Тора требует особых навыков для прочтения. Если человек, впервые открывший ее, увидит в ней только рассказы о днях былых, то мы должны знать, что в каждом рассказе заложены и более глубокие слои смысла.
Сейчас мы «расшифруем» два самых парадоксальных рассказа в Торе: жертвоприношение Ицхака Авраамом и получение благословения от Ицхака Яковом обманным путем.
Эти рассказы будоражат умы евреев тысячелетия. Сейчас мы увидим их глубинный смысл.
Наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков — одновременно являются носителями трех базовых качеств мироздания. В Каббале они называются сфирот.
Авраам — носитель атрибута хесед, Ицхак — гвура, Яаков — тиферет (а также Эмет).
Хесед — качество отдачи, открытости, распространения, Гвура — строгость, ограничения, закрытость, Тиферет — гармония и баланс между ними, Эмет — истина (в гармонии).
Если мы просмотрим все истории про Авраама, Ицхака и Яакова, то увидим, что есть только два сюжета, в которых совместно участвуют отец и сын: Авраам с Ицхаком и Ицхак с Яаковом. Это и есть истории — жертвоприношения и получения благословения.
Теперь понятно, что эти два сюжета не только эпизоды из биографии праотцев, они иллюстрируют переход и взаимодействие сфирот.
Посмотрим в контексте сфирот оба рассказа.
В них наши персонажи действуют противоположным образом.
История жертвоприношения — сын (Ицхак) полностью поддерживает план отца (Авраама).
История благословения — сын (Яаков) полностью переворачивает план отца (Ицхака).
А теперь рассмотрим всю структуру.
Авраам — символизирует хесед — открытость.
Во всех сюжетах Торы — он открыт Вс-вышнему, жене и сыну (вверх, вбок и вниз).
Открытость Б-гу — основные действия в жизни Авраама (включая жертвоприношение) — результат общения и указания от Вс-вышнего.
Открытость жене — Вс-вышний говорит Аврааму: «Слушайся жену (Сару) — через нее говорит слово Б-га». И в вопросах воспитания сыновей Авраам прислушивается и опирается на опыт жены (в частности, выгоняет из дома Ишмаэля).
Открытость сыну — история жертвоприношения: Авраам открыто сообщает Ицхаку, что весь план от Вс-вышнего, и Ицхак принимает решение Авраама, потому что видит в нем прямую связь отца и
Б-га.
Перейдем ко второму качеству: гвура — строгость, закрытость, дисциплина.
Как гвура проявляется в истории жертвоприношения (переход от хеседа к гвуре)? Самое сильное проявление дисциплины — подавление самого сильного инстинкта — выживания.
Ицхак, подчинившись в этой истории отцу (получившему указание от Б-га), демонстрирует максимум дисциплины.
Далее. Во всех сюжетах Ицхак действует «закрыто». Кстати, Тора изображает Ицхака со слабым зрением (символизируя закрытость миру).
Ицхак, конечно же, общается со Вс-вышним, но для Торы важно подчеркнуть именно его замкнутость.
Итак, Тора в прямом тексте ни разу не описывает Ицхака, получающего указания в прямом общении с Б-гом.
Рассмотрим отношения с женой в вопросах воспитания детей. Тора пишет, что Ривка получила пророчество от Вс-вышнего о том, как будут развиваться дети.
Но обратите внимание: Ривка не говорит мужу о своих знаниях, Ицхак закрыт, в том числе и к информации, от жены. Именно Ривка задумала план с обманом Ицхака.
То же с сыном. Яаков видит, что отец закрыт к прямому общению, в том числе с Яаковом, поэтому не обсуждает с отцом планы благословения, а принимает план матери как единственно возможный.
Яаков видит, что план отца — дать благословение Эйсаву (брату Яакова) не идет от Вс-вышнего, а являлся личной инициативой Ицхака.
Яаков видит, что план матери — с небес. План отца — не с небес, отец закрыт к общению.
Цель Яакова — создать гармонию и истину, опираясь на реальные условия.
В результате из-за закрытости отца получить результат Истины (благословение) можно было только так, как это произошло в Торе.
Теперь, зная схему, мы можем понять глубинный смысл парадоксальных сюжетов Торы, увидеть их стройность и логичность.
Первая сфира открывается Вс-вышнему и миру, вторая сфира (подавляя свой интерес) поддерживает первую, но при этом закрывается от мира, третья сфира переворачивает план второй, в результате рождается истина и гармония.