«Эти добрые люди… ничему не учились
и все перепутали, что я говорил»
Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
Я давно заметил, что истории имеют свойство продолжаться. Напишешь ее, отойдешь на пару шагов в сторону, займешься чем-то другим, тут-то и выскочит продолжение. Причем у всех разное: иной раз что-нибудь городские власти добавят, а иной раз — экскурсоводы.
Вот о последних как раз и пойдет речь.
В конце 1980-х или в начале 1990-х я написал рассказ о купальщицах скульптора Анатолия Аникейчика — тех, что стоят за спиной у Янки Купалы в парке его имени. Экскурсоводы охотно пересказывают эту историйку: я не раз наблюдал, как, устроившись в опасной близости от бронзовых девушек, они рассказывают экскурсантам, каких трудов стоило скульптору создать свой шедевр. Как сначала он выбивал из министерства культуры разрешение — девушки-то голые! Как потом добивался, чтобы их в таком виде выставили под небом нашего пуританского города. И как, наконец, насмехалась над скульптором и его творением партийная чернь.
Надо сказать, что экскурсоводы в Минске в большинстве своем удивительно артистичные люди. Они весело показывают на себе (если пол позволяет) или на ком-то из экскурсанток (если экскурсовод мужчина), как скульптор Аникейчик срезал лишние части женского тела и как при этом стройнели купальщицы.
В общем, если вы не читали ту старую историю, сейчас самое время ее прочесть. Но речь не о ней. Речь пойдет о ее продолжении, которое выскочило в другое время в другом месте города и поразило автора наповал. Вот оно!
Голая правда
Минск становится все более популярным туристическим центром. Правда, притягивает он пока в основном россиян, но — всему свое время. Все говорит о том, что город готовится к будущему нашествию туристов из Старого и Нового Света, из Поднебесной, черного и желтого континентов. Он ждет австралийских аборигенов и гренландских эскимосов. Иными словами, как сказал один мой американский знакомый, готовится стать «пупом земли». Minsk is the real hub of the world! — вот что он сказал, придя в восторг от города после его осмотра.
А почему бы и нет? Минчане доброжелательны, гостеприимны и совершенно лишены расизма. Вот и растет число гидов и тех, кто хочет их послушать, прорезают город велосипедные экскурсии, колесят по Проспекту красные даблдекеры… Ну прямо Лондон какой-то! Разница лишь в том, что нам всем не хватает прошлого.
Войны, пожары и городские власти сделали Минск таким, каков он есть. Вот и приходится сейчас это прошлое выдумывать. Задача ложится исключительно на плечи экскурсоводов. И, уж поверьте мне, экскурсоводы стараются изо все сил! Случается, проходишь мимо группы жаждущих знаний экскурсантов и краем уха слышишь что-нибудь вроде того, что постамент от снесенного памятника Сталину использовали под памятник Ленину у Дома правительства или что в 1960-х годах Свислочь пытались соединить с Волгой судоходным каналом. Не шучу, своими ушами слышал! Слышал, и не вмешивался: у них своя работа, у меня своя.
Но вот недавно плотину прорвало. Я сидел у фонтана рядом с гостиницей «Минск», когда чуть поодаль остановилась группа девушек разного возраста со скромными платочками на головах. Паломницы застыли перед скульптурной парой с несколько двусмысленным названием «Дарующие любовь», никак не выказывая своего отношения к произведению искусства. И здесь вступил экскурсовод. Перед вами первая обнаженная скульптура, возникшая на территории Советского Союза, — энергично начал молодой человек. — Белорусский скульптор Аникейчик получил этот заказ благодаря особым отношениям с тогдашним министром культуры Фурцевой. Но дальше начались сложности…
Услышав такое, я встрепенулся и хотел сказать, что это никак не первые голые люди в нашем городе — первыми были две девушки-купальщицы в парке Янки Купалы. Но я сдержал свой порыв, и как оказалось, правильно сделал.
Так вот, — продолжал кучерявый и какой-то донельзя бесшабашный гид. — Скульптор вылепил пару влюбленных голыми. Со всеми деталями человеческого тела. Девичьи стати не так выпирали, а вот юноша… — экскурсовод сделал большие глаза. — Половой признак юноши был такого размера, что пришедшая комиссия от Союза художников долго не могла прийти в себя: эксперты стояли молча и тупо смотрели на его инструмент. Ничего подобного прежде они не видели! Понятно, что выпускать в таком виде на улицу его было нельзя. В общем, заставили Аникейчика привести влюбленных в порядок — семь комиссий было! И после каждой он срезал и срезал глину — так, что в результате от конца у молодого человека не осталось вообще ничего. Можете сами убедиться! — с пафосом воскликнул похабник, указывая группе паломниц на причинное место юноши.
И те укоризненно покачали головами.
Здесь я не выдержал и встрял — мол, зачем же так искажать историю; уж кто-кто, а я-то знаю, как дело было — сам придумал первоисточник. И вообще, за такую экскурсию можно лицензии лишиться…
Я ожидал чего угодно, но не того, что произошло дальше. Одна из экскурсанток — немолодая дама с суровым лицом — достала мобильный телефон и, не глядя на меня, спросила:
— Мне вызывать милицию или сами уйдете?
И уже когда я, проиграв сражение, ретировался, услышал брошенное мне вслед кудрявым экскурсоводом:
— Прошу прощения за этого хулигана. Из-за таких вот «минчан» нам, экскурсоводам, нередко приходится краснеть.
Необходимое пояснение для экскурсоводов
Дорогие друзья-экскурсоводы! Этой своей историей я ни в коем случае не хочу никого задеть — у меня среди вас много друзей, да и сам я порой предаюсь «сусанинскому пороку». Но, пожалуйста, уж если «дерете» минские историйки, то делайте это с уважением к городу, к автору и к самим себе. А еще лучше указывайте первоисточник.
Миаил ВОЛОДИН