Окончание. Начало в № 759
«Атеизм — это тонкий лед, по которому один человек может пройти, а целый народ провалится».
Фрэнсис Бэкон
Тора, логика и объективность ученого заставляют меня признать наличие Высшего разума. Интересно, что к подобному выводу около 100 лет назад пришел ученый-материалист, сторонник и пропагандист общей теории эволюции Дарвина, автор биогенетики Э. Геккель (1834 — 1919 гг.): «В Библии (Бытие, иврит, Брейшит) можно видеть великую идею постепенного (поэтапного) развития материи. Мы должны восхищаться пониманием природы иудейского законодателя Моисея». И это говорит крупный ученый, человек ХХ века о человеке, жившем в XIII веке до н. э., но при этом он, Геккель, так и не решился задать себе вопрос: как или от кого же Моисей 33 века назад мог получить такое понимание природы, которое вызывает восхищение ученых нашего времени?
Естественно, что я полностью согласен с утверждением нобелевских лауреатов Хайта и Викрамасинка (1989 г.): «Какие бы новые факты ни привлекались, жизнь на Земле не могла возникнуть случайно». А если не случайно, то как? Ведь единственная альтернатива случайности — это направленные действия. Чьи?
Во всех древних шумерских, аккадских, ассирийских, вавилонских, египетских и более поздних — буддистских, греческих и римских сказаниях говорится, что земля стоит на китах, слонах, черепахах, рассказываются другие сказки, и только в древней иудейской книге Иова написано: «ОН (Господь) распростер север над пустотою, и повесил Землю ни на чем» (Иов 26:7). И сегодня с любой точки Земли компас показывает на север, и мы знаем, что Земля действительно «повешена ни на чем». Кто, кроме Б-га, мог так четко сформулировать суть наших сегодняшних знаний и внушить их древнему еврейскому пророку?
По-видимому, современная наука уже подошла к переходу от тезиса о невозможности самопроизвольного, по законам случайности, возникновения мира к принятию Высшего разума, Высшего существа, инициировавшего образование Вселенной, создавшего и контролирующего законы ее (и нашего) существования. По-видимому, именно люди науки будут первыми из светской части человечества, которые признают и примут Б-га. Похоже, уже сбывается красочный прогноз д-ра Джерсоу: «Для ученого, никогда не сомневавшегося в могуществе разума, который всю жизнь одолевал тернистые кручи науки, и вот заветная вершина близка, еще усилие, и, вступив на нее, он видит компанию верующих, преспокойно сидящих здесь уже далеко не первое столетие».
Похоже также, что наука подошла к пониманию того, что на глубинные вопросы бытия окончательного ответа не будет. «Можешь ли ты исследованием найти Б-га?» — спрашивает Иов и нас в той же своей книге (11:7). Через 18(!) веков один из великих еврейских ученых, мудрец Рамбан (Нахманид) продолжает: «Не ожидайте от меня, что я напишу что-нибудь об этом (о раскрытии Б-га), ведь само Писание не раскрывает его помысла».
Ученый и инженер, отец современной реактивной техники, Константин Циолковский считал: «Б-г есть причина всех явлений, причина вещества и всех его законов». Чем можно возразить?
Как-то Любавичский Ребе привел ответ Эйнштейна на вопрос, как он относится к религии. Эйнштейн ответил, что чем больше знаний о мире дает ему наука, тем явственнее он видит руку Всевышнего, правящего Вселенной.
«Блажен, кто Библии страницы пробегая,
Высокий смысл их разумел.
Но лучше во сто крат, о смертный, не родиться,
Чем строки дивные надменно отвергать»,
— писал великий поэт Байрон.
Действительно, ведь если «надменно Тору отвергнуть», то, как сказал Жан Жак Руссо: «Когда-нибудь люди дойдут до утверждения абсурдной мысли, что они сами себя создали».
Зная чрезвычайную сложность и исключительную упорядоченность системы мироздания, мы, рассуждая логически, не можем принять случайность образования и великолепной согласованности всех микро- и макроэлементов Вселенной. Мы неизбежно приходим к выводу о существовании «Конструктора», который спроектировал и построил, т. е. сотворил Вселенную, согласовывает и связывает все её элементы в единое гармоничное целое через множество законов, созданных и контролируемых им же. Подумайте, постоянное, миллиарды лет согласованное движение огромного количества элементов и составных структур без единого сбоя, поломки или остановки — по принципу случайности невозможны.
Да, Управляющий этой системой лежит за пределами наших органов чувств. В повседневной жизни мы неоднократно сталкиваемся с явлениями, которые тоже лежат за пределами наших органов чувств. Мы не можем их ни увидеть, ни ощутить, но, тем не менее, уверены, что они есть, поскольку видим результаты их действия. Например, мы видим раскаленную проволоку в электролампе, но не можем «видеть» электричество. У нас нет таких органов чувств. Мы не видим того явления (электричество), которое вызывает видимое нами следствие — раскаленную проволоку, однако убеждены, что это явление (электричество) существует. Мы пользуемся радио и телевидением, но не можем «видеть» электромагнитных волн, создающих все эти процессы. Однако, несмотря на то, что мы каждый день видим стройность Вселенной, наблюдаем гармоничное и согласованное движение ее элементов, видим все эти результаты, все равно отторгаем единственную возможную причину — невидимого нами Творца.
Предвижу обычный контраргумент, что все в этом мире происходит и управляется «по законам природы». Но это выражение не содержит в себе никакого объяснения, ибо законный вопрос: а они-то откуда взялись, случайно самообразовались? Хочу подчеркнуть, что выражение «законы природы» эту самую природу никак не объясняет и вызывает те же самые вопросы о своем происхождении, что и природа.
Наконец, все наши знания науки и природы, все наши достижения рождены нашим разумом. У разума нет формы, нет образа (попробуй увидеть мысль), однако он абсолютно реален, и эта неощутимая сущность, наряду с эмоциями (которые тоже не имеют ни образа, ни формы), управляет нашей жизнью. В это мы верим, а в то, что есть подобный («по образу и подобию»), но Высший Разум, и Он управляет миром, многие из нас верить не хотят.
Я вижу только одну причину отрицания наличия и величия Б-га: вбитая в нас уверенность, что образованный человек, конечно, не может верить в Б-га, и вообще религия — «опиум для народов». Освободиться от вбитых с детства догм, признать ошибочность убеждений и признать собственную податливость «промывке мозгов» обидно и трудно.
Итак, за тысячелетия до нашей научно-технической цивилизации Тора утверждает:
1. Мир не существовал всегда — он возник в определенный момент далекого прошлого, т. е. Мир имеет начало. Сегодня наука утверждает то же самое.
2. Мир возник из ничего, т. е. до начала его образования не существовало ничего материального, ни самой материи. Сегодня теория Большого взрыва (ТБВ) утверждает то же самое.
3. Первичной субстанцией, из которой образовался Мир, был свет, т. е. электромагнитные излучения. Сегодня наука, ТБВ, утверждает то же самое.
4. В начальной фазе Земля не была твердым круглым шаром постоянной формы, как мы видим ее сегодня и как видели ее люди 3 тыс. лет назад. Она была бесформенна и хаотична. Наука, переводя это на современный язык, утверждает: да, в начальный период Земля представляла собой плазменный (безвидный) сгусток непрерывно изменяющейся формы (бесформенная) с хаотичным распределением непрерывно движущихся частиц (хаотична).
5. Планета Земля образовалась до появления Солнца и Луны. Сегодня наука утверждает то же самое.
6. Солнце — это светило большое, тогда как Луна — малое. Сегодня мы знаем, что это так.
7. Первыми животными, которые появились на Земле, были рыбы и другие морские существа после рыб, но в тот же период появились животные летающие. Сегодня мы знаем, что это так.
8. Тора утверждает, что в следующий период последовательно появились на Земле наземные животные и человек. Сегодня наука утверждает то же самое.
9. Наконец, самое удивительное: в книге древнего еврейского пророка Иова написано: «ОН (Господь) распростер север над пустотою и повесил Землю ни на чем».
Повторяю вслед за Любавичским Ребе: «Говорить о вечном можно много, но я надеюсь, что сказанного вполне достаточно для размышлений и выводов». Я же полностью согласен с тем, что «Тора — это не мудрость людей, не их концентрированный опыт» (С. Динкевич) — «Тора — это проявление Б-жественной мудрости в сотворенном Всевышним мире» (рав Адин Штейнзальц) и не могу понять противоречащее самому себе высказывание лауреата Нобелевской премии по физиологии профессора Джорджа Вальда: «Человек достаточно разобрался в сущности вещей, чтобы понять, что самопроизвольное творение невозможно. Несмотря на это, я верю, что мы появились на этой земле в результате случая».
V. Raevsky — Eng., PhD., Man of the Year 1997 — American Biographical Institute (ABI)
Honor of the 20th Century — International Biographical. Centеr, Cambridge, England (1998)
Contemporary Who’s Who (2002 — 03) — ABI
1-я редакция — 1998 — 99 гг.
2-я редакция — 2003 г.
3-я редакция — 2006 г.