ПАСХАЛЬНЫЙ КОД ВОЛАНДА («Беалотха»)

Для проведения своего «пасхального» «великого бала сатаны» Булгаков предложил оригинальную «пасхалию», согласно которой бал этот происходит не просто в какое-то одно из «весенних полнолуний», а именно в то из них, которое приходится в ту Весну на ночь с пятницы на субботу.

Весенний четырехзубец

В недельной главе «Беалотха» дается заповедь празднования Песаха, а также его двойника – второго Песаха – Песаха Шейни: «И Господь говорил Моше в пустыне Синайской в первый месяц второго года после исхода их из земли Египетской, говоря: Да совершают сыны Израиля Песах в назначенное для него время. В четырнадцатый день сего месяца в сумерки совершайте его, в назначенное для него время, по всем уставам и по всем его обрядам совершайте его… И Господь говорил Моше так: Говори сынам Израиля так: всякий, кто будет нечист из-за усопшего, или он (будет) в дальнем пути, из вас или из потомков ваших, то и он должен совершить Песах Господень. Во второй месяц, в четырнадцатый день, в сумерки пусть справляют его, с опресноками и горькими травами пусть едят его» (9:1-13).

Итак, тем, кто не мог совершить Песах в положенное время – в «первый месяц» (Нисан), Всевышний предоставил дополнительную возможность сделать это во «второй месяц» (Ияр).

Однако помимо этой явной, указанной самой Торой, причины, для учреждения «второго Песаха» имеется, по-видимому, и не столь очевидная — другая. Она, связана с тем, что периодически, в високосные годы, Нисаном объявляется тот месяц, который должен был бы являться Ияром, если бы год был обычным. Ияр – это такой «второй» месяц, который время от времени оказывается «первым», т.е. сам по себе является полноценным кандидатом на роль пасхального месяца. Каждый Ияр – это несостоявшийся Нисан, справедливо ожидающий к себе почтительного отношения. Праздник Песах повторно празднуется через месяц, подобно тому, как в странах рассеяния все праздники повторно отмечаются на другой день.

Действительно, чтобы привести в соответствие лунные месяцы солнечному году (сезонам), периодически приходится добавлять 13-ый месяц – второй Адар. Соответственно Нисан сдвигается на следующий месяц, который «по своей природе» должен был бы быть Ияром.

Более того, в силу того, что 13-ый месяц («второй Адар») исходно должен был бы именоваться Нисаном, то и он – этот Адар также оказывается втянутым в пасхальную игру, также оказывается двойником Нисана.

Если же вспомнить, что основное событие Пурима – низвержение Амана — произошло в пасхальные дни («И призваны были писцы царские в первый месяц, в тринадцатый день его», 3:13), то становится ясно, что все эти три «зубца» — Адар, Нисан и Ияр – восходят к одной сакральной «вилке», в пределе увенчанной четвертым «зубцом» весеннего месяца Сивана (в високосные годы в его полнолуние празднуется Песах шейни).

Итак, все весенние полнолуния (вместе с примкнувшим к ним Адаром) – в определенном смысле пасхальные полнолуния, что прекрасно объясняет, почему в связи с Песахом Тора говорит не о Нисане, а об Авиве, о «весеннем месяце»: «Соблюдай месяц Авив» (Дварим 16:1) «Сегодня выходите вы, в месяце Авиве» (Шмот 13:4).

Кто-то возразит, что високосные годы строго фиксированы, что все месяцы (и даже число дней в них) расписаны наперед. Действительно, 19-летний Метонов цикл содержит 12 обычных лет по 12 месяцев и 7 – високосных по 13 месяцев, порядок которых внутри цикла строго фиксирован.

Но дело в том, что Метонов цикл – это протез, которым еврейская традиция стала пользоваться только через несколько столетий после разрушения Храма.

До той же поры високосные года определялись не календарным алгоритмом, а согласно требованиям Торы — эмпирически-визуально. В древности никто заранее не знал, как наречется следующий месяц – Адаром или Нисаном. Это зависело от целого ряда климатических условий, напрямую подвластных Создателю.

Так, комментируя заповедь Торы «соблюдай месяц Авив» (Дварим 16:1), Раши со ссылкой на Сангедрин (11.б) пишет: «До его наступления наблюдай, чтобы он был хорош для колошения, чтобы принести в этот месяц хлебное приношение омера; в противном же случае, прибавь к году». Имеется в виду, прибавь в этом уходящем году 13-ый месяц Адар.

Таким образом, только в текущем Адаре (Всевышним на небе и людьми на земле) решалось, будет ли следующий месяц Нисаном или вторым Адаром. И если этот второй Адар провозглашался, то Песах праздновался в том месяце, который исходно (default) должен был именоваться Ияром.

Пасхалия Воланда

В своем романе «Мастер и Маргарита» Булгаков описывает бал сатаны, названный им «весенним балом полнолуния»: «Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей», — сообщает Коровьев Маргарите.

Итак, неизвестный ни одному религиоведу литературно-фантастический «шабаш» своим названием явственно перемигивается с празднованием Песаха. Песаху он явно и соответствует.

Действительно, из параллелизма московских событий, разворачивающихся вокруг дома 302-бис, событиям «древних глав», мы ясно видим, что автор пытается представить «весенний бал полнолуния» своеобразной христианской пасхой. Однако им используется также и антураж пасхи еврейской. С одной стороны события развиваются в режиме «страстной недели», но с другой — они жестко связаны также и с лунным циклом, с полнолунием.

Церковная пасха, разумеется, также привязывает себя к еврейской – она совершается в ближайшее воскресение после нее, т.е. после полнолуния. Но Булгаков пожелал полного совпадения. Он пожелал учесть как требование христианской пасхалии, т.е. требование недельного цикла, так и календарное требование еврейского Песаха, т.е. наличие полной луны. Булгаков подразумевал не просто «весеннее полнолуние», а «субботнее весеннее полнолуние», подразумевал «шабаш», т.е. встречу той субботы, которую Йешуа провел в гробу.

Между тем Песах – еврейский Песах сам по себе увязан с Субботой. Так, в субботнем кидуше говорится: «Благословен Ты,… который… святую Субботу свою с любовью и благоволением дал нам в наследие, — в память о деле миротворения,… в память об исходе из Египта».

В Гемаре (Шабат 87б) говорится, что пасхальный процесс был запущен в субботу (Великая суббота), а сама заповедь соблюдения седьмого дня была дана в день, который год спустя нарекся Песахом Шейни.

Булгаков, разумеется, подразумевал не эти особенности еврейской литургии, а известные подробности евангельское повествования, но получилось у него то, что получилось: Для проведения своего «пасхального» «великого бала сатаны» Булгаков предложил оригинальную «пасхалию», согласно которой бал этот происходит не просто в какое-то одно из «весенних полнолуний», а именно в то из них, которое приходится в ту Весну на ночь с пятницы на субботу (роман начинается с описания событий «страшного майского вечера», что заведомо не может соответствовать Нисану)

Не знаю, подозревал ли об этом сам Булгаков, но я проверил и убедился, что такое совпадение весеннего полнолуния с субботней ночью происходит не только каждый год, но к тому же еще и только один раз в год, с учетом, тех самых четырех «пасхальных» месяцев: Адара, Нисана, Ияра и Сивана.

Единственное отклонение состоит в том, что в те годы, когда «бал» отодвигается на Сиван, субботней приходится засчитывать не первую, а вторую полнолунную ночь (т.е. ночь не с 14 на 15, а с 15 на 16 число).

Однако с учетом этого единственного отклонения исключаются любые разночтения, так что Булгаков с полным правом мог назвать «бал весеннего полнолуния» ежегодным, и даже написать (в эпилоге), что «каждый год, только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших… Иван Николаевич».

В 2018 году такое сочетание имело место с 30 на 31 марта, в 2019 году оно произойдет в ночь с 19 на 20 апреля, в 2020 году с 8 на 9 мая и т.д. Желающих самостоятельно определить дату очередного «бала» предупреждаю: в некоторые високосные годы субботними могут оказаться два полнолуния — первого Адара и Сивана. Это нормально: поскольку первый Адар никаким боком не задевает Нисана, и остается чисто зимним месяцем, праздничным субботним полнолунием в этом случае считается полнолуние Сивана.

Ведал ли то Михаил Афанасьевич или не ведал, но открыв (субботний) «весенний бал полнолуния», он подарил миру оригинальную календарную структуру, в конечном счете, учитывающую как субботнее измерение Песаха, так и пасхальную сущность всех весенних месяцев!

«Весна, Полнолуние, Суббота», произнеся этот пароль, Булгаков открыл человечеству тайный пасхальный код: ведь то весеннее полнолуние, которое в текущем году совпадает с субботой уже чисто «структурно» оказывается праздничным!

Но какой во всем этом может иметься смысл? Как к этому открытию оказался примешан сатана? Почему эта удивительная пасхалия была представлена не мудрецами Израиля, а Воландом? На эти и многие другие вопросы я пытаюсь дать ответ в мистическом романе «День шестой», первая часть которого — «1836» выставлена на моем авторском сайте .

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора