— В недельной главе «Трума» указано о приношении. Как правильно поступить? О добровольном приношении я понимаю — это сколько я могу. А вот об обязательном приношении, по одному полшекеля или по три полшекеля за каждого члена семьи? Как правильно? Хаг пурим самэах (с праздником Пурим!).
С уважением,
Наум Афула, Израиль
— По поводу того, как правильно выполнить заповедь Торы, предписывающую человеку давать раз в году по полшекеля (на иврите — махацит а-шекель), постоянно возникают недоразумения. Попробуем внести в этот вопрос ясность.
1. Основа заповеди — указание Торы о том, что каждый, кто «числится среди народа Израиля», должен давать полшекеля.
Шекель — стандартная денежная (серебряная) единица, которая содержит в себе двадцать более мелких единиц (тоже серебряных), и эта единица носит название гера.
Величина (или — стоимость) геры определяется весом серебра: в одной гере примерно 0,7 гр серебра.
Таким образом, махацит а-шекель равен 10-ти герам, что составляет 7 грамм чистого серебра.
2. Махацит а-шекель собирали в Адар (месяц еврейского календаря), и к началу следующего месяца, Нисан, складывалась сумма, которая полностью предназначалась для приобретения корбанот (множественное число от слова корбан — приношение в Храме) от имени народа (в отличие от личных корбанот, которые приносил каждый, расходуя собственные средства).
Сейчас Храма нет. Поэтому вместо заповеди Торы отдавать махацит а-шекель, возник принятый всем народом Израиля минhаг (обычай) жертвовать зехер махацит а-шекель, то есть деньги, которые мы собираем «в память» о тех половинах шекеля, которые собирали в эпоху Храма.
Отдавая эти деньги, так и следует их называть — «зехер махацит а-шекель».
4. Что значит для нас 7 гр серебра?
Сегодня это определяется по котировке унции серебра (то есть 28 грамм) на мировом рынке. Одна унция стоит сейчас примерно 12-15 долларов. Следовательно, 7 гр, примерно четверть унции, будет стоить 4 доллара (округляют в сторону увеличения). Сегодня в Израиле это — 18 шекелей (и снова округляем в сторону увеличения).
5. Кто должен давать зехер махацит а-шекель?
Каждый взрослый мужчина и женщина, от 20-ти лет и старше. Но принято считать — от 13-ти лет и старше (девочки — от 12-ти лет). Обычно за всех членов семьи, кроме тех, кто живут самостоятельно, деньги отдает глава семьи.
Например, женатый человек, имеющий троих детей, и один из них живет отдельно, отдает сумму в четыре зехер махацит а-шекель.
6. Кроме того, принято давать еще и три монеты (отсюда путаница и недоразумения), имеющие хождение в стране и носящие название «половина», что символизирует память о той половине серебряного шекеля, которую каждый давал во времена Храма. Именно три монеты даются в память о том, что в Торе махацит а-шекель упоминается трижды.
В Израиле такая монета есть. Она, кстати говоря, так и называется — «полшекеля». В странах, где такой монеты нет, можно дать сумму, равную трем половинам от имеющей хождение в том или ином государстве основной денежной единицы. Например — полтора доллара (три раза по пол доллара).
И это — сверх тех 4-х долларов (18-ти шекелей), помноженных на количество членов семьи (см. п. 5).
7. Если человеку трудно выделить такую сумму (допустим, в бедной семье — десять человек), он может дать по полшекеля от каждого члена семьи банкнотой и добавить к ней еще три полшекеля.
8. Принято давать зехер махацит а-шекель в течение месяца Адар, а три монеты во время молитвы минха в канун Пурима (в этом году Пурим начинается вечером, когда заканчивается шаббат, поэтому три символические монеты следует дать в минху перед шаббатом).
Но лучше все-таки отдать все деньги, включая зехер махацит а-шекель и три дополнительные монеты еще до Пурима.
9. В странах, где уровень жизни невысок, и 20 долларов, скажем, сумма немалая, нужно посоветоваться с раввином о том, какую сумму правильно будет отдать.
В самом крайнем случае разрешается выделить на это три одинаковые монеты (от имени всей семьи), учитывая при этом, что каждая из них должна иметь какую-то «осмысленную» ценность на эту монету, скажем, можно купить простую маленькую булочку.
10. Деньги следует отдать в пользу учебного заведения, в котором изучают Тору или в организацию, занимающуюся распространением знаний Торы, в общине или вне общины.