Вялотекущее Уайтуотерское расследование тянулось 7 лет. Следствие по поводу того, кто слил в СМИ имя цээрушницы Вэлери Плейм, длилось 4 года. Иными словами, нынешний «Рашагейт» находится еще во младенчестве.
В среду исполнился ровно год с того дня, как замминистра юстиции США Род Розенстайн назначил бывшего директора ФБР Роберта Мюллера спецпрокурором по расследованию вмешательства России в американские выборы 2016 г. и предполагаемого сговора окружения Дональда Трампа с Москвой.
Итоги деятельности 73-летнего Мюллера, который во время Вьетнамской войны командовал взводом морской пехоты, подводят по-разному. Подсчитано, что на сегодняшний день президент Трамп назвал в «Твиттере» это расследование «охотой на ведьм» 42 раза.
Трамп также регулярно подчеркивает в «Твиттере» No Collusion, «Никакого сговора!». Его сторонники, в том числе новый адвокат президента, бывший федеральный прокурор Южного округа Нью-Йорка и бывший нью-йоркский мэр Руди Джулиани, доказывают, что Мюллер не нашел никаких доказательств сговора, и требуют, чтобы он сворачивал расследование.
В самом деле: что конкретно успел совершить за истекший год спецпрокурор Мюллер? Его поклонники говорят, что очень немало.
Даже друг Трампа, глава ресурса Newsmax Кристофер Радди признает, что расследование Мюллера движется ударными темпами.
«Они не бьют баклуши, — сказал он Washington Post. – Количество возбужденных дел, признаний вины и всего прочего просто поразительно. Я считаю, что это расследование будет доведено до конца быстрее, чем все другие».
На данный момент спецпрокурор привлек к суду 19 человек и три российских компании. 13 из 19 фигурантов были привлечены в феврале этого года по делу «русских троллей», которые якобы сеяли через соцсети смуту в умах американцев перед выборами 2016 года.
Но эти обвиняемые, по общему мнению, никогда не предстанут перед американским судом, поскольку живут в России, у которой нет с США договора о выдаче. И никого из американцев не обвиняют в сознательном сговоре с ними.
Никто не ожидал, что в суд явятся и три компании, проходящие по делу троллей. Вдруг одна из этих компаний – «Конкорд менеджмент энд консалтинг», принадлежащая «повару Путина», бизнесмену Евгению Пригожину, и якобы финансировавшая деятельность санкт-петербургской «фабрики троллей», — наняла дорогих американских адвокатов и начала донимать прокуроров требованиями предоставить защите кучу материалов, в том числе закрытых.
Большинство из оставшихся шести фигурантов уже признали себя виновными. Скептики подчеркивают, что ни один из них не признался в сговоре с Россией, из-за которого разгорелся весь этот сыр-бор.
Бывший помощник Трампа по нацбезопасности Майкл Флинн и третьестепенный советник трамповского штаба по внешней политике Пападопулос признались во лжи федеральным дознавателям, а бывший замначальника штаба Рик Гейтс – в финансовых нарушениях. Его бывший начальник Пол Манафорт обвиняется в них же, но настаивает на своей невиновности и ожидает двух судов. В сговоре с Россией никого из них не обвиняли.
Мюллер также рекомендовал федеральной прокуратуре Южного округа Нью-Йорка заняться трамповским адвокатом Майклом Коэном, у которого были произведены обыски и изъята масса документов и электронных устройств. Но Коэна пока ни в чем официально не обвинили.
Мюллер также затребовал и получил у Белого дома почти полтора миллиона внутренних документов администрации Трампа и допросил десятки его приближенных и даже часть близких родственников, которые числятся президентскими советниками.
Диапазон допрошенных Мюллером чиновников простирается от юрисконсульта Белого дома Дональда Макгена до 29-летнего Ави Берковица, личного помощника Кушнера.
Допросы проводятся в здании вашингтонского федерального суда в большой комнате без окон, в которой заседают члены большого жюри, созванного Мюллером.
Допрашиваемые, которые не хотят встречаться с толпой осаждающих здание репортеров, могут пользоваться его задним подъездом.
Бывший сотрудник трамповского штаба Сэи Нанберг сказал, что ему такой возможности не предоставили, да он и сам предпочел гордо пройти через толпу папарацци.
Точно оценить масштаб проделанной Мюллером работы нельзя, поскольку и он сам, и его команда не дают интервью и не сливают информацию в СМИ. Несколько допрошенных им свидетелей поведали потом журналистам, о чем их спрашивали. Но большинство держат язык за зубами, поэтому составить представление о состоянии и направлении следствия очень трудно.
Совершенно неясно, какие еще козыри есть в запасе у Мюллера, и как долго его расследование будет выводить президента из себя и омрачать его правление. Не имея возможности повлиять на Мюллера, Трамп пытается влиять на общественное мнение. Он регулярно клеймит спецпрокурора, ФБР и собственный минюст. Опросы показывают, что эта тактика приносит плоды.
Скептики, впрочем, доказывают, что нападки Трампа тут не при чем, и что на общественное настроение скорее влияет то, что у расследования не видно конца. Если угодно, у него кончается срок годности, обычно составляющий от полутора до двух лет. Значит, Мюллеру следует действовать еще быстрее.
В последнее время Трамп сменил свою адвокатскую команду и тактику. Прежние адвокаты советовали ему идти следствию навстречу и, например, безропотно предоставлять все запрошенные документы.
Не так давно Трамп, однако, разозлился и стал вслух мечтать о «телевизионном адвокате», который будет драться за него на голубых экранах и не уступать Мюллеру ни пяди земли. Так в Белом доме появился Джулиани, который временами говорит лишнее, но импонирует Трампу своей боевитостью.
В среду Джулиани сообщил с ссылкой на Мюллера, что тот не собирается привлекать Трампа к суду, поскольку минюст заключил еще в 1973 году, что судить действующего президента невозможно. Но этот постулат еще ни разу не был испытан в судебном горниле.
В любом случае Мюллер может вместо суда отнести компромат на Трампа в палату представителей на предмет импичмента, который будет вполне вероятен, если демократы завоюют там в ноябре большинство. Выступая в среду вечером по телевидению, бывший высокопоставленный сотрудник ФБР Чак Розенберг назвал Мюллера «блестящим, невозмутимым и честнейшим человеком». За прошедший год Мюллер успел немало, хотя факта сговора с Россией пока не доказал. Но еще не вечер.