— Можно ли будить храпящего человека?
— Спросили однажды у рабби Элиэзера: «До какого предела следует уважать отца и мать?» Рабби Элиэзер ответил: «Обдумайте и осознайте поступок Дамы, сына Нетины, который был богатым человеком и жил Ашкелоне. Обратились к нему Учителя Торы с предложением, не откладывая продать им драгоценные камни, необходимые для изготовления одежды Коэна Гадоль (главного служителя в Храме), и посулили за них огромную денежную сумму. Камни эти лежали в шкатулке, а шкатулка была спрятана под подушкой на постели отца Дамы, на которой отец в это время спал. И Дама отказался принять деньги и передать им шкатулку — он не хотел будить отца. За это Всевышний вознаградил Даму. Через год родилась в его стаде рыжая телица, пепел которой крайне необходим для нормального функционирования Храма. Пришли к Даме учителя Торы. И он сказал им: «Знаю, что за эту рыжую телицу я могу попросить любые деньги (такие коровы рождаются крайне редко). Но я возьму с вас лишь ту сумму, которую потерял в прошлом году, когда не продал вам камни, не желая беспокоить отца». Итак, мы видим, что к сну человека не следует относиться легкомысленно. Например, даже на улице в поздний час нельзя громко разговаривать под окнами жилых домов, чтобы не побеспокоить тех, кто уже лег спать, вообще нельзя шуметь, скажем, громко включать музыку на вечеринке.
… Если к храпу не удается привыкнуть, и это мешает спать, храпящего человека можно слегка подтолкнуть или предпринять еще что-то, чтобы он перевернулся со спины на бок. Но ни в коем случае не следует его будить. А днем стоит поговорить с этим человеком, порекомендовав ему принять против храпа те или иные меры, предлагаемые современной медициной. Иногда они помогают.
— Можно ли верующему еврею смотреть телевизор?
— Закона, запрещающего смотреть телевизор, не существует. Но можно привести немало доводов в пользу того, чтобы этого не делать:
1. Главный и очевидный, плохо скрытый «секрет» телепрограмм заключается в том, чтобы отучить человека думать, «разоружить» его мышление до уровня, позволяющего манипулировать его желаниями. Особенно ясно это прочитывается в бесконечно прокручиваемых рекламных роликах, направленных на то, чтобы спровоцировать в зрителях стремление приобретать рекламируемые товары и услуги. Известно, что телевизионные компании очень тонко пропагандируют взгляды, которых придерживаются их владельцы. И чем профессиональнее сделана передача, тем сильнее ее воздействие на публику, тем печальнее итог.
2. У человека много обязанностей. Большая часть суток уходит на работу и сон. Но он должен еще общаться с членами семьи и друзьями, совершать добрые дела, учить те или иные разделы Торы (по своему выбору и желанию). И во всем этом телевизор не помогает, а только мешает. Он отнимает время, разрушает связи между людьми, разрушает стремление человека духовно развиваться.
3. Наиболее частый аргумент в пользу телевидения — «мне хочется просто отдохнуть, и телевизор предоставляет эту возможность». Но так ли это? Влияние видеоряда на эмоциональное состояние человека — это немалая нагрузка на нервную систему. Представление людей о том, что, «уткнувшись» в телевизор, он ничего не делает и отдыхает, иллюзия. Даже поверхностных знаний о физиологии достаточно для того, чтобы понимать, что отдых — это не бездеятельность, а переключение на положительную, радующую нас умственную или физическую деятельность.
Из моего личного опыта общения я знаю сотни (а может, и тысячи) случаев, когда люди сокращали «время у телевизора» до двух часов в неделю, а многие вообще отказывались от этого. И теперь и сами не могут понять, как это они целыми вечерами сидели у «ящика».
— Имеет ли право еврейская община приобрести здание бывшей церкви с готической архитектурой, переоборудовав его под синагогу, если вся христианская атрибутика будет при этом устранена?
— Здание бывшей церкви всегда будет напоминать о первоначальном его предназначении. И люди будут говорить: «Евреи собрались в церкви…». Кроме того, такая покупка (или получение в дар от властей) сразу спровоцирует недобрые чувства по отношению к нашему народу. Поэтому приобретать здания церквей (для синагоги или каких-то иных целей еврейской общины) ни в коем случае не следует. Попытки «устранить атрибутику» в данном случае ничего не меняют.