Арье Барац (www.abaratz.com)
У пророка Йермиягу сказано: «Вот, наступают дни, – сказал Господь, – когда не будут больше говорить: «(как) жив Господь, который вывел сынов Израилевых из земли Египетской», а (скажут): «жив Господь, который вывел и который привел потомство дома Израилева из страны северной и из всех стран» куда Я изгнал их; и будут они жить на земле своей» (Йермиягу 23:7).
Этот момент, когда исход из Египта начинает затмеваться исходом из последнего всемирного изгнания, по праву может считаться Часом Z еврейской истории.
«Час Z», «Z hour», «Zero Hour» (иногда «День Z») – по большей части военный термин. Это час/день наступления, назначенный командованием, но остающийся срытым не только от рядовых и тем более гражданских лиц, но очень часто и от полевых командиров. Все ожидают сражения, но когда прозвучит труба, знают только те, кто планируют операцию, только те, кому положено. Шире «Часом Z» именуют вообще любое драматическое событие, которое неотвратимо произойдет в неопределенное (для широкого круга лиц) время.
На нашем веку слова эти – «вот, наступают дни» — стали явью, стали воплощаться в действительность. Из «страны северной», из Европы – столетие назад потянулись евреи, через считанные десятилетия к ним присоединились также и изгнанники из других стран, а в 1948 году прозвучала, наконец, и труба – председатель Еврейского агентства Бен-Гурион провозгласил независимость государства Израиль.
О своем исходе из Египта еврейский народ не забыл и по сей день. И в Израиле, и в странах рассеяния евреи собираются за пасхальным столом и вспоминают, что «жив Господь, который вывел сынов Израилевых из земли Египетской».
Однако с не меньшим энтузиазмом израильтяне отмечают также и День Независимости, наступающий через 20 дней после Песаха. Земля «просторная» наполняется в этот день ее ликующими жителями. Пожалуй, этот праздник израильтяне любят как никакой другой, а значит, пусть даже и в предварительной форме осуществляют приведенное пророчество: «(скажут): «жив Господь, который вывел и который привел потомство дома Израилева из страны северной и из всех стран».
Итак, 5 ияра 5708 года было провозглашено независимое еврейское государство. Немедленно после этого Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен объявили этому государству войну на уничтожение. Арабские армии напали на еврейских поселенцев и были разгромлены. Иными словами, 5-ое ияра 5708 года явилось «Часом Z» даже в узко-военном значении этого слова. Однако имелось у этого события также и иное, «собственное» значение.
Каббалистические знаки
Сегодня в 70-летнюю годовщину Независимости государства Израиль уместно вспомнить, что эта дата — 5 ияра 5708 года – была «Часом Z» также и в том смысле, что издавна была назначена небесным «командованием» и открыта некоторым еврейским мудрецам.
Не секрет, что Талмуд не поощряет вычисление сроков Избавления, как сказано: «Да будут прокляты те, что исчисляют сроки» («Сангедрин» 97). Не секрет и то, что многие, причем даже и многие уважаемые мудрецы, тем не менее этим вычислениям предавались. Наконец, не секрет и то, что все они попадали пальцем в небо. Все, за одним единственным исключением.
Как известно, великий каббалист Аризаль — рабби Ицхак бен Шломо Ашкенази Лурия (1534-1572) не оставил после себя сочинений, все его наследие дошло до нас главным образом по книгам его ученика рабби Хаима Виталя.
Между тем имеется одна небольшая рукопись, принадлежащая руке самого Аризаля. Это комментарий на книгу «Рут» под названием «Цадик ясод олам».
Там рав Лурия рассматривает фрагмент, в котором Боаз обращается к пришедшей к нему Рут: «Переночуй (здесь) эту ночь, а утром, если выкупит он тебя, (то) хорошо, пусть выкупит, а если он не захочет выкупить тебя, то я тебя выкуплю, жив Господь!» (3:13).
Что имел в виду Боаз? «Если искупление придет благодаря добрым делам, то придет. Если же не придет благодаря добрым делам, то выкуплю Я — Господь. Причем клятвенные слова «Жив Господь», как утверждает Аризаль, намекают на время Избавления. Каким образом?
«Хай» – соответствует качеству «ясод» (основание), а «Господь» соответствует качеству «тиферет» (красота). Но если применить это выражение к счету омеров, сводящихся к квадрату семи Божественных качеств, то получится «Ясод ше бэ-тиферет», т.е. – 20-й день счета омеров, соответствующий 5 ияра.
Я слышал, что некоторые оспаривают подлинность этого комментария, но нам достаточно того, что Виленский Гаон к такого рода скептикам не относился. Гаон придавал этому истолкованию большое значение, а среди его учеников, поднявшихся в Эрец Исраэль, дата эта стала отмечаться как день грядущего избавления.
В частности, именно к этой дате они приурочили восстановление иерусалимской синагоги Хурва, сожженной арабами в 1721 году. В 1836-м году последователи Виленского Гаона выкупили участок с полуразвалившимся зданием и вскоре предприняли первые попытки его реставрации. Синагога была полностью отстроена только в 1864 году, но тогда — в 1837 (5597) году состоялась торжественная церемония: проведена она была 5-го ияра – в день грядущего Избавления.
Это то, что касается календарной даты. Но в среде учеников Виленского гаона, опять же опираясь на предание, восходящее к рабби Лурии, был известен также и год Избавления.
Рабби Лурия учил, что слово Адам представляет собой аббревиатуру – Адам, Давид, Машиах. Это три вершины истории. По его мнению, от дня рождения царя Давида до дня рождения Машиаха должно пройти столько же времени, сколько прошло от дня рождения Адама (день сотворения мира) до дня рождения Давида.
Когда родился Давид? Согласование, указанных в Торе возрастов и сроков показывает, что Исход из Египта произошел в 2448 году (таков результат расчета, произведенного Раши в комментарии на «Авода Зара» (9.а), но известного и ранее, см. например, «Тшувот агеоним» «Архавей» 45).
Остальные даты, позволяющие точно вычислить год рождения Давида, присутствуют в книгах пророков. Так в 1-ой книге «Малахим» (6:1) мы читаем: «И было, в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Шломо над Израилем, в месяце Зив, втором месяце, (начал) он строить дом Господу», т.е. строительство Храма началось в 2928 году.
От этого года следует отнять 4 года правления Шломо («в четвертый год царствования Шломо») и 70 лет жизни царя Давида («Тридцать лет было Давиду, когда стал он царем; сорок лет он царствовал» 2 Шмуэль 5:4). Тем самым, годом рождения Давида оказывается 2854 год.
Таким образом, Машиах, как считали в школе Гаона, должен был появиться на свет через 2854 года после рождения Давида, т.е. в 5708 (1948) году! Мне остается лишь напомнить, что согласно учению рава Кука (1865-1935), возрождающееся в его дни государство Израиль является Машиахом (бен Йосеф).
И еще одна связанная с этим предвидением деталь. Среди учеников Гаона хранилось предание, что избавление начнется лишь после того, как еврейское население Эрец Исраэль достигнет 600 тысяч душ (в частности, об этом говорится в книге «Коль аТор» рава Гилеля Ривлина из Шклова, умершего в Иерусалиме в 1838 году). В начале 1948 года число евреев в Палестине составило 650 тысяч.
Я поставила +5 за тему, но мне интересно, почему в предвидениях ничего не говорится о Храмовой горе?
Какие-то выборочные предвидения…