«У нашего шойхета (резника) руки дрожат, — жаловались евреи ребе из Вижниц Исраэлю Хагеру (автору книги «Ахават Исраэль», «Любовь к Израилю»). — Мы говорили ему, что кто-то другой должен резать скот и птицу для кошерного мяса в нашем местечке, но он не хочет об этом и слышать!»
Этот опытный шойхет многие годы служил своей общине. Уж он-то знал, что одно неловкое движение резника может сделать мясо некошерным. Однако был уверен, что никто лучше него эту работу выполнить не может, поэтому не замечал, что руки его начали дрожать.
Как объяснить шойхету, не унижая его, что он больше не может делать кошерную шхиту?
Эту деликатную задачу должен был выполнить прославившийся своей любовью к людям ребе. Вместо прямого разговора, ребе дождался шаббата. Как всегда, евреи собрались у него за столом. Кого на этот раз попросит ребе возглавить благословение после еды? Ребе оказал эту честь шойхету общины. Как и полагается по традиции, шойхет взял в руку полный бокал вина и начал произносить благословение. Его рука дрожала, и немного вина пролилось на стол. Закончив благословение, шойхет подошел к ребе, поблагодарил его за оказанное уважение и сказал: «У меня руки трясутся. Общине нужен новый шойхет».
Возможно, что на месте ребе кто-то бы прямо, без всяких намеков, указал шойхету на его проблему. Однако ребе предоставил возможность шойхету убедиться в том, что у него руки дрожат.
Когда на человека кричат, он не слышит. Когда на него нападают, он защищается и отказывается слушать. Но когда ему тактично намекают, он может без страха «посмотреть правде в глаза». «Мудрому достаточно намека», — утверждает Талмуд. «А глупцу не помогут и все объяснения в мире!» — добавлял рабби Ицхак Гутнер.
Урок этой истории в том, чтобы показать, с какой деликатностью отнесся ребе к достоинству и чести другого человека…
«Однажды во время урока рав Соловейчик попросил молодого человека подать ему книгу с полки, — рассказывал глава иешивы «Атерет Исраэль» в Иерусалиме рав Борух Эзрахи. — И тут же добавил, что возьмет ее сам, а подходя к полке с книгами, что-то говорил сам себе… Ученики услышали, что рав повторяет слова Талмуда: «Пусть будет дорогА тебе честь ближнего, как твоя собственная!» (Поучения отцов 2:10).
Наша недельная глава начинается с рассказа о том, как Всевышний указывает Моисею сосчитать всех евреев. Однако нельзя считать евреев «по головам». Каждый человек — это отдельный мир. Каждый обладает уникальной миссией в жизни, а не является безликим номером. Так как же сосчитать, сколько было тогда евреев? Пусть «каждый (даст) половину шекеля» (Шмот 30:13). Но если считают не людей, а монеты, то почему бы каждому не дать по целой монете? В чем смысл половины шекеля?
Рабби Гирш объясняет: «Требуемый от каждого взнос символизируется (не целым, а лишь) половиной шекеля. Никакой, даже самый полный и совершенный, вклад одного человека не может совершить всего, что должно быть сделано. Усилия любого могут быть лишь частью целого. Требуется бескорыстный вклад собрата, чтобы создать целое».
Каждый еврей должен был дать полшекеля для того, чтобы осознать, что он лишь половина, часть целого, а другой еврей — является его половиной. И если так, то боль моего друга — это и моя боль, его радость — моя радость, а его честь — моя честь!
Более того, человек должен относиться к своему другу, как к королю! «Ты сделал своего друга королем?» — на этот вопрос, по мнению Талмуда, человек должен держать ответ перед небесным судом.
«Кто уважаем? Тот, кто уважает других!» — считают мудрецы в «Поучениях отцов». В чем смысл этих слов? Если ты оказываешь уважение мне, то и я окажу уважение тебе?
Уважение — это не бизнес-сделка, — не соглашается Магараль из Праги. Для того, чтобы оказать уважение другим, человек должен научиться уважать себя! Он должен обладать чувством собственного достоинства, сознавая, что сотворен по образу и подобию Творца». Человек может уважать других в том случае, если он уважает себя и проецирует это уважение на других людей. Если мы видим, что человек уважает других, то можем предположить, что он достоин уважения, ибо обладает внутренним достоинством, с которым он себя и ведет.
«Муж обязан любить свою жену, как самого себя, а уважать ее больше, чем себя!» — указывает Талмуд. Если ты хочешь быть королем, то сделай свою жену королевой!