Самый главный вывод, который можно сделать после завершения церемонии вручения премий «Оскар», это то, что Мартину Скорсезе никогда больше не стать ни Альфредом Хичкоком, ни Стэнли Кубриком. По одной единственной причине: теперь у Скорсезе есть «Оскар», тогда как эти мэтры так и не удостоились их за свою режиссерскую деятельность…
Несмотря на невероятно насыщенный звездами список номинантов почти во всех категориях, выбор академиков был в основном предсказуем и прагматичен. И в самом деле, кто мог надеяться, что «Оскар» за главную женскую роль пройдет мимо Хеллен Миррен? Быть может, лишь Кейт Уинслет, которая также претендовала на него за участие в фильме «Как малые дети». Но шансов не было ни у нее, ни у соотечественницы Миррен Джуди Денч, ни у абсолютной рекордсменки по количеству номинаций и статуэток Мэрил Стрип. Миррен без всякого преувеличения стала королевой 79-й церемонии вручения «Оскара».
Столь же неизбежной была и награда сильно похудевшего Фореста Уитакера, сыгравшего угандийского диктатора в «Последнем короле Шотландии». Выбор академиков был справедлив настолько, что даже его прямой конкурент Леонардо ди Каприо, уже не первый раз упускающий свой шанс получить «Оскар», приветствовал его бурными аплодисментами. Кого было действительно жалко, так это Питера О’Тула, для которого в силу его возраста каждая номинация на награду академии может стать последней. А всего их у это колосса, представляющего собой уже почти вымершую породу классических голливудских звезд, накопилось восемь.
Во второстепенной актерской номинации интрига сохранялась лишь в мужской ее части, где абсолютно на равных состязались и Уолберг, и Мерфи, и даже актер с угрожающим именем Джимон Хонсу. Но главный трофей достался Алану Аркину, снявшемуся в дорожной комедии «Маленькая мисс Счастье», которая внезапно вырвалась за рамки артхаусного кино фестиваля «Сандэнс» и стала настоящим коммерческим хитом. Всего же у Аркина за его долгую карьеру было три номинации, причем первую он получил еще в далеком 1966 году.
Ну а среди представительниц слабого пола (хотя применительно к победительнице этот термин звучит несколько странно) «Оскар» достался Дженнифер Хадсон. Сия дама была впервые представлена к столь высокой награде и теперь наверняка. В этой категории не жалко совершенно никого, ибо кто-то из претенденток еще слишком молод и успеет проявить себя, а остальные, вроде той же Кейт Бланшет, уже и так имеют в своем активе номинации и статуэтки.
Ну а теперь о самом драматическом эпизоде шоу — выборе победителя в категории «Лучший режиссер». Сначала немного лирики.
Когда ближе к середине шоу на сцену поднялся Клинт Иствуд, представлявший почетный «Оскар», присужденный композитору Энио Морриконе, в очередной раз подумалось: «Вот она настоящая стать и харизма, до которой большинству присутствующих в зале молодых и талантливых деятелей кинобизнеса расти и расти». Но, как говорится, это был не день Иствуда. Его старое противостояние с Мартином Скорсезе на этот раз закончилось победой последнего. Победой абсолютно заслуженной и не вызывающей никаких возгласов вроде «давно пора». Скорсезе получил свой «Оскар» после семи безрезультатных номинаций не потому, что он выстрадал эту награду, и не потому, что он очень стар. Его «Отступники» — это настоящий мастер-класс для всех без исключения режиссеров, и если бы академики обошли своим выбором его и в этом году, впору было бы подумать о существующем в их рядах заговоре. Но, к счастью, конспирологи остались без повода для пересудов.
Сами же «Отступники» стали одной из самых результативных картин в списке номинантов. Из пяти «Оскаров», на которые фильм претендовал, он в итоге получил четыре, в том числе за лучший монтаж и за лучший адаптированный сценарий. И конечно, золотую статуэтку как лучший фильм года.
Вот здесь действительно выбор Киноакадемии был не столь очевиден. С равной долей вероятности предсказывалась и победа «Вавилона» Алехандро Гонсалеса Иньяриту, и тех же «Писем с Иводзимы» Иствуда, и обласканного всеми мыслимыми наградами фильма Стивена Фрирса «Королева». Но победа досталась «Отступникам», что безусловно служит дополнительным аргументом в пользу желания кинокомпании Warner Bros снять еще как минимум один фильм о противостоянии ирландской преступности Бостона и закона.
Пожалуй, самыми главными сюрпризами данной церемонии стали победы документального фильма «Неудобная правда», созданного при активном участии бывшего вице-президента США Альберта Гора, и поражения в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» картины «Лабиринт Фавна». Если «Оскар» «Неудобной правды» в своей собственной категории и был вполне предсказуем, то награда фильма за лучшую песню года действительно необычна, поскольку композиции в исполнении Мелиссы Этеридж удалось оттеснить целых трех своих конкуренток из мюзикла «Дримгерлз».
Что же касается «Фавна», то он считался абсолютным лидером среди других претендентов, и три технических «Оскара», полученных им к моменту оглашения имени победителя в «иностранной» номинации, лишь укрепили веру в его грядущий триумф. Но Киноакадемия решила иначе и присудила победу немецкой ленте «Жизнь других», рассказывающей о трансформации сознания агента «Штази». Вероятно, это одно из самых справедливых решений, принятых во время голосования, и не только потому, что в этом фильме показан столь милый американскому сердцу путь человека от тирании к свободе.
В анимационной категории также все прошло словно по расписанию. «Оскар» мультфильма Джорджа Миллера «Делай ноги», предъявившего не столько уникальную сюжетную линию, сколько безупречную работу аниматоров, был совершенно вне конкуренции. И так же, как и в случае с «Отступниками», появление продолжения приключений поющих и танцующих пингвинов теперь практически неотвратимо.
В целом 79-я церемония вручения премий «Оскар» стала одной из самых интересных за последние годы.