Не наша это вина, что мы, евреи России, подвергались насильственной ассимиляции на протяжении трех-четырех поколений. Но беда наша в том, что, вырвавшись из плена, даже в свободной Америке, мы продолжаем преклоняться перед навязанным нам когда-то силой, так и не осознав, какие сокровища духа у нас отобрали.
Наша недельная глава повествует о Яакове, который поселился в стране своих отцов, стране Израиля. Это пророческий символ Торы о возможности особого изгнания потомков Яакова, изгнания в своей стране, изгнания души.
Евреи пережили разрушение Храма, вавилонское и персидское изгнания, вернулись в Израиль и отстроили второй Иерусалимский Храм. Но все же самое опасное изгнание евреям пришлось пережить в своей стране, порабощенной могущественной Грецией. Да, я не ошибся: несмотря на то, что евреи продолжали жить в Израиле, период греческого владычества называется в еврейской истории греческим изгнанием.
Народ Израиля потерял свое единство, разделившись на сторонников ассимиляции — эллинизированных евреев — и Маккавеев, отчаянно боровшихся за сохранение духовного наследия Торы. Самая ожесточенная борьба проходила не на поле боя между греками и евреями, а велась в бескомпромиссной войне идей внутри еврейского народа.
В чем заключаются духовные причины поклонения евреев эллинизму? Как сумели Маккавеи добиться победы?
Обращаясь к нашей недельной главе, повествующей о Яакове, поселившемся в стране своих отцов, нам необходимо помнить, что все описанное в Торе является не только историей прошлого, но и пророческим символом будущего. Потомки Яакова, проживающие в Израиле, переживут испытание, подобное тому, которое пережил сам Яаков в этой стране. Нам необходимо помнить, что Тора рассказывает не только о победах и великих достижениях праведников, но также об их поражениях и ошибках. Цель Торы, повествующей об ошибках, допущенных Авраамом, Сарой или Яаковом, состоит не в том, чтобы осудить наших отцов, являющихся для нас нравственным эталоном, а в том, чтобы помочь нам разобраться в самих себе, поняв нюансы человеческой души.
По-настоящему глубокий и парадоксальный ответ на вопрос о причине поклонения евреев эллинизму мы находим в Торе, рассказывающей, как у Ицхака, сына Авраама, рождаются два сына. Первым из чрева матери выходит большой, волосатый и красный ребенок, а за ним, держа его за пятку, второй. Поэтому первому родители дают имя Эйсав — “сделанный”, “человек действия”. А второму — Яаков, “следующий за кем-то, настигающий”. Ведь он следовал за Эйсавом в прямом смысле по пятам — держал того за пятку.
Тора рассказывает нам, что Эйсав вырастает силачом, становится охотником, “человеком поля”. “Добыча во рту его”, — эти слова Торы, по преданию, характеризуют Эйсава-обманщика, манипулирующего людьми. Ему удается ввести в заблуждение своего отца Ицхака, предполагавшего, что Эйсав праведник. Яаков же вырастает “бесхитростным человеком, сидящим в шатрах” и изучающим мудрость Торы. Их отец Ицхак достигает преклонного возраста и слепнет. Тогда он хочет передать полученное им от Авраама благословение, право продолжения духовного союза со Всевышним, своему первому сыну, Эйсаву. Он не знает, что Эйсав от охоты за животными уже перешел к охоте за людьми, став разбойником. Он не знает также, что Эйсав пренебрег своим первородством, продав его за чечевичную похлебку Яакову, как рассказывает нам об этом Тора. Ицхак, выросший в доме своего праведного отца Авраама, не сталкивался с обманом и ложью, ему трудно распознать лицемерие Эйсава. Но его жена Ривка выросла в доме обманщиков Бетуэля и Лавана, она понимает природу Эйсава и предстает пред дилеммой. Как остановить Эйсава, который хочет получить благословение первородства? Рассказать обо всем Ицхаку? Но ведь он не поверит, считая Эйсава праведником, а Эйсав может отрицать сам факт продажи первородства. Со злом необходимо бороться его же оружием. Ривка приказывает Яакову надеть меховые грубые перчатки и, притворившись Эйсавом, получить благословение отца. Когда Яаков входит к слепому отцу и начинает говорить с ним, отец просит его подойти ближе, берет за руки и с удивлением восклицает: “Голос! Голос Яакова! А руки — руки Эйсава!” И благословляет Яакова. А когда вскоре приходит к нему Эйсав и просит благословения первородства, то Ицхак переживает потрясение и в трепете говорит: “Кто же тот, кого я благословил? Пусть же будет он благословен! Ицхак понял, что заблуждался все это время, и теперь уже осознанно благословил Яакова.
Обратим внимание на пророческие слова Ицхака: руки Эйсава и голос Яакова. Руки — главное физическое орудие, ведь руками строят и созидают. Они же могут быть и орудием насилия. Руки становятся символом Эйсава. Голос же исходит изнутри, это нечто внутреннее, невидимое и духовное. Голосом учат и передают мысли и чувства. Голос Яакова — вечный символ еврейского народа. Спор братьев о первородстве — это и символ так называемого главного вопроса философии о первичности, первенстве материи или сознания.
Эйсав узнав о том, что Яаков получил благословение отца, задумывает убить брата. Мать приказывает Яакову бежать к дяде Лавану. Лаван, хитрец и лицемер, двадцать долгих лет заставляет Яакова работать на себя. Яаков же остается духовно чистым человеком и находит в себе силы вырваться из дома Лавана, взяв с собой семью — двенадцать детей.
Мстительный Эйсав, узнав о возвращении Яакова, выходит ему навстречу, ничуть не скрывая своих намерений. С ним идут четыреста вооруженных солдат.
Встречая Эйсава, Яаков поклонился ему и сказал: “Господин мой”.
Эти слова Яакова одновременно служат и примером для подражания, и предметом критики. Один из основоположников устной Торы Мишны, рабби Егуда hаНаси, обратился в письме к римскому императору “господин мой” и подписал письмо “слуга твой Егуда”. А удивленным ученикам объяснил: “Я ведь не лучше нашего праотца Яакова.” Великий рабби преподнес нам урок: евреям в изгнании придется кланяться своим пленителям, своим господам для того, чтобы выжить. Однако другой великий еврейский ученый Рамбан приводит, на первый взгляд, противоположное мнение в своем комментарии к Торе: за то, что в стране Израиля Яаков поклонился и назвал Эйсава господином, придет время и потомки Яакова будут поклоняться духовным потомкам Эйсава — грекам и будут называть их господами. Это пророческий символ греческого изгнания евреев в своей стране! Впрочем, мудрецы Торы не спорят в своей оценке поступка Яакова. “Придется ли евреям кланяться? Да, это необходимый и горький урок выживания в изгнании!” — скажет рабби Егуда hаНаси. “Кланяться? Да! Но кланяясь, не преклоняться!” — добавит Рамбан.