Чесн пионерск — придумал и название, и стишок сходу, размышлять начавши на тему неподъемную. «Новые ноты на старом рояле, Музыку эту мы словно бы знали, Слушали скрипки, звучали басы, Лаяли злобно охранные псы, Били часы в небеса, как боксёры. Верили — будет, туманились взоры… Вот — наступило. Оно ли пришло? Как мне проверить — добро или зло?».
Время — одна из первостатейных основ сотворённого мира. Есть у него реальная координата, именуемая «настоящее» — в ней-то в этом «мире действия» всё и происходит. И есть две координаты воображаемые, их мы прозвали «прошлое» и «будущее». И отчего-то эти, уже или ещё не-существующие не-реальности, постоянно вторгаются в настоящее.
Фрэдди Зорин вновь порадовал — прислал подборку афоризмов и стихов на тему «прошлое и будущее». Афоризмы я вывалю на вас сразу — чтобы показать настолько узок диапазон наших восприятий ушедших или несостоявшихся времён. С трудом продираются наши мысли сквозь неописуемое — как вода в бернуллиевой трубе. А вот со стихами обождём. Сперва порассуждаем.
Я никогда не думаю о будущем. Оно наступает достаточно быстро. (Альберт Эйнштейн) Будущее — хорошо забытое прошлое. (Аркадий Давидович) ((вообще-то это Экклезиаст, но не станем придираться)) В будущем нас никто не ждёт, в прошлом о нас никто не помнит. (Владимир Шойхер) Особенность душевного прошлого в том, что, в отличие от исторического прошлого, оно не растранжиривается потомками. (Зигмунд Фрейд) Прошлое страшно тем, что оно крадет у нас будущее. (Эмиль Кроткий) Уничтожение прошлого, возможно, худшее из всех преступлений. (Симона Вейль) Не думай о прошлом, потому что оно прошло. Не думай о будущем, потому что оно ещё не наступило. (Саша Чёрный) ((одна из идей йоги и других восточных систем)) Неверные выводы о прошлом иногда приводят к правильным выводам о будущем. По-видимому, важен сам процесс размышлений. (Борис Кригер) Очень противно быть пророком. Неприятно видеть, как твои самые жуткие предсказания сбываются. (Михаил Жванецкий)
Вы обратили внимание — умные люди рассуждают о материях этих, как о чём-то очевидном и интуитивно ясном, даже не пытаясь определить,- о чём они, в сущности, говорят? Они ведь измышляют о времени, причём о той его форме и субстанции, которая непосредственно неощутима. Это же не настоящее, про которое у тебя хотя бы иллюзия есть, что ты его чувствуешь!
Кстати, а вы уверены, что прошлое прошло? И что будущее наступит? А может, у времени куда больше координат — в конце концов, чем оно хуже пространства? И легко можно угодить совсем не в то будущее из совсем не того прошлого? Провалишься в какую-нибудь мы-аленькую чёрную дыру, залетишь в сферу Шварцшильда — и ну по полукругу, как заевшая патефонная игла…
Ой, что это меня опять на мидраши потянуло, в них подобные квантовости как наказание злодеям или полунаграда полуправедникам только так поминают. Давайте уж лучше на привычную грешную землю.
И всё-таки, чтобы придать теме объёмность, приведу несколько свидетельств. Так сказать, брошу камешки в пруд, дабы воображаемая большинством из нас картинка линейной «стрелы» и однонаправленной координаты из прошлого через настоящее в будущее слегка расплылась на водной ряби.
Я сам, когда активно баловался медитациями, практиковал одну довольно упорно: наблюдение за временем. Оно порою раскрывалось как подобие движущейся всем своим контуром восьмёрки. Моя знакомая, известный парапсихолог, рассказывала о своих опытах того, что на мистическом жаргоне именуют «линиями жизни». «Часто бывает — какой-то щелчок, сдвижка — и ты на другой линии. Скажем, сидим мы в компании, вдруг вижу — двух человек нет. На этой линии жизни они сейчас не здесь». Мой друг, автор изрядного числа книг и знаток религий и философий, пользуется понятием «типов и координат времени в разных мирах». Причём не только как математической абстракцией или в соответствии с эйнштейновской относительностью — а совершенно-таки практически, в своей тренерской, психологической и психотерапевтической работе.
