Тора сообщает закон об использовании пепла красной коровы («пара адума») для ритуального очищения людей, находившихся в контакте с мертвым телом. В сороковой год после Исхода умирает сестра Моше, пророчица Мирьям, в заслугу которой евреев сопровождал в странствиях колодец с не иссякающим запасом питьевой воды.
Народ в панике: где взять воду? Отвечая на молитву Моше и Аарона, Б-г велит им собрать людей у водоносной скалы и «попросить» у нее воды. Однако Моше не говорит, а дважды ударяет посохом по скале. Из нее бьет мощный фонтан. Водная проблема решена, но Б-г лишает Моше и его брата права войти в Эрец-Исраэль за то, что они «не ознаменовали святость Мою на глазах у сынов Израиля». Евреи вынуждены идти в Землю Обетованную кружным путем, поскольку царь Эдома, прямой потомок Эсава, не разрешил им пройти через свою страну, угрожая войной. На горе Гор умирает Аарон, передав свои полномочия и священные одежды сыну Элазару. Весь народ тридцать дней оплакивает своего первосвященника и миротворца. И снова жалобы на тяготы пути и упреки в адрес Б-га и Моше. Нашествие ядовитых змей положило конец бунту. По указанию Всевышнего Моше изготавливает искусственного змея и закрепляет его на шесте. Взглянув на этого змея, все ужаленные исцеляются. Тем временем евреи подходят к границе страны эмореев и просят царя Сихона пропустить их в Эрец-Исраэль через территорию его государства. Сихон отказывает им в этой просьбе, и тогда Моше приказывает начать войну с эмореями. Евреи побеждают и захватывают земли на восточном берегу Иордана, которые Сихон незадолго до этого отвоевал у моавитян. В ходе следующей войны сыны Израиля громят армию Ога, царя Башана, и занимают его страну, расположенную в районе Голанских высот.
***
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше и Аарону: «Вот закон («хок») Торы…» (19:1-2).
Царь Шломо, мудрейший из людей, сумел объяснить все заповеди Торы. Кроме одной. Несмотря на все усилия, он не смог проникнуть в тайны закона об использовании пепла красной коровы.
И тогда он заявил, что отказывается объяснить причины всех других заповедей, добавив, что те объяснения, которые он давал, на самом деле не вполне точны.
Странно. Почему, не сумев понять заповедь красной коровы, царь Шломо опроверг собственные толкования других заповедей?
Все просто. Великий царь и мудрец понял, что если он не может понять одну заповедь, это значит, что он не понял и другие заповеди. Ему стало ясно, что каждая отдельная заповедь Торы тесно переплетена с другими заповедями, и непонимание одной из них лишает человека возможности понять все другие.
Б-г Един, и Его Тора едина. Речь идет о единстве, непостижимом для человеческого разума. Царь Шломо признался: «Подумал я: «Стану мудрым». Но мудрость далека от меня. Далеко то, что было, и глубоко, глубоко: кто постигнет это?» (Коэлет, 7:23-24).
Другими словами, «Я думал, что могу быть мудрым» и понимать смысл каждой заповеди, но «это (заповедь красной коровы) далеко от меня». И даже то, что уже было, ускользает от меня. Ибо, кто может проникнуть разумом в непередаваемое единство Торы!?
Чистое-нечистое-чистое
«И выстирает коэн одежды свои…» (19:7).
Чистое становится нечистым, и нечистое – чистым. Человек, коснувшийся трупа, становится духовно нечистым. Избавить человека от этой нечистоты можно, окропив его водой, смешанной с пеплом красной коровы.
Аномалия этой процедуры состоит в том, что водный раствор с пеплом очищает только того, кто страдает духовно нечистотой, но он же, этот раствор, «загрязняет» того, кто готовил его.
Красная корова искупала грех поклонения золотому тельцу. В Талмуде (трактат «Авода зара», 4) объясняется, что в действительности люди из поколения, виновного в грехе поклонения золотому тельцу, обладали такой высокой духовностью, которая не должна была бы им позволить совершить этот грех. Однако Б-г дал им возможность совершить этот грех, чтобы их последующее раскаяние освещало путь будущим поколениям.
Другими словами, из наказания, постигшего евреев поколения пустыни, выросло спасение для их потомков.
Так вот и получилось, что чистое порождает нечистоту, а нечистота – чистоту.
Хорош братец
«И отправил Моше послов…к царю Эдома: «Так сказал брат твой Израиль: … Позволь нам, пожалуйста, пройти через страну твою…» (гл. 20).
С царем эмореев Сихоном Моше церемонился меньше. Он без лишних слов сказал ему: «Дай мне пройти через страну твою…», – без всяких «пожалуйста» и братских заверений.
Сихон почувствовал сухость в обращении Моше и, в отличие от царя Эдома, который счел нужным ответить на послание еврейского лидера, – не сказав ни слова, собрал свою армию и выступил против сынов Израиля.
Очевидно, говорит комментатор «Бааль а-Турим», что во втором случае Моше лишь следовал заповеди начинать любые переговоры в духе миролюбия, не испытывая искреннего желания дружить с Сихоном. Другое дело Эдом, где жили потомки Эсава. Эсав был родным братом Яакова, праотца еврейского народа. Поэтому слова «брат твой Израиль» надо понимать в буквальном смысле. Моше действительно хотел установить с Эдомом мирные, доверительные отношения, памятуя о родственных связях. Как же ответил ему Эдом?
«Но сказал ему Эдом: «Не пройдешь ты через меня, а то я с мечом выступлю против тебя!» (20:18). Ситуация знакомая, сформулированная еще почти три тысячи лет назад царем Давидом в одном из псалмов: «Я за мир, но даже пока я говорю, они грозят войной».
Некоторые уроки истории остаются неусвоенными и через тысячелетия. Хуже того, некоторые современные миролюбцы доводят ситуацию до абсурда: твердят о мире и доброй воле, даже когда враг ведет войну на уничтожение.
Когда умирает праведник
«И умерла Мирьям, и похоронена была там. И не было воды для общества…» (20:1, 2).
Комментаторы утверждают, что сыны Израиля были наказаны за то, что мало ценили эту великую праведницу, не воздали ей должное, не оплакивали ее смерть так же безутешно и горько, как оплакивали затем кончину Аарона и Моше. Как видно из приведенного стиха, прощание с Мирьям было коротким и формальным: «И умерла…и похоронена была». Без траурного митинга, без всенародной скорби.
Вот почему Б-г прервал на время водоснабжение. Он хотел напомнить евреям, что походный колодец сопровождал их только в заслугу покойной Мирьям, и что без этого чудесного источника они не прожили бы в Синайской пустыне и нескольких дней.
В трактате «Моэд катан» Вавилонского Талмуда объясняется, что Тора не случайно сводит в одном недельном разделе рассказы о смерти Мирьям и использовании пепла красной коровы. Она учит нас, что смерть праведника искупает грехи в той же мере, что и жертвоприношение.
По той же причине Тора сводит вместе трагическую смерть сыновей Аарона и описание храмовой службы в Йом Кипур (см. книгу «Ваикра»), а рассказ о смерти самого Аарона в сегодняшнем разделе дополнен, на первый взгляд, необязательным сообщением о передаче его служебных одежд (одна из функций которых – искупать грехи Израиля) новому первосвященнику Элазару: «И снял Моше с Аарона одежды его, и облачил в них Элазара, сына его…» (20:28).
Смерть Аарона напоминает нам также о разбитых Скрижалях Завета, поскольку смерть праведников не меньшая трагедия, чем потеря Скрижалей.
Еврейский народ нуждается в праведниках; он просто не может существовать без них – по четырем причинам:
- Праведники обеспечивают пропитанием весь мир, как мать кормит дитя, как «красная корова» – своего беспутного «золотого теленка» и как наша «alma mater» Мирьям поила сынов Израиля из своего чудесного колодца в течение 39 лет скитаний по безводной пустыне.
- Праведник учит свое поколение, как правильно служить Творцу. Его смерть трагична и безутешна, как гибель Скрижалей с начертанными на них бесценными словами Великого Учения.
- Он защищает свое поколение, прикрывает своими заслугами, как крепким щитом, защищает людей от жары и холода, как одежда – отсюда сравнение с «униформой» Первосвященника.
- И еще праведник искупает своей смертью грехи поколения, подобно Йом Кипуру, самому святому дню еврейского календаря.