Беседуют Иегуда Ерушалми (Израиль) и Лев Мадорский (Германия)
Праздник, который в сердце
Л.М. Итак, Иегуда, мы расстались, когда наше девятисерийное путешествие, чем-то напоминающее девять месяцев, предшествующие рождению ребёнка, подходило к концу, и уже доносились издалека величественно-нежные звуки «Атиквы».
14 мая 1948 года в 16:00, Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства и раздался громкий, победный крик новорождённого.
С тех пор прошло 70 лет. Трудных, радостных, подчас, напряжённых, когда юному государству приходилось в войнах доказывать своё право на существование, но победоносных. За этот короткий срок окружённый врагами Израиль превратился в мощное, технически развитое, процветающее государство.
«Ещё немного, ещё чуть-чуть», и евреи вместе с миллионами друзей еврейского государства во всём мире отметят 70-летие образования-возрождения Израиля.
И.Е. Да, не скажи!
В этом году понесло еврейский и григорианский календари в разные стороны, и все смешалось в Доме Сионских!
70-летие провозглашения Независимости мы, граждане Израиля, живущие по еврейскому календарю, отпраздновали уже, чуть ли не месяц назад (19 день Омера, он же -19 апреля).
С официальной церемонией на горе Герцля в нашей столице, с воздушным парадом, наутро и массовыми народными, искренне радостными мероприятиями по всем городам и весям Страны, и традиционными шашлыками…
А завтра будем праздновать уже в компании с друзьями со всего мира. С теми, кому наш праздник — их праздник, и наш Бог — не только наш.
Вот, скажем, в США нашелся достаточный массив таких друзей, который сподвиг президента Трампа на предстоящий завтра царский подарок к 70-летию, в виде переноса американского посольства в Иерусалим.
А на сегодня, опять же, все врущие календари перенесли григорианскую дату 7 июня 1967 г. — День освобождения Иерусалима от иорданской оккупации (43-й день Омера).
Так что, этот двухдневный двойной праздник для всего мира, включая даже, его несознательную, еще не прозревшую часть, ибо Иерусалим, нравится это кому или — нет, — столица мира, город Всевышнего!
А, уж, для израильтян, иерусалимцев, тем более… Сам понимаешь.
Уже дня три в город стекается еврейская молодежь со всей Страны, которая шествует по центру города, по Старому городу и даже по восточным арабским кварталам Иерусалима полустихийными колоннами, танцуя с флагами («рикудей дгалим»). Со вчерашнего вечера, с исхода субботы, эти шествия приняли массовый характер. Впрочем, так — каждый год…
Ожидается прибытие сотен тысяч молодых демонстрантов со всех концов Страны.
Вчера на шабат привезли наших самых маленьких внуков. Старший, шестилетка, потребовал, чтобы их сводили к Котелю — воспитательница в саду научила. Сводили. В Старом городе народу полно…
Но я бы, все-таки, подправил твой мажорный тон: процесс становления Государства долог, и он продолжается, все — в том же духе, в том же направлении.
Я, конечно, не музыкант, тебе лучше знать, но мне мелодия «Атиквы» не кажется такой уж, величественной, я слышу в ней, скорее, старогалутное, что-то вроде «Плача евреев на реках Влтаво-Лондонских». Не знаю, сколько лет и новых событий еще понадобится нам для действенного ощущения перехода на что-то другое, по-настоящему, мужественно-мажорное, вроде главной темы финала 5-й симфонии Чайковского. Не, собственно, ее, ибо музыка та конкретно русско-великодержавная, но написана она была во времена подъема России (удивляюсь, почему ее, такую напевную, они не сделали своим гимном ни тогда, ни в следующие разы?) и отражает уверенное гражданское настроение.
А вот, твою аналогию с криком новорожденного принимаю на все сто! Все было при воссоздании государства, «как у людей»: инстинктивные подростковые мечтания, ухаживания (Т.Герцль), сватовство (Х.Вейцман, В.Жаботинский), поцелуй до обручения (Декларация Бальфура), женитьба (Версаль, Сан-Ремо), зачатие в семейной постели и трудное вынашивание (Британский мандат, еврейский ишув, 2МВ), запоздалые попытки устроить выкидыш («Белые книги», Комиссия Пиля, Резолюция ООН № 181, 1947 г.) и, наконец, появление на свет, и упомянутый тобой крик 14 мая 1948-го.
Продолжая аналогию, можно сказать, наверняка, что мы сейчас переходим от беспокойного юношества, несколько приторможенного ословской хмурной отравой, к взрослости.
И еще о рождении. По следам утихающего шума вокруг только что прошедших израильских Дней поминовения и Дней победы над нацизмом.
Среди этого шума провизгивали заявления о внешнем, нееврейском происхождении нашего Государства: то Сталин, говорят, его создал, то Трумен, то еще кто-то?
Мне кажется, да я и уверен, что воссозданное государство — дитя еврейского народа! И только его.
Если уж, говорить о роли сильных мира того, то они, полагаю, всего лишь, выполнили роль дежурных акушерок, принимавших роды в назначенный (Решением Сан-Ремо от 1922 г.) срок. Причем, повитух не слишком добросовестных и занятых не столько роженицей и младенцем, сколько взаимной слежкой и личной корыстью. Вроде тех нацисток, что за несколько лет до того принимали роды у легендарной разведчицы, радистки Кэт, и были более всего озабочены, кто быстрее донесет на нее в гестапо.
Евреи — народ благодарный. Хороших повитух мы запоминаем. Но не подменяем ими ни родителей, ни память о них. Потому, наверно, и живы.
Л.М. Как Иерусалим и, в частности, восточный, где ты живёшь, готовится ко дню рождения Израиля? Может ли, так называемая, «Накба», помешать празднику?
И.Е. Я думаю, что основное празднование провозглашения независимости у нас уже позади.
Сегодня-завтра — День Иерусалима и торжества по открытию американского посольства, связанные, конечно, с Днем Независимости по-григориански.
Но государственные церемонии прошли, повторяю, почти месяц назад. Что за шоу будет сейчас, посмотрим.
Силовики, во всяком случае, получили приказ о полной боевой, как в Иерусалиме и других городах, так и на границах…
А у нас, на еврейской северо-восточной окраине – все, как всегда. Флажки Израиля и Иерусалима развеваются…
Ну и не премину похвастаться — перевод посольства идет, в общем-то по предполагавшейся мной схеме. Но все просто: Иерусалим-то перед глазами у меня!
Л.М. В сверкающий, мажорный, жизнеутверждающий аккорд великого праздника естественно вписывается, кроме открытия посольства США в Иерусалиме, и выход Трампа из пресловутого договора «Шестёрки».
Но (Без этого «но» у евреев никогда не бывает!) с праздничной музыкой диссонируют тревожные нотки последнего времени: обострение отношений с Тегераном и его марионетками и, кажется, ставший хроническим пятничный шабаш на границе с Газой.
И.Е. «Обострение», мягко говоря, отношений с Тегераном, произошло в последнее время? Хотя, смотря, что считать «последним временем»?
Если вести отсчет от царя Кира (Кореша), отпустившего народ мой восстанавливать Храм в Иерусалиме, том, что в Иудее, то, конечно, совсем недавно. А, с другой стороны, ведь, мы с тобой тогда были еще совсем молодыми советскими людьми. А сейчас? — Целая эпоха позади, Лева.
Отношения Израиля (и США) с Тегераном испортились в тот период, когда Зеленый джихад вышел из комы, в которую, казалось, был обрушен навечно поражением османов в 1МВ(20 в.), поднялся третьей своей волной и развязал мировую войну, четвертую, по счету в двадцатом веке, и тянущуюся по сей день… Уже почти 40 лет…
Есть, однако, «Но-шки» помельче. Черт-те сколько! Но думаю, они не омрачат праздник. Скажем, из-за бойкота левоэкстремистскими кругами, включая депутатов Кнессета, открытия американского посольства в Иерусалиме. Воздух только чище будет!
Тегеран, полагаю, находится в ошеломленном состоянии после своеобразного празднования Израилем советского дня победы — 9 мая, ударом по иранским базам в Сирии, и 14 мая гадить он будет не в состоянии.
ХАМАС грозится устроить пик раскардаша 15 мая, когда арабы отмечают нашу Независимость, как свою «Накбу-Катастрофу», а затем у них начнется месячный пост Рамадан, и они будут усердно молиться натощак. А ночами — жрать до отвала. Так что, бузить станет некогда. Арабы в Рамадан — не работники. Хоть на иерусалимской мельнице, где я наблюдал их почти 15 лет, хоть в найме у ХАМАСа.
Вот, переживем 15-е, а за месяц Рамадана, надеюсь, они поостынут. За шесть недель их безобразий от пятницы к пятнице наблюдалось монотонное снижение числа участников бузы. Правда, позавчера оно подросло, но о пропагандистском лозунге «Марш миллионов» ХАМАС уже давно перестал заикаться. Наскребают всего лишь, тысячи, включая «живой щит» из детей и женщин, для которых это единственный способ прихарчится у «государства Фаллостын» в лице ХАМАСа.
Более того, через наше «подхамас-дезинфо» они стали гнать фейки, насчет предложений Израилю худны (временного замирения).
Окончание следует
Май 2018
Все правильно особенно — насчет гимна…Мне кажется.что мелодия гимна страны должна быть чем-то средним между маршем и быстрым танцем…А Атиква ,при всех ее достоинствах напоминает..ну мне лично (как,впрочем, и почти все израильские официальные песни) нечто колыбельно-похоронное.исключение — «На семи ветрах»Розенбаума.Слова,конечно, напоминают поток ассоциаций — но хоть мелодия захватывающая!