Беседуют Иегуда Ерушалми (Израиль) и Лев Мадорский (Германия)
Вынашивание
Л.М. В этот высококонцентрированный праздниками май, мне хочется задать тебе, «иерусалимскому обывателю» и, одновременно, публицисту, ежедневно и даже по два раза в день, отбирающему всё самое интересное, что происходит на нашем шарике, для «Еврейского мира» и потому находящегося в центре событий, несколько вопросов:
Какие, на твой взгляд, самые выдающиеся личности, благодаря которым Израиль был создан, сумел победить в войнах и добился процветания?
Какие именно качества этих людей определили их успех?
И.Е. Начну с того, что с «иерусалимского обывателя» надо бы, снять кавычки. Я, и вправду — иерусалимский обыватель. Могу прописку показать!
И еще. В прошлой части я уподобил период Британского мандата вынашиванию плода. Хочу немного поговорить об этом. Для меня это достаточно скрытое, загадочное явление, когда извне можешь только предполагать, а что творится в этом все увеличивающемся чреве, какая жизнь там, и каково ей приходится?
Отсюда — и название главки.
Теперь, перейдем к ответу на вопрос. Он будет крайне субъективным, ненаучным, антипартийным, как и положено у нас, простых обывателей.
На отрезке полувека от первого Сионистского Конгресса до провозглашения независимости, я бы выделил пятерых: Т.Герцля, Х.Вейцмана, В.Жаботинского, Д.Бен-Гуриона и М.Бегина.
Хотя, конечно, без особого труда список можно было бы расширить и до полусотни, и до полутысячи. Причем, как героев положительных, так и отрицательных, по делам их, а, вернее, по субъективным оценкам ими совершенного, что, разумеется, гарантии истинности в последней инстанции, не дает.
А, расширив обзор на семидесятилетие государственности, добавил бы и Ш.Переса, и Б.Нетаниягу.
Про мое понимание ролей первых троих героев я написал и своем сериале, и чуть-чуть здесь.
На момент полномерного вступления в силу Британского мандата (1924-25 г.) Т.Герцля уже 20 лет, как не было в живых, Вейцману было 50 лет, Жаботинскому — 45, Бен-Гуриону — 38, Бегину — 11 лет.
По моим нынешним меркам, 45-50 летние ребята — сущие пацаны, но веком раньше такой возраст выглядел явным преддверием старости.
К середине 1920-х Вейцман был известным ученым и удачливым бизнесменом. Он, главный локомотив проталкивания Декларации Бальфура, с 1920 г. возглавил Всемирную Сионистскую организацию (ВСО).
Литературный талант Жаботинского высоко ценился в российских интеллектуальных кругах. А его сионистская политическая публицистика и по сей день не потеряла, в значительной мере, своей актуальности.
В начале ХХ века волна сионизма, поднятая Герцлем со товарищи, активно действовала в марксистском мейнстриме и значительно его использовала.
Как говорится, такое было время… Но в этом содержалось противоречие: марксизм однозначно базировался на идее интернационализма, как доминанте развития человечества, приводящей, как казалось, к исторически близкой глобальной победе Красного джихада.
Такова главная суть учения Маркса, про которое в те времена было принято считать, что оно всесильно, потому что верно. Так, в виде аксиомы.
Маркс, будучи сыном своего времени, наблюдающим научно-техническую революцию и ее гигантские успехи, ломающие весь жизненный уклад, и внедряя в сфере материального производства методы точного знания, создавал по этой же схеме свое учение, пытаясь в нем имитировать методы сравнительно недавно возникших точных наук. В какой мере это оказалось применимым к экономике, истории, политологии и прочим «гуманитарным» учениям, мы можем, уже достаточно однозначно судить сейчас, через более полутора веков теории марксизма и века его практики.
Но тогда, в середине 19-го века..? Просто необходимо было, просто полагалось, хотя бы, для моды, внешне отказаться от схоластики и одеть свое учение в научные наряды.
И потом, похоже, что шнорер Маркс и буржуй Энгельс, даже верили в верность своего учения, игнорируя тезис о том, что практика – единственный критерий истинности теории. Они не опускались до такой пошлости. Ленина, скажем, на такую проверку ненадолго хватило!
Сионизм же – был и остался разновидновидностью еврейского национализма, направляющего наш народ по пути, указанному Господом через пророка Моше, а именно — на физическую жизнь в Эрец Исраэль, причем, по законам Торы.