Упомяну известную теорию астрофизика Николая Козырева, в которой, в частности, говорится о «выработке» и «поглощении» времени предметами. И утверждается, что для человека полезны предметы, замедляющие и поглощающие время. А также то, что время имеет переменные плотность и качество и оно есть огромный источник энергии.
Ныне эту теорию принято обзывать «ошибочной». Как минимум потому, что в лагерях НКВД, чудом выжив и ещё большим чудом получив в аду какие-то книги, в том числе одну, связанную с астрономией,- «русский Эйнштейн» отчётливо увидел руку Всевышнего и стал глубоко верующим человеком. И в его безупречно математически организованной теории весьма несложно обнаружить «единый организующий разум» вселенной и экспериментальное подтверждение нематериальной основы времени. Что не всем, разумеется, коллегам по вкусу. А как вам понравилась цитата самого Эйнштейна: «Для физиков понятия «вчера, сегодня и завтра» — не больше, чем иллюзия»?
Пропущу описанную Торой беседу Моше со Всевышним: «Покажу Я тебе мою славу, но лица Моего ты увидеть не можешь» (это, в частности, интерпретируется мудрецами как сокрытость высших аспектов времени от человека, даже от величайшего пророка). Уж слишком сложно это и далеко от нашей обыденности. Но зато вспомню некоторые, пересекающиеся с теорией Козырева качества «еврейского времени». Например, особые свойства Суббот и праздников; многовековые трагические совпадения бедствий с 9 Ава; запрет высчитывать «коцей Машиах» — то есть наиболее пригодные моменты для раскрытия Мессии. Значит, они есть, только считать их вредно и нецеломудренно!
И — подтвержу из своего опыта гроссмейстера и тренера, что время — а часы, как вы знаете, есть неизбежный спутник турнирной игры — действительно может ускоряться и замедляться. Мне иногда приходилось переживать или наблюдать не только парадоксальные состояния сознания в моменты запредельных нагрузок — но и чисто материальные изменения хода часов, нарушения скорости козыревского «временного потока».
Надеюсь, уважаемые читатели, вы достаточно запутались для восприятия поэзии? Готовы допустить, что наши привычные восприятия прошлого, настоящего и будущего есть только один из шаблонов мышления? Тогда вперёд, в странности фантазии, именуемые «поэзией». Ведь в особо сложных и непонятных вещай искусство порой разбирается лучше науки.
Вот подборка, присланной Фрэдди Зориным.
ЕФИМ ХАЯТ
Ты не грусти о прошлом, нет его
Ты не грусти о прошлом — его нет.
О будущем грусти, что прошлым станет.
Ну, разве повторится тот рассвет,
И льдинка, что горит алмазной гранью?
И разве повторится то тепло,
Что прямо в сердце излучали руки?
Растаяло, развеялось, прошло:
И шепот волн, и звёзд беззвучных звуки
Давным-давно пора уже забыть
О том, что никогда не совершится.
Ведь прошлое уже не повторить.
Угасли чувства, растворились лица.
Становится дождливее рассвет.
Надежды незначительней. И цели.
Ты не грусти о прошлом: его нет.
И будущее время перемелет.
БОРИС ЭСКИН
И жизнь пройдет. Мне будет много лет,
Настолько много, что растает след
Моих шагов в равнинах и холмах,
След голоса в исчезнувших домах.
Настолько много, что не вспомнить мне,
Как жирный трап всплывает на волне,
Как усмиряет зал случайный звук,
Чтоб сердца моего подслушать стук,
Как эшелоны сквозь больные сны
Из детства убегают от войны.
Не вспомнить этот день, и этот час,
Когда судьба вдруг проиграла нас
Пустыне Негев, как, непостижим,
Восходит к небу Иерусалим,
Как зреет на Монмартре виноград,
Как гордо месяц заступал в наряд
У входа в Севастопольский залив,
И как стояли мы с тобой, застыв
Под взглядом Парфенона, как вулкан
Нас на Курилах лавой обласкал…
О, сколько лет уж минуло с тех пор,
И на реке Забвения – затор.
Припомнить не смогу родных могил,
Которыми я землю одарил,
Не вспомнить не прощаемых обид,
И чем возвышен был, и чем убит,
Не вспомнить ни святое, ни грехи…
Всё помнить будут лишь мои стихи.
ИОСИФ БРОДСКИЙ
Да, мы не стали глуше или старше.
Мы говорим слова свои, как прежде.
И наши пиджаки темны всё так же.
И нас не любят женщины всё те же.
И мы опять играем временами
В больших амфитеатрах одиночеств.
И те же фонари горят над нами,
Как восклицательные знаки ночи.
Живем прошедшим, словно настоящим,
На будущее время непохожим,
Опять не спим и забываем спящих,
А также дело делаем всё то же.
Храни, о юмор, юношей веселых
В ночных круговоротах тьмы и света
Великими — для славы и позора
И добрыми — для суетности века.
МАРИНА ШЕЙНИНА
Так хочется родиться вновь
Лет через сто…
А может двести…
Чтоб те же гены,
Та же кровь…
И чтоб опять на том же месте!
Ужасно интересно знать
Как будет выглядеть планета —
А вдруг устанут воевать?
Что будет вместо итернета?!
И чтоб друзья мои со мной,
Ну и, конечно же — родные…
Слетелись бы на зов земной
Кареты неба расписные…
Хочу из прошлого взглянуть
На всё, что будет тут твориться…
Я ненадолго…
На чуть-чуть…
Мне б из-под камня возродиться!
Так интересно посмотреть
На перемены в мире этом…
Какие песни будут петь…
Жара какая будет летом…
Театры будут ли…
Кино…
Чему детей научат в школе…
Какое будут пить вино…
Хочу из замкнутой неволи
Со всем нажитым багажом
Вновь незаметно появиться…
И чтоб никто не знал о том —
Вдруг станут в прошлое проситься???
Узнают ли меня в лицо
Мои пра-пра-пра-пра-пра…внуки…
А может стоит письмецо оставить
С телом в миг разлуки?
Ну…
Чтоб не потерялась связь…
Чтоб через век, а то и два —
При встрече не ударить в грязь!
Чтоб знали кто я…
Как жила…
Каретой белой сквозь века
Послать…
Без штампа адресата…
А кто не сможет прочитать —
Я, видит Б-г — не виновата!
Через века пройтись хочу
Чтоб снова встретиться с родными…
За вновь рожденье — заплачу!
В любой валюте…
С чаевыми…
ФРЭДДИ ЗОРИН
Так хочется родиться вновь
Лет через сто…
А может, двести…
Чтоб те же гены,
Та же кровь…
И чтоб опять на том же месте!
МАРИНА ШЕЙНИНА
В былое я мечтаю возвратиться,
И кажется, желаний нет иных,
Преодолеть бы время быстрой птицей,
Единоверцев отыскать своих.
Я понимаю: будет мне непросто
На этом неизведанном пути,
Но, может быть, смогу от Холокоста,
Предупредив, кого-то я спасти.
Потом в пехоте, или же на танке
На фронт отправлюсь – отомстить врагу,
Поэтов, не вернувшихся с Лубянки,
Еще живыми я застать смогу.
На идише помолимся мы Б-гу,
И добрый Б-г с заоблачных высот
Во тьме поэтам высветит дорогу,
Что их на землю предков приведет.
Как глобус, крутануть бы вспять планету,
Предотвращая не одну беду…
И если в прошлом сделаю я это,
То в будущее тоже попаду.
Теперь, не желая наступать на горло собственной песне, дополню подборку поэтической отсебятиной. Грешен — пишу о времени привычном, якобы из прошлого в будущее текущем. Впрочем, стоит ли человеку, даже поэту, притворяться, что он взирает на мир глазами Всевышнего, для которого всё — и прошлое, и будущее, и настоящее — есть одно нерасчленимое Настоящее?
Не будем слишком углубляться в философии — вона, учёные намедни подсчитали, что сейчас человечество глупеет, IQ его падает на 7% за поколение. Зато за поэтические склонности ими пока это не замечено! Так что тсс…
Арье Юдасин
Время идёт.
Время идёт.
То локтем толкнёт,
То стечёт с колеса.
Оглянись, посмотри – на воде полоса.
Это время идёт.
Впереди всё так чисто
И пусто –
Там времени нет.
Но ты чувствуешь
Плотной материи бег?-
Утекает туда.
В пустоту.
А уйдёт человек
В небеса –
Там ли времени дом?
Мы конечно уйдём.
Время уходит.
Толкает меня плечом.
Мы сидим,
Но время уходит.
Играет мной, как мячом,
Я снова толкаю его плечом.
Время уходит…
***
В темпе вальса несутся планеты.
Черно-белых полос череда.
И быстрее черствеют галеты,
Солонеют земля и вода.
Паруса по житейскому морю
Гонит ветер с игривой звезды.
Счастье станет прелюдией к горю,
Горе выведет нас из беды.
И вращенье событий торнадо
Направляет ладонь гончара.
Значит, сердцу готовиться надо –
Завтра будет не то, что вчера.
***
Ветер времени свистит за лицом,
Мыши тащат крошки дней и минут.
Был я долго королём и бойцом,
Ну и что? Ведь эти крошки сомнут.
Ветер гонит побрякушки и сор,
Стало трудно даже просто стоять.
Знаю, время – и зачинщик, и вор.
Не пора ль мне монумент распаять?
То, что я ищу за шумом листвы,
Выше клёнов, ниже ивы речной.
Я хочу такой живой синевы,
Чтоб навеки оставалась со мной!
***
Словно чайка парит, чуть толкаясь крылами,
А порой воробьём над зерном мельтеша –
Так и время парит над земными столами,
Что для нас накрывают судьба и душа.
Будет горький сироп и прозрачная влага,
Будет много тортов и колючей травы –
Ибо густо разлито небесное благо,
И для блага мосты, корни, ветки и рвы…
***
Сколько крови ушло. А – научит?
Эти тысячи лет… Но слова не узнать, не избыть.
Растекается небо. И космоса город плавучий
Сохраняет стручки. Рыбы плавают. Рыбы – рабы.
Детство словно прошло. Мне за сорок, а нам – миллионы.
Но стаканчик крупье… Чёт-нечёт из руки упадёт?
Над землёй различаю клубы, и сердца, и законы,
И рука завершает. И ласково пряжу прядёт.
Мгновение
На музыку души, под водопад немолчный
Внимаю шёпотам желаний и травы,
И в глубине любви, перед улыбкой волчьей,
Таится знание последней синевы.
***
А часы раскололись… Неужто расколото время?
Нет, бояться не надо, но только возьми календарь.
Чей же век на дворе? Это евнух в шумящем гареме –
Ум земной различил непонятную сладость и гарь.
Чей же век на дворе? Лилась твердь, и вода отступала.
То, что было – взошло. А небывшее ждёт за плечом.
Только книга — в руках. Но смешались концы и начала.
И стрекочет – над ухом, над небом, над сердцем – сверчок…
***
Тебя здесь нет. Ты вышел в вечность.
Звонок. И занавес закрыт.
Но впрочем, верная беспечность
Ещё от ведений хранит.
И в сердце вспыхнувшая Слава –
Той, неземной… до забытья… —
Твоя же смертная отрава
Для миру преданного “я”.
***
Стучат часы. В небесной белизне
Секунды долго плачут обо мне.
Стучат часы. И их неспешный стук
Земное время пресекает вдруг.
Мы так живём. Пружина взведена,
Всё взвешено: душа, гульба, война…
Мы так живём: под мерный шаг часов
И шелест непонятных голосов…
***
Жизнь катится под откос
через лес.
Время чудес.
Время, плача, дрожит за плечом.
О чём?
Жизнь тонка и светла,
как игла.
Мгла.
И в ней – поток удивлённых частиц.
Лиц?
***
Мне пора осознать, что судьба не игра –
Время крутит шаги в циферблате.
И светлеет Луна, и приходит пора,
Где ты всё, что закажешь – оплатишь.
Новый знак на моём горизонте: Весы,
Будет взвешено каждое слово.
Ах, как чудится запах весенней красы,
Ах, как хочется выдохнуть снова!
Но теперь мне понятней Твой тонкий укор
И короче невнятные ночи.
И весь день я с Тобою веду разговор –
Ты ведь только признания хочешь!
Будет день – будет пища. И падает град –
Это небо с землёй повязали.
Ты когда-то привёл меня в праздничный град –
Что-то встретит в изысканной зале?