Группа из 250 заговорщиков, возглавляемая Корахом, Датаном и Авирамом, восстала против власти Моше и Аарона. Бунт был подавлен чудесным образом: разверзшаяся земля поглотила Кораха и его сообщников.
Многие евреи, сочувствовавшие бунтовщикам, хотели отомстить Моше, но среди них начался повальный мор, и лишь благодаря энергичному заступничеству пророка и его брата
Б-г прекратил массовую казнь, унесшую 14700 жизней. Желая положить конец гибельной борьбе за власть, Всевышний велит поместить в Шатре Откровения посохи с именами колен Израиля. Наутро посох колена Леви с именем Аарона расцвел и дал урожай миндаля. Этим чудесным знамением Б-г подтвердил, что левиты избраны Им в качестве служителей Храма, а Аарон, представитель этого колена, по праву является основателем династии коэнов. Далее перечислены обязанности коэнов и левитов. Коэны не могут владеть землей. Их материальные нужды должны обеспечивать другие колена за счет десятин и других отчислений. Приведены законы о первых плодах урожая, выкупе первенцев и других приношениях.
***
«И отделился Корах, сын Ицгара, сын Кегата, сын Леви, и Датан и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелета, сыны Реувена» (16:1).
Мидраш рассказывает об одной супружеской паре. Муж и жена были праведниками, но у них не рождались дети, и они решили развестись. Оба вступили в повторный брак. Но им не повезло. Новая избранница мужа-праведника оказалась безнравственной женщиной, и он опустился до ее уровня. Жена-праведница тоже вышла замуж за нечестивца, но сумела повлиять на него в лучшую сторону, и он достиг таких же высот духовности и морали, как и она.
Эту притчу часто приводят, чтобы показать ведущую роль женщины в строительстве еврейского дома. Атмосфера и само благополучие семьи во многом зависят от ее интуитивной мудрости и моральных устоев.
Яркий пример этому мы находим в талмудическом трактате «Сангедрин». Приведя стих из книги «Мишлей» («Притчи царя Шломо»): «Мудрая жена строит свой дом, а глупая разрушает его своими руками» (14:1), мудрецы Талмуда поясняют, что иллюстрацией к первой части этого высказывания может служить жена Она, сына Пелета, а ко второй части – жена Кораха.
Он бен Пелет был вначале одним из сподвижников Кораха, однако умная жена сказала ему: «Какая тебе разница, кто победит: Моше или Корах? Ты все равно ничего не приобретешь: ни денег, ни славы. Так какой тебе смысл участвовать в перевороте?» Он бен Пелет еще колебался – ведь Корах и другие заговорщики рассчитывали не него. Тогда жена напоила его вином, а когда тот уснул, села у порога своего дома в ожидании посланников Кораха, которые должны были прийти за ним. Когда заговорщики приблизились, она распустила волосы, отпугнув тем самым непрошеных гостей. Ведь Тора запрещает смотреть на простоволосую замужнюю женщину (если она не твоя жена). При всей своей злокозненности бунтовщики чтили закон.
Короче, своими чисто женскими хитростями жена Она побудила его к раскаянию и тем самым спасла ему жизнь.
Совсем иначе вела себя жена Кораха. Та, наоборот, подбила мужа на бунт. «Смотри, что делает Моше, – говорила она. – Назначил себя царем, брата – первосвященником, а его сыновей – заместителями первосвященника. Когда люди приносят в Храм десятины и первые плоды урожая, Моше велит отдавать их коэнам. Даже из «маасер ришон», первой десятины, причитающейся всем левитам, он требует выделять десятую часть тем же коэнам, своим родственникам».
«А теперь посмотри на себя, – не унималась коварная женщина. – Он сбрил с тебя и других левитов все волосы, даже брови, а потом раскачивал вас на руках, как бездушное бревно. Моше специально придумал эту церемонию посвящения в храмовую службу, чтобы опозорить тебя. Неважно, что с ним самим проделали то же самое. Ведь Моше руководитель, и его престиж не пострадает. Он действовал по принципу: «Умри душа моя с филистимлянами!»
(Маленькое пояснение: эту крылатую фразу сказал много лет спустя Шимшон, возглавлявший борьбу еврейского народа против филистимского «террора» в Эрец-Исраэль, но жена Кораха была непростой женщиной, и, видимо, знала всю Тору наперед, включая приведенный эпизод из книги Судей.)
Жена Кораха обладала не меньшим женским обаянием и даром убеждения, чем жена Она, но использовала эти качества не для блага, а во зло, толкнув на тяжелое преступление своего мужа и еще двести пятьдесят человек, фактически стала виновницей их (и своей собственной) страшной смерти.
Роль женщин в бунте Кораха может служить иллюстрацией к еще одной сентенции из книги «Мишлей»: «Смерть и жизнь во власти языка» (18:21).
Сочетание женской хитрости и красноречия – это мощное оружие. В одном случае оно выручает из беды, в другом – сеет раздоры и смерть.
«Люди именитые»
«И предстали они перед Моше вместе с людьми из сынов Израиля – двести пятьдесят человек, вожди общества… люди именитые» (16:2).
Восточные религиозные культы учат: хочешь убить вещь – назови ее по имени. В еврейской традиции имя не убивает, а дает возможность установить контакт с сутью вещи, с ее внутренней сущностью.
Тора рассказывает, как Адам давал имена животным. Это была не произвольная игра в слова. Первый человек знал тайны Творения и умел выразить лексическими средствами суть каждой жизненной силы. К тому же он давал имена на иврите, святом языке, из букв которого Б-г создавал мир.
Во всех других языках названия – это лишь условность. Стол называется «столом» только потому, что так давно «договорились». В самом этом слове нет ни грана «столовости». И только иврит, точнее, его библейский вариант, называет вещи по их внутренней сущности.
Выражение «люди именитые» («аншей ха-шем») очень редко употребляется в Торе. Оно встречается только в двух местах. Первый раз – в рассказе о поколении Потопа: «Они и есть богатыри, искони люди именитые» (Берешит 6:4). Второй раз «аншей ха-шем» появляются в сегодняшнем разделе, где речь идет о людях, поддержавших бунт Кораха.
Объясняя мотивы строителей Вавилонской башни, каббалистическая книга «Зоар» обращает внимание на их слова: «И давайте создадим себе имя» («ве-наасе лану шем»). Это значит, что ими двигало исключительно тщеславие, стремление возвыситься и прославить себя на века. Они хотели получить имя, которое не отражало их сущность.
Наверное, поэтому Тора употребляет то же самое выражение в эпизоде с бунтом Кораха. Бунтовщики были «именитыми людьми», людьми с именем, которого они не заслужили. Они хотели узурпировать имя Моше и Аарона, присвоить себе звание «коэна». Наверное, им казалось, что, похитив имя, они сумеют завладеть и его сущностью.
Но мы не можем владеть именем, которое нам не принадлежит, впитать в себя характер другого человека. Максимум, что нам доступно, это быть лучшим вариантом самого себя, быть достойным своего собственного имени.