит Израилю, и только ему. Что произойдёт с американскими евреями, которых сегодня, в зависимости от метода подсчёта, от 5,5 до 8 млн человек? Львиная часть их — нерелигиозные и реформисты — растают в американском обществе. В 2013 году 71% браков, заключённых евреями, были смешанными. Понятно, это были не браки ортодоксов. Лишь 33% детей в смешанных браках воспитываются евреями, хотя почему-то в либеральном Бостоне эта цифра вырастает до 60%. Но такие дети, когда приходит время, уже в 90% случаев вступают в брак с неевреями.
Модерн ортодоксы, к общине которых я давно принадлежу, ориентированы на Израиль. Большое количество семей — разделённые. Часть детей ещё в Америке, другие уже в Израиле. По такому пути предстоит пойти и прочим ортодоксам — ведь Земля Израиля — в центре их веры. «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя. Да прилипнет язык мой к нёбу моему, если не буду помнить тебя, если не вознесу Иерусалим на вершину веселья моего…», повторяют они вслед за царём Давидом строки из его 137 псалма.
Членам консервативного движения, недавно ещё самого многочисленного в Америке, а сейчас тающего, предстоит прибиться или к ортодоксам, или исчезнуть вместе с реформистами.
С момента нашего возникновения мы постоянно оказывались на развилке — сохраняться или уходить в небытие. Сейчас на этой развилке оказались американские евреи. К сожалению, решающие уйти, как не раз случалось в нашей истории, уходят не в никуда, а, как правило, в антиеврейские движения. Так сейчас антиизраильских политиков в американском Конгрессе возглавляет едва не ставший президентом США сенатор Берни Сандерс.
Новая книга Бориса Гулько:
«Мир еврея». Часть 2. 111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах. 547 страниц. 26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Мир еврея. Часть 1. 57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах. 269 страниц. 15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
«Путешествие с пере- садками». Три книги воспоминаний. 397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах. 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
http://infakty.ru/chudo-kotoroe-mozhno-uvidet-svoimi-glazami-nahoditsya-na-ostrove-chindo/
«Чудо, которое можно увидеть собственными глазами»
Море расступается в определенное время на несколько часов и по суше едут автомобили и идут люди.
Трудно поверить, если не увидеть.
Вполне возможно появление мнений, что Ваши выкладки неверны. Но, Полагаю, что мнение президента Трампа, в недавнем интервью насчёт евангелистов и ам. евреев, лишит легитимности такие возражения.
В Америке в десятки раз больше сионистских еврейских организаций, чем анти сионистских. Далеко не все реформисты против Израиля. Я бы сказал наоборот. Редкие и экзотические J- street и подобные малочисленны. Думаю, процент подобных в Израиле выше. Сатмары не признавали Израиль никогда, и 30 и 50 лет назад. Ничего нового. При этом , а я работал с ними, они очень про еврейски настроены, никаких смешанных браков, никакого антисемитизма.
Надуманная проблема.
Да, да, да, появились евреи типа Сандерса ( он кстати , не антисемит, а просто социалистический дурак. ) Шансов на победу у него нет. Более того, именно потому, что Сандерс еврей, студенты левые не выдвигали ни одного антисемитского лозунга.
Сегодняшние трения между евреями политические, связанные с поддержкой или неподдержкой Трампа. Кстати, демократы тоже за Израиль, как и республиканцы. Нет ни одного анти израильского решения , принятого демократами.
Проблемы большой нет, еврейское население Америки растёт. Кто-то уезжает в Израиль, кто- то приезжает из Израиля. Светские евреи- костяк мирового еврейства, твёрдо стоит на поддержке Израиля.
Сообщаю подчтенной публике, я в Будапеште, на стенах аэропорта много надписей на разных языках, в том числе и на иврите- и немало. Для меня это знак растущей силы Израиля.
Да, демократы за Израиль, в их понимании Израиля!
Кроме одного факта — последней обамовско-демократической пакости в СБ ООН.
Да и ряда других действий администрации демократов.
Борис, в Вашем интересном эссе Вы обратили внимание на Майкла Шабона, который видимо стал идентификационной фигурой американских реформистских евреев и о существовании которого до сего времени я ничего не слышал. Стало интересно, чем дышит бравый Майкл, откуда ненависть к собственному народу и что происходит в столь противоречивой душе? Даже поверхностное знакомство с его витой проясняет, почему Шабон стал полнейшим антиподом и врагом всего еврейского:
1. Если евреев называют «Народом Книги», то Майкла всегда страстно интересовали комиксы.
2. Евреям всегда предписывают необычайный успех, однако Майкл до сих пор считает себя хроническим неудачником.
3. Он всегда ненавидил свободное западное общество и «примерное еврейство», его бунт вылился в алкоголизм, курение, употребление наркотиков.
4. Его бисексуалитет неприемлем в иудаизме.
Возможно восхищению критиков и реформистов Шабон, (как и его двойник Judith Butler) обязан прежде всего благодаря своей «нетрадиционной» сексуальной ориентации», «критике Израиля» и деструктивной роли среди американского еврейства? Возможно бравому Майклу уготовлена роль «Катализатора Разложения» американских евреев на их пути в Idiocracy?
АНАТОЛИЮ СТЕКЛОВУ –
1) «Далеко не все реформисты против Израиля». Глава реформистов осудил признание Трампом Иерусалима столицей Израиля. Это ли не антисионизм? 2)«Сандерс, кстати , не антисемит». Он признаёт право «беженцев» (миллионов 7) на возвращение в Израиль, то есть на его уничтожение. Осуждает Израиль за защиту от пытающихся вторгнуться арабов из Газы. То есть – он за убийство израильтян. 3) «Студенты левые не выдвигали ни одного антисемитского лозунга». Кроме БДС, что бы разрушило экономику Израиля. Произраильский лектор не может даже появиться в большинстве студенческих кампусов – его изгонят. 4) «Нет ни одного анти израильского решения , принятого демократами». Обама был яростно антиизраильским. Я писал об этом много. 5) «еврейское население Америки растёт» По статистике снизилось с 6 млн до 5-ти. 6) «Светские евреи- костяк мирового еврейства, твёрдо стоит на поддержке Израиля»Эти евреи почти все поддерживают демократическую партию, сегодня – антиизраильскую. И т.д.
Занятно встретить своего полного антипода.
«Евреи как народ возникли в годы египетского рабства, в которое попали из-за низкого поступка: 10 сыновей патриарха Яакова продали в рабство своего брата Иосифа».
Вы, господин Гулько, приводите только одно из многочисленных толкований комментаторов Торы. И самое нелицеприятное для евреев.
Есть толкование , что с самого детства Иосифа влекло управлять другими народами, в его случае Египтом.
Что было в глазах его братьев опасным , разрушительным для ещё не окрепшей общины.
Потому и решили избавиться от Иосифа, а вовсе не из за низких побуждений.
Если американских евреев привела в восторг лекция идиота, который «в своей речи ратовал за исчезновение евреев», «за исчезновение иудаизма», который «считает злом — Израиль», то их ждут большие разочарования от того, что Израиль становится все сильнее и его еврейское население увеличивается.
Американские евреи, о которых идет речь в статье, (понятно, что не все американские евреи такие), успешны и счастливы, но этот ИЗРАИЛЬ будет, если не всегда, то очень долго, для них занозой, напоминанием, что они — ЕВРЕИ, даже если они ассимилируются.
Поэтому они и изобрели «Фонд Нового Израиля» и другие, подобные «Фонды» в надежде — изменить Израиль — по-своему.
Напрасные потуги и надежды.