Праведник на колесах

Недавно в региональном совете Шафир состоялся первый международный велопробег памяти Джино Бартали — самого знаменитого велогонщика за всю историю итальянского спорта. И праведника мира, спасшего жизни не менее 800 итальянских евреев

Одним из участников пробега стал внук Бартали — Джианджиано Бендети.

— Я во второй раз посещаю вашу прекрасную страну, первый был в 2013 году, когда деду посмертно присвоили звание Праведника народов мира, — рассказал накануне велопробега Джианджиано Бендети. — В Италии уже давно проводится велопробег его имени, но то, что сейчас такие соревнования решили учредить и в Израиле, безусловно, очень волнующее событие в жизни нашей семьи. Я вырос на рассказах деда о международных велогонках, мне было приятно, что всюду, где я с ним появлялся, деда мгновенно узнавали и просили разрешения сфотографироваться с ним и дать автограф. Но при жизни он никогда не рассказывал о том, чем занимался в годы Второй мировой войны. Когда же это открылось, то стало полной неожиданностью и для мамы, и для меня, и для всей остальной семьи.

image2nnnnnnnn

Джино Бартали считается одной из самых легендарных фигур в истории итальянского спорта ХХ века. Для профессионального велогонщика он обладал слишком крупным телосложением и, по мнению спортивных обозревателей, одерживал победы на соревнованиях не столько благодаря физическим данным, сколько потому, что тщательно просчитывал каждый маршрут. Его так и называли — «интеллектуальный гонщик». Именно так Джино трижды — в 1936, 1937 и в 1946 гг. — выигрывал главную велогонку своей страны «Джиро де Италия» и дважды — в 1938 и в 1948 гг. — «Тур де Франс». Завершил Бартали спортивную карьеру в 1952 году, в очередной раз выиграв чемпионат Италии на велогонках по пересеченной местности.

Скончался Джино Бартали в 2000 году в возрасте 86 лет. И лишь спустя три года после смерти великого спортсмена стало известно, что в 1943-1945 годы он входил в антифашистское подполье города Ассизи. Будучи подпольщиком, Джино прятал в своем доме евреев, активно помогал их переправке в монастыри и в находившиеся под контролем членов антигитлеровской коалиции районы Южной Италии.

За первыми тремя свидетельствами спасенных Бартали евреев последовали другие, и к 2008-му году стало ясно, что счет наших соплеменников, которые благодаря ему избежали отправки в лагеря смерти, идет на сотни. Сегодня историки оценивают число спасенных в 800 человек, но, возможно, и эта цифра не окончательна. В 2013 году мемориал «Яд Вашем» посмертно присвоил Джино Бартали звание Праведника народов мира.

image1eeeeeeeeee333

На своем велосипеде Джино Бартали ездил по монастырям, в которых укрывали евреев, фотографировал их, а затем на основе сделанных им снимков подпольщики изготавливали фальшивые документы, помогавшие их обладателям покинуть зону, оказавшуюся под полным контролем немцев. Доставлял эти документы тоже Джино, пряча под седлом и в руле своего велосипеда. Понятно, что, если бы во время выполнения такого задания Бартали был задержан и обыскан, его ждал расстрел. Однако на него работала спортивная слава: многие полицейские знали Джино в лицо, и обычно он беспрепятственно проезжал патрули. В случае же, когда его останавливали для досмотра, Джино просил не трогать его велосипед, объясняя, что тот специально отрегулирован под его фигуру, а досмотр может сбить регулировку.

И все же 1944 году он угодил в гестапо. Но, по счастью, немцы арестовали Бартали в момент, когда пленка его фотоаппарата была чиста. На допросах он все отрицал, и тогда к нему применили пытки, но никаких улик против Бартали найдено не было, и его отпустили.

— В 2008 году в Италии был учрежден велопробег по Тоскане — по маршруту, который проделывал дед для спасения евреев, — рассказал Джианджиано Бендети. — Многие профессиональные спортсмены говорят, что это один из самых трудных маршрутов, которые им приходилось преодолевать, и они не понимают, как Джино Бартали мог проделывать его по нескольку раз в неделю. А ведь дороги сегодня куда лучше, чем были тогда. Если вы спросите меня, что побудило деда к тому, что он делал, рискуя жизнью, то я думаю, дело было не в том, что он как-то особенно относился к евреям или его что-то с ними связывало. Просто любовь к ближнему, ко всем людям вообще, была для него самой главной религиозной заповедью. А национальность и вероисповедание человека для него значения не имели.

Петр ЛЮКИМСОН

«Новости недели»

http://isrageo.com

1

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора