Посмотрела только что вышедшую в прокат английскую версию «7 days in Entebbe» — в российском прокате «7 дней в Энтеббе». В художественном отношении картина откровенно слабая. В силу этого полагаю не обязательным упоминать имена актеров, сценариста и т.д., за исключением имени главного создателя ленты — режиссера.
Сюжет общеизвестен, так что нет нужды его пересказывать.
Фильм начинается следующей заставкой (перевожу по памяти):
«В 1948 году при содействии ООН было создано Государство Израиль. После этого палестинцы начали борьбу за освобождение своей земли. Так возник Национальный Фронт освобождения Палестины (НФОