В армии царской России времен Первой мировой войны солдатам популярно разъяснялось, что внешние враги их родины — «австрияк, пруссак и турок», а внутренние — «жид, лях и студент».
В этом великодержавном хамстве была сермяжная правда, поскольку развалу империи и большевистскому перевороту 1917 года сильно помогли образованные евреи, а поляки, как установила смешанная комиссия российских и польских историков, «играли огромную роль в октябрьском перевороте, создании и руководстве Советской России, Красной Армии, ВЧК-ОГПУ-НКВД». В сегодняшних Соединенных Штатах внешним врагом администрации президента Трампа следует считать Иран, Северную Корею и Россию, а внутренним — либеральные СМИ и своих же сотрудников, снабжающих эти СМИ информацией, которую там вырывают из контекста, передергивают и превращают в сенсационные «фейки».
Последним примером может служить свистопляска СМИ вокруг заявления Трампа, который якобы назвал нелегальных иммигрантов «животными». 16 мая президент встретился за круглым столом в Белом доме с лидерами штата Калифорния и, как написала в тот же день аккредитованная при Белом доме корреспондент New York Times Джули Хершфилд Дэвис, «обрушился на нелегальных иммигрантов, перед камерами новостей предупредив, что границы страны пересекают опасные люди, и назвав таких людей животными». Мигом поднялся несусветный, но недолгий шум, и на следующий день та же Дэвис в соавторстве с репортером Times по особым поручениям (general assignment) Нираджем Чокши не извинилась за неточность, а добавила, что «президент Трамп защитил свое слово ‘животные’, как описание опасных преступников, пытающихся нелегально проникнуть в Соединенные Штаты, и сказал, что он имел в виду членов жестокой международной банды MS-13».
Как говорят в Одессе, «это две большие разницы», но, как якобы говорят там же, «кто вам считает», когда главное поднять шум. 17 мая канал CNN отметил, что, несмотря ни на что, Трамп «не извинился за это слово и сказал, что применит его снова». Судя по стенограмме встречи за круглым столом, Маргарет Мимс, шериф калифорнийского графства Фресно, рассказала, как она старается помочь таможенно-иммиграционной службе находить в тюрьмах и выдворять из страны разных негодяев («bad guys») , особенно членов банды MS-13. «В страну попадают или пытаются попасть люди… , — заметил на это Трамп. — Вы не поверите, какие это плохие люди. Это не люди. Это животные».
Пресс-секретарь президента Сара Сандерс объяснила, чтоТрамп был предельно точен, назвав животными бандитов, которые в одном случае нанесли своей жертве сто ударов ножом, после чего обезглавили, в другом случае нанесли женщине, которую сделали проституткой 28 ударов бейсбольной битой, а в третьем случае одурманили наркотиками и изнасиловали 14-летнюю девочку в Хьюстоне. «Честно говоря, — сказала репортерам Сандерс, — я считаю, что термина «животные» недостаточно, а президенту нужно продолжать стоять на своем и делать все возможное по закону, чтобы остановить до ужаса отвратительных людей такого типа». Скажи такое Дональд Трамп, его немедленно обвинили бы в том, что он назвал иммигрантов-латиноамериканцев «до ужаса отвратительными».
Но эта присказка к сказке про «внутренних врагов» президента, которые завелись в его доме. В прошлый понедельник Келли Конуэй, политтехнолог, социолог и советник президента США Дональда Трампа, появилась на канале Fox News в программе Марты Макколум и среди прочего сообщила, что в Белом доме грядет очередная кадровая перетряска, которую впору называть свистопляской. Конуэй пояснила, что в нескольких беседах с президентом обсуждала постоянные утечки, и на вопрос, ожидает ли она кадровую чистку, ответила четким «да», а по-английски «I do».
«Утечки бывают разные, — пояснила Келли Конуэй. – Некоторые — чтобы навредить коллегам, некоторые — из несогласия с принятым курсом. Но ни одна не помогает, и еще добавлю, что сейчас в Белом доме они есть, но это не так плохо, как вначале, и это не столько утечки, сколько попытки подколоть друг друга с помощью СМИ. Интересно, что пресс-секретарь Белого дома употребила глагол «to shiv», производный от существительного «shiv», которое словарь разъясняет как «оружие, изготовленное из обычного предмета, часто в тюрьмах», а по-русски «заточка». Опять же, скажи такое Трамп… На прошлой неделе анонимные «белодомовцы» рассказали репортерам про бестактность помощницы пресс-секретаря Келли Сандерс по адресу больного раком мозга сенатора Джона Маккейна. Когда пресс-секретарь Сара Сандерс отругала их за эту утечку, ее слова немедленно утекли туда же. В понедельник Трамп в своем огнеметном твиттере назвал «так называемые утечки из Белого дома сильным преувеличением прессы фейковых новостей, чтобы мы выглядели как можно хуже». Тем не менее анонимных авторов утечек президент назвал «предателями и трусами» и обещал «выяснить, кто они», а Келли Конуэй в интервью Fox News сказала, что их и уволят.
Аналитик Ховард Курц, который ведет на том же канале воскресную программу «MediaBuzz«, назвал Белый дом Трампа «самым утекаемым в современной истории», где сейчас это признают большой проблемой. С начала борьбы за президентство Дональд Трамп обвиняет СМИ в публикациях «фейковых новостей», которыми журналистов исправно снабжают анонимные источники, которых иногда вообще не существует. А тех, которые все-таки существуют, Ховард Курц тоже делит на две категории. В первую он заносит «авторизованную утечку», когда руководящий сотрудник Белого дома неофициально передает в СМИ «горячую новость», чтобы предупредить или опровергнуть негативные сообщения. Но, отмечает Курц, «заточек» утекает куда больше. Этому посвящена его книга «Безумие СМИ» («Media Madness»), в которой бывший старший советник президента Стив Бэннон, дочь Иванка, бывший глава аппарата Белого дома Райнс Прибус и другие постоянно указывали, кто и что нашептал журналистам. Назначенный главой отдела коммуникаций Белого дома Энтони Скарамуччи попытался покончить с этим, но не успел, продержавшись в этой должностью всего 10 дней.
С первых дней президентства Трампа утечки уносили из Овального кабинета Белого дома в прессу содержания, а иногда даже распечатку его телефонных разговоров с иностранными коллегами. Дошло до того, что, когда в феврале прошлого года пресс-секретарь Белого дома Шон Спейсер потребовал, чтобы его подчиненные сдали для проверки мобильники, это требование немедленно утекло в СМИ. На смену Спейсеру пришла Сара Сандерс, при которой утечки не стихли, а назначенный вместо Прибуса главой аппарата Белого дома генерал Джон Келли немного сократил их, но сам стал персонажем утечек, когда его авторитет пошатнулся.
Сотрудники администрации разглашают служебную информацию по многим причинам, резюмирует Ховард Курц, соглашаясь с Келли Конуэй. Это сведение счетов; проталкивание своего курса; попытка остановить намеченную инициативу; поиски «крайнего» при очередном фиаско и, наконец, просто желание прославиться. И Дональд Трамп заслуженно назвал таких «предателями и трусами» за то, что его помощники и советники сливают информацию, выставляя президента злобным, отрешенным, не осведомленным и не соответствующим должности, но при этом не называют себя.