Какое государство?

4

 Хаим Навон

 

Левые готовы пойти на риск ради прав человека, правые готовы пойти на риск ради Эрец Исраэль

Кто опасается демографической проблемы? Все – и никто. Левые уже 50 лет трубят, что если немедленно не уступим Иудею и Самарию, то демография убьет нас. С другой стороны, левые с презрением отвергают любые демографические опасения в связи с инфильтрантами.

Пояснение: Под термином «Palеstinians» авторы подразумевают всех арабов, живущих в Эрец Исраэль, включая Израиль и ПНА, а под»Israelis» — евреев и членов их семей

 

А правые – наоборот: готовы справляться с проблемами в отношении Иудеи и Самарии, но подчеркивают опасения демографической проблемы в отношении сотен тысяч потенциальных инфильтрантов из-за границы.

Означает ли это, что мы все лицемерны? Абсолютно нет. Нет сомнения, что есть несколько лицемеров, использующих «демографическую проблему», но не веря в нее. Но в отношении большинства правых и левых это не лицемерие, а взятие риска. Левые готовы идти на демографический риск ради прав человека, правые готовы идти на риск ради Эрец Исраэль. Для каждого из этих лагерей речь идет об идеале, ради которого стоит рисковать.

Если посмотрим из такого угла зрения на основателей государства, то увидим, что почти все назывались бы сегодня правыми, так как отдавали предпочтение идеалу Эрец Исраэль. Сущность государства они определили так в Декларации Независимости:

«Еврейское государство в Эрец Исраэль».

Related imageИ напротив, в Декларации Независимости вообще не упоминается слово «демократия». В первых черновиках фигурировало это слово, пока Бен-Гурион и Шарет не вычеркнули его. Не потому что они хотели недемократическое государство, а потому что понимали, что демократия – лишь желательная форма правления, а не мечта поколений, бьющаяся в сердце.

И в 90-е годы в разрушительных основных законах, принятых Кнессетом, было представлено другое определение сущности государства Израиль: «еврейское и демократическое государство».

Image result for ‫אהרון ברק דמוקרטיה‬‎Аарон Барак и его продолжатели поспешили прояснить, что выражение «демократическое» означает, в сущности, «либеральное», и оно обязывает государство к признанию прав человека в радикальном толковании.

Это самый глубокий спор между правыми и левыми в отношении государства Израиль и его сущности: «еврейское государство в Эрец Исраэль» или «еврейское и демократическое государство». Государство Израиль возникло как «еврейское в Эрец Исраэль», и почти никто не возражал против этого.

Государство воспринималось как воплощение мечты поколений еврейского народа: национальный суверенитет для евреев, который возможен только в Эрец Исраэль. Земля Израиля – не только территория государства, но и формирует его сущность.

С годами затушевывалось выражение, что государство впитывает свой идеал от народа и земли. Когда я был ребенком, учебный предмет, выражавший суть идеалов системы образования, назывался «Родина». Сегодня его место занял предмет «гражданство».

И я изучал в школе «гражданство» – несколько насущных деталей о форме правления (по учебнику, написанному Шуламит Алони). Это учебный предмет раздулся до системы проповедей о правах человека и либеральном мышлении. С точки зрения системы образования, завершился переворот от «еврейское государство в Эрец Исраэль» к «еврейскому и демократическому государству».

Учеников израильских школ уже давно превратились бы в восторженно верующих в крайний либерализм, если бы не было трудно превратить человека в критически мыслящего либерала путем заучивания основ либеральной веры и если бы ученики во всех поколениях относились бы всерьез к урокам-проповедям в таком стиле.

Самые красивые песни, как известно, слышны по радио только в День Памяти. Есть одна песня, которая настолько израильская, что ее не транслируют по радио даже в этот день.

Арик Айнштейн (слева) и Шмулик Краус. 1976 г.

«Как я люблю тебя, Земля Израиля», — пел Арик Айнштейн под прекрасную мелодию Шмулика Крауса. Эту песню я слышал по радио в последние десятилетия только один раз: в тот день, когда Арик умер. Этой песне не помогло, что она связана с Айнштейном и Краусом — радио-преграду эта песня не преодолела.

 

 

Песня «Я и ты»(изменим мир) с мессиджами инфантильных 60-х превратилась в гимн; прекрасная песня «Эрец Исраэль» забыта, точнее, сделано все, чтобы была забыта. Ей не нашлось места в «еврейском и демократическом государстве».

Related image

Натан Альтерман

Когда уцелевшие в Катастрофе начали прибывать в Эрец Исраэль, Альтерман написал о них одно из своих лучших стихотворений «О ребенке Аврааме»:

«Эту главу в истории мир называет проблемой беженцев!

Но это неверное название. Не проблема беженцев ведет корабли в море!

Их ведет древний гром, их ведет указ поколений народа, их ведет слово Всевышнего Аврааму».

 

Как жаль, что наш культурный и интеллектуальный мир возглавляют сегодня не  Альтерманы, а легионы успешных писарей-делопроизводителей; как жаль, что почти не слышны слова песни «Эрец Исраэль»; что громкий голос еврейского народа, возвращающегося в свою Страну, пытаются подменить стенаниями граждан, торгующимися о своих правах.

Как хорошо, что израильтяне не спешат покупать этот товар, а привержены своей любви к еврейскому народу и Земле Израиля. И если по радио не транслируют в День Памяти и День Независимости песни любви к Родине, то сегодня не надо радио, чтобы озвучивать песни. С помощью Spotify или другой современной аппликации мы сможем слушать древние слова:

…как я люблю тебя, Земля Израиля.

 

Источник на иврите — «Макор ришон»
Перевел Моше Борухович -МАОФ

Май 2018

 

Об авторе

Блог новостей из Иерусалима
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 5,00 из 5)
Loading...

4 комментария

  1. Гарри на

    Хотелось, очень хотелось, отцам- основателям создать государство Еврейское
    и демократическое одновременно, но суровая действительность вмешалась в
    эти планы и через семьдесят лет отчаянной борьбы стало очевидным, что
    государство, из соображений национальной безопасности, необходимо в первую
    очередь как Еврейское национальное, как дом еврейского народа, а что
    касается демократических свобод — необходимо проявлять особую осторожность
    и взвешенность и не размыть и потерять тяжело доставшееся Еврейское
    национальное.

    • Ривка Лазаревич

      Государство Ираиль — очень даже демократическое, т.е. в нем осуществляется динамическое равновесие между демосом (народом) и кратосом (властью). Когда демосу надоедает кратос, он его меняет. Причем чаще норматива в 1.5-3 раза. С другой стороны, кратос, ощущая давление демоса, нередко изменяет ему в угоду свою политику. Учитывая многовекторность демоса и отсутствие у кратоса объявленной стратегии, это работает удивительно хорошо. Что касается еврейскости, то его хотелось бы больше. Но часть отгрызается природными гоями и выходцами из евреев, ассимилянтами (не в еврейскую среду), а часть — ассимилянтами в средневековый галут, переехавший в Израиль.

      Я бы поставила демократичности Израиля 4 (по пятибалльной шкале), а еврейскости — 3. Но оба компонента заметно присутствуют. Нет никакого ИЛИ.Только И!

  2. Лев Брудный на

    Значит, ЖДЕМ, когда сбудутся слова пророка (Зхарья 13:8, 9): «И будет на всей земле, — слово Бога, — две трети жителей в ней истреблены будут, умрут, а треть останется в ней. И введу треть эту в огонь, и очищу их», чтобы вернулся избранный народ к своему Богу. Это означало, что наступила заключительная фаза на земле, направленная на УДАЛЕНИЕ С ЗЕМЛИ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

  3. Joseph Aronovich на

    На днях смотрел телевизор. Кто-то цитировал Арона Барака (БАГАЦ) сказавшего такую аксиму (перефразирую по памяти): «Чем более Израиль становится еврейским, тем становиться менее Демократичным». Это же просто рехнуться можно, от такой ахинеи. Евреи, во все века, были в основном высоко моральными людьми, благодаря Торе и нашим родителям. Страна Израиль должна быть еверйской. И этого более чем достаточно для того чтобы быть достаточно демократичным государством.
    Посмотрите что твориться в Газе (да где угодно где ЦАХАЛ оперирует): их предупреждают вот уже сколько лет из за того что страна демократична? Нет, потому что маральна.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Notice: Unknown: failed to delete and flush buffer. No buffer to delete or flush in Unknown on line 0