И сказал Б-г Моше: «Выруби себе две скрижали из камня, такие же, как первые (скрижали)…» (Шмот, 34:1).
Если бы вам предложили на выбор: стать Ковчегом Завета, где хранятся свитки Торы, или чернилами, которыми написана Тора, — что бы вы предпочли?
После того как еврейский народ услышал Десять заповедей, стоя у подножия Синая, Моше-рабейну взошел на эту гору, чтобы получить всю остальную Тору от Вс-вышнего. Он пробыл там сорок суток и вернулся 17 тамуза, в день, ставший впоследствии одним из самых скорбных в еврейском календаре и отмечаемый постом в память о гибели Иерусалимского Храма.
Две скрижали, которые держал в руках Моше, вмещали в себя не только Десять заповедей, но и всю Тору, Письменную и Устную: ТАНАХ, Мишну, Талмуд, Агаду — короче, все необходимое для детального и неукоснительного выполнения указаний Тв-рца. Например, в первых скрижалях можно было найти не только указание накладывать тфилин, но и подробную характеристику тфилин и описание их изготовления. На этих двух каменных посланиях перечислялись все детали соблюдения шаббата и кашрута. Вся Устная Тора, полученная затем пророком, изначально размещалась на первых скрижалях.
Когда Моше спустился с горы и увидел людской хоровод у возведенного на пьедестал Золотого тельца, слова, высеченные Б-гом на камне, унеслись обратно в небо. Скрижали отяжелели, выпали из рук Моше и разбились.
Это произошло из-за того, что улетевшие слова составляли Устную Тору, и в руках пророка осталась «тяжелая» Тора, Письменный Закон. Этот закон повелевал носить тфилин, но он не пояснял, как это правильно делать. Тора стала «тяжелой», потому что в ней оказалось много непонятного, необъясненного. Детали, подробности, комментарии, притчи — живая плоть иудаизма — обрели крылья и умчались вверх, к своему Источнику.
Вначале Б-г хотел истребить евреев, но затем, благодаря заступничеству Моше, простил им предательство, их поклонение идолу, и в Йом Кипур, десятого числа месяца тишрей Моше принес с горы вторые скрижали. В отличие от первых скрижалей, изготовленных Самим Б-гом, эти камни были высечены самим Моше. На первый взгляд, их ценность понизилась, но в действительности благодаря им еврейский народ приобрел новый, более высокий статус.
Поскольку первые скрижали содержали всю Тору, евреи и Тора представляли собой две разные сущности. Народ Израиля должен был хранить и беречь Тору. Такой была его задача — служить вместилищем Писания, подобно шкафу «арон ха-кодеш» в синагоге, где хранится «сефер-Тора», священный свиток.
Вторые скрижали содержали не всю Тору. Б-г начертал на них только Письменный Закон. Детальные инструкции и разъяснения были получены Моше в виде Устной Торы, словесной традиции, передаваемой из уст в уста, от учителя — ученику.
Получив второй комплект скрижалей, мы перестали быть всего лишь защитной оболочкой, слепым вместилищем Б-жественной истины. Мы сами стали частью Торы. Мы превратились в пергамент, на котором записана и до сих пор пишется Тора, в чернила вечности, священные письмена, высеченные в наших сердцах и умах и передаваемые от ребе к талмиду, по неразрывной цепочке поколений.
Зайдя в синагогу, посмотрите на изображение скрижалей с Десятью заповедями над «арон ха-кодеш». Вы увидите, что верхушки скрижалей закруглены. Странная форма. Мудрецы Талмуда говорили, что скрижали имели вид куба. Ни один классический еврейский источник не дает других вариантов. Откуда же взялись эти закругления?
Еще раз внимательно посмотрите на скрижали. Да, они похожи на сердце — еврейское сердце, на котором Сам Творец высек навечно Свои бессмертные слова.
Вечная слава столу
В талмудическом трактате «Брахот» сказано, что, пока стоял Иерусалимский Храм, грехи сынов Израиля искупал жертвенник. Теперь, когда у нас нет Храма, его искупительную роль взял на себя обеденный стол. Да, самый заурядный стол, за которым мы едим и к которому приглашаем гостей. Милосердие и готовность поделиться пищей с ближним исправляют наши ошибки, помогают сохранять в мире баланс добра и зла не хуже храмовых жертвоприношений.
Намек на это мы находим в названиях четырех из одиннадцати благовонных снадобий, составлявших смесь для воскурения на золотом жертвеннике (30:34): шхелет (оникс), левона (ладан), хелбона (хельбена) и натаф (бальзам). (Остальные семь компонентов не упомянуты в Торе.) Сложите начальные буквы этих слов: получится «шульхан» — стол. Благоухание священной жертвенной смеси смягчало Б-жественный гнев, пробуждало Его милосердие. Субботний стол в гостеприимном еврейском доме, на котором дымится ароматный чолнт, справляется с этой ролью тоже неплохо.