К началу ХХ века псевдонаучность марксизма была уже достаточно очевидна широким кругам практикующих левых революционеров.
И сионисты (евреи же!) пошли другим путем.
Они не создали цельного, всеохватывающего псевдоучения, подобного марксизму, а перебивались, в силу своей идеологической пестроты и разных текущих обстоятельств: кто — океаном идей ТАНАХа и Талмудов, а кто — горячей политической публицистикой, чаще всего — однодневками, иногда содержащими и плодотворные обобщения, и предвидения. А то — и тем, и другим, впремешку. Публицистика Герцля и Жаботинского, в чем-то пророческая — она такого сорта. В ней немало романтики, но немного практики.
В результате, под Британским мандатом, власть в разрастающемся ишуве, а затем и в ВСО, перешла в руки прагматиков, которые считали своей первостепенной задачей заселение евреями подмандатной Палестины и ее экономическое развитие. По возможности, не конфликтуя с британскими властями и поднимавшими голову арабскими националистами. Причем, в последних они по-марксистски видели угнетенных пролетариев, которые вот-вот проявят сознательность и вместе с пролетариями-сионистами устремятся к созданию светлого будущего: еврейского национального очага, где будут соблюдаться гражданские права всех, независимо от роду-племени, религии и т.д., и т.п…
К сожалению, это нетрудно наблюдать в израильской политике и через 80-90 лет, несмотря на устроенные арабами погромы, войны и постоянные их заявления о желании уничтожить Израиль…
Но было так, а не иначе. Вождем прагматиков стал Давид Бен-Гурион, политик от природы.
В моем понимании – политик, это человек, постоянно думающий на тему: «Сейчас я вас организую, и мы..!». А в остальное время, занимающий круговую оборону против соперников, в которых видит исключительно врагов.
Потому, эти «мы», под его руководительством, практически беспрекословно выполняют то, что он считает нужным.
Во всяком случае, политики той эпохи — времен Сталина, Муссолини, Гитлера и не только их, а в демократических странах – тоже, были ментально такими. О других, в лучшем случае, просто вытирали ноги.
Так и «простак» Бен-Гурион превратил «аристократа» Вейцмана в одного из своих подручных, которому, практически, до конца его жизни давал деликатнейшие дипломатические поручения, памятуя о его связях на Западе, но, допустив, по выражению Вейцмана, даже назначенного первым президентом страны, «совать свой нос лишь в носовой платок».
Так же Бен-Гурион не допускал Жаботинского к созданию немарксистских гражданских и оборонных структур в ишуве, и просто, с помощью англичан, изгнал его. А впоследствии, военные формирования Бен-Гуриона были на грани гражданской войны с формированиями, созданными Жаботинским и подхваченными уже Бегиным. Которого, кстати сказать, уже после провозглашения независимости, Бен-Гурион приказал молодому Рабину отправить на тот свет, потопив корабль «Альталена»…
У Бен-Гуриона, судя по всему, не было никаких стратегических идей насчет сионистской цели ишува. Тактическую же – заселение евреями Палестины, он, как мог, выполнял, лавируя в тисках противозаконных ограничений, устанавливаемых британцами и одновременно возрастающего напора-наплыва из Европы, от все более ощущавшегося приближающейся 2МВ.
Тем не менее, за время Мандата еврейское население Палестины увеличилось в несколько раз.
Англичан принято ругать, и справедливо, за изменение политики по отношению к еврейскому ишуву в Палестине и народу, вообще, между концом 1МВ(20 в.) и Британским Мандатом, вплоть до провозглашения независимости.
Все так, но надо отметить, что, несмотря на все возрастающую мощь арабского национализма в Палестине, политическое лавирование Бен-Гуриона с властями Мандата, хоть и подыгрывающими арабам, позволило минимизировать результаты действия арабов против евреев ишува. Возможно, сегодня действия Бен-Гуриона с компанией выглядят и не самым эстетичным образом. Но «если бы, да кабы…», — при рассмотрении хронографии – не аргументация. Было так, как было.
Политика, — как говорил кода-то нам преподаватель истории КПСС, — это дело темное.
Добавлю: Дурно пахнущее.
И вторая вещь – разгром англичанами немецких войск Роммеля, вторгшихся в Египет летом 1942 г., имея в перспективе захват Палестины, реально спас от геноцида порядка полумиллиона евреев, по сути, безоружного, ишува от судьбы оставшихся в Европе собратьев.
Продолжение следует
Май 2018