Истина в вине!

«В России еврею трудно было поступить в институт, а в Израиле меня гложут сомнения, куда пойти учиться. Меня приняли на факультеты электроники, физики, биологии… А может, пойти изучать Тору?» — спросил я рава Элиэзера Вальдмана, посетив вскоре после приезда в Израиль его иешиву в Кирьят Арбе.

«Талмудическое правило гласит: выбери то, что наверняка предпочтительнее того, в чем есть сомнения, — ответил мне рав Вальдман. — Я понимаю твои сомнения в области выбора науки, но нет сомнения в том, что в начале жизненного пути человек должен построить прочный фундамент и начать с изучения Торы!»…

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор. В преддверии веселого праздника Пурим в синагогах читают: «Помни, что сделал тебе Амалек… Как он напал на тебя в пути… сотри память об Амалеке из-под небес, не забудь!» (Дварим 25:17-19).

Как стереть память об Амалеке, если этот древний народ давно исчез с лица земли? Следует помнить, при каких обстоятельствах Амалек напал на еврейский народ. Когда евреи вышли из Египта, они вопрошали: «Есть ли Б-г среди нас или нет? Пришел Амалек и воевал с Израилем» (Шмот 17: 7-8). Амалек атакует евреев, когда их одолевают сомнения! Амалек — это и есть сомнения внутри нас!

Кончено же, сомнения позволяют человеку задавать вопросы и познавать новое. Потому они могут быть направлены в конструктивное русло, став инструментом познания. Однако неразрешенные сомнения в чем-то главном мешают человеку радоваться жизни, неопределенность вызывает волнения и тревогу. Заповедь «стереть Амалека» является напоминанием об обязанности преодолеть сомнения в себе самом…

«Все служители царские… становились на колени и падали ниц пред Аманом, Мордехай же не будет становиться на колени и не будет падать ниц» (Эстер 3:2). Почему употребляется будущее время в выражении: «Мордехай не будет становиться на колени»? Потому что Мордехай преодолел сомнения и принял решение не только сейчас, но и в будущем — не кланяться Аману!

Иногда мы принимаем решение не совершать какой-то поступок в настоящем, сомневаясь в том, как будем вести себя в дальнейшем. Рассказ о Мордехае вдохновляет нас, преодолевая сомнения о принятии волевых решений в будущем», — объясняет рав Шор…

Талмуд утверждает, что во времена Пурима евреи вновь приняли Тору. Но мы, на первый взгляд, не находим в Книге Эстер и намека на это. Однако все проблемы начались с того, что, отвергая мнение мудреца поколения Мордехая, евреи пошли на пир Ахашвероша. Им казалось, что они умнее и знают, что нужно продемонстрировать лояльность к персидскому царю. Как раз на этом пиру Ахашверош возвысил врага евреев — Амана (потомка Амалека). Тогда над народом нависла смертельная опасность. Евреи не понимали, почему Мордехай не кланяется Аману, как бы этим накликая на всех беду. Но все равно приняли его своим лидером. Евреи осознали, что человеческая мудрость ограничена и нам следует полагаться на мудрость Торы. Принимая мудреца Торы Мордехая своим лидером, евреи приняли Тору в Пурим. Так же и каждому человеку следует найти себе наставника, как сказали мудрецы: «Сделай себе рава, и отдались от сомнения» (Поучения отцов 1:16).

Почему одна из заповедей праздника звучит столь легкомысленно? В Пурим нужно пить до тех пор, пока человек не потеряет разум и перестанет отличать произносимые проклятия Аману от благословения Мордехаю (Мегила 76). (Многие считают, что не нужно понимать эти слова буквально, а можно выпить пару капель и пойти спать.)

Человек, полагающийся лишь на свое собственное понимание, может совершить много ошибок. Не случайно самым сложным пациентом для медиков является врач, который думает, что знает слишком много и не следует рекомендациям коллег. Чтобы принять чей-то авторитет, нужно обладать мудростью и осознать ограниченность собственного понимания! «Символически тот, кто пьет, как бы теряет собственный разум, что и позволяет ему принять авторитет Торы», — объясняет Магараль из Праги.

В заповеди пить в Пурим сокрыта великая тайна! «Вошло вино — вышла тайна» (Сангедрин, 38). Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Это же имели в виду римляне, говоря: «In Vino Veritas!» — «Истина в вине!» Некоторые люди, напившись, лезут драться. В Пурим евреи пьют вино, проявляя заложенную в сердце любовь к ближнему. В этот день мы делаем другу подарки, помогаем бедным и приглашаем друзей к столу! n

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

2 thoughts on “Истина в вине!

  1. проявляя заложенную в сердце любовь к ближнему. Can you please explain connections between drinking wine and love to your neighboor? (Sorry, my computer doesn\’t support Russian fonts and I don\’t want you to have problems in reading Russian with English letters). Thank you.

  2. Уважаемая Мариана!
    Царь Давид писал в своих Псалмах, что \»Вино обрадует сердце человека\». Может быть поэтому мудрецы выбрали этот напиток для того, чтобы над бокалом вина произносились праздничые и семейые благословения. Однако вино, само по себе не вызывает в сердце человека любви к ближнему. Вино расслабляет, и как следсвие, то, что у трезвого на уме, у пьяного — на языке! Вино раскрывет то, что прячится в человеке под личиной вежливости или самоконтроля. Человек, рассерженый на мир, выпив начинается ругаться, давая совему гневу выйти на ружу. Если еврей выпив, дарит подарки, приглашает друзей за стол, то в этом проявляется любовь к людям, которая всегда была в его сердце!

Comments are closed.