Моше, Шаббат и Мишкан
И обратился Б-г к Моше с такими словами: «А ты скажи сынам Израиля так: Но субботы Мои храните…» (31:12,13).
Для чего употребляются здесь разделительные союзы «а» и «но»? С «но», пожалуй, все ясно. Указание чтить субботу следует сразу за эпизодом, в котором Б-г представляет двух мастеров на все руки -Бецалеля и Оголивава — и указывает, какие работы, связанные с возведением Храма и подготовкой к храмовой службе, им предстоит выполнить. Далее сказано: «Но субботы мои храните». Это означает, что шаббат нельзя нарушать даже ради постройки Святилища. Более того, используемые в этом важном проекте 39 работ («мелахот») легли в основу разветвленной системы субботних запретов.
Что касается союза «а», его роль в приведенном стихе требует более подробного объяснения. Автор комментариев «Ознаим ла-Тора» отмечает, что евреев вывел из Египта семейный триумвират: Моше, Аарон и их сестра Мирьям. Главным архитектором и строителем Мишкана стал Бецалель, правнук Мирьям. Аарон удостоился сана первосвященника, и он же вел храмовую службу. А какую роль сыграл Моше в освящении сынов Израиля? Неужели этот величайший пророк, единственный из смертных, говоривший с Б-гом «лицом к лицу», ограничился ролью «политического лидера»?
Тора отвечает: «Ве-ата дабер» — «А ты скажи». Функция Моше состояла в том, чтобы освящать еврейский народ через соблюдение шаббата. Ведь шаббат — это святость времени, между тем как Мишкан, походный Храм, означает святость места.
И действительно, Моше отдал немало сил для утверждения шаббата как краеугольного камня еврейской веры. Еще до Синайского Откровения, когда евреи испытывали жажду в Маре, он обучал их законам субботы, преподав ряд наглядных уроков при получении мана. Пророк очень гневался на тех, кто нарушал святость субботнего покоя.
В сегодняшнем разделе он вновь напоминает евреям, сурово и настойчиво, о месте шаббата в их жизни: «И будете вы хранить субботу, потому что она для вас — святыня; осквернитель ее будет предан смерти, ибо душа каждого, кто работает в субботу, будет отторгнута от народа своего» (31:14).
Особая связь Моше с шаббатом подчеркивается в молитве «Шмоне-эсре», которую читают в субботу утром. В ней сказано, что Моше «возрадовался дарованному ему уделу» — Торе, которую он получил от Б-га и передал народу Израиля. Этот отрывок завершается словами: «И спустился он вниз, неся в руке своей две каменные скрижали, на которых была высечена заповедь о соблюдении субботы».
Мы знаем также из традиции, что еще до Исхода Моше впервые представил фараону концепцию шаббата. Он указал египетскому правителю на нерациональность эксплуатации рабов без выходных и предложил давать им отдых каждый седьмой день — для повышения производительности труда. И о чудо! Вздорный и жестокий фараон послушался его совета, ввел выходной. Седьмым днем отдыха стала суббота. Вот почему Моше «возрадовался дарованному ему уделу»: он боролся за субботу, отстоял ее и затем передал как бесценное сокровище еврейскому народу.
И все же автор «Ознаим ла-Тора», видимо, недооценивает историческую миссию Моше-рабейну. Разве роль Моше в освящении сынов Израиля и их приближении к Б-гу ограничивается одним шаббатом? Ведь он сам строил Мишкан. В разделе «Трума» Б-г дает ему персональное указание: «Сделай все в соответствии с тем образом Шатра и теми образами предметов в нем, которые Я показываю тебе» (25:9). И далее: «сделай крышку Ковчега… сделай стол… сделай Менору…». Моше изготовил также священные одежды для Аарона и его сыновей, а затем, во время семидневной «инаугурации» коэнов собственноручно облачал их в эти одежды.
Кроме того, Моше изготовил «малый» золотой жертвенник и медный умывальник с основанием. Он же проводил сбор полушекелей для серебряных подножий Мишкана, готовил масло для помазания и смесь благовоний «для воскурения в святости».
В течение семи дней посвящения в должность Аарона и его сыновей Моше собственноручно, без посторонней помощи утром собирал и вечером разбирал Мишкан, а на восьмой день воздвиг его окончательно. В те же семь дней он выполнял в полном объеме работу первосвященника: приносил жертвы, зажигал Менору, совершал другие действия в передвижном Храме, обучая на личном примере брата и племянников. Можно считать, что именно Моше-рабейну был первым еврейским первосвященником, наставником всех будущих коэнов, духовной элиты народа Израиля.
По окончании строительства Мишкана и подготовки храмовых священников именно Моше (вместе с Аароном) привлек своей молитвой Шхину (Б-жественное присутствие) и ввел ее в новую обитель. Нет сомнений, именно Аарон основал династию еврейских священников; сам Б-г назначил его на эту почетную и крайне ответственную должность. Но за Аароном маячит грандиозная фигура его великого брата. Недаром, книга, которую мы изучаем, называется «Торат-Моше», Пятикнижие Моисеево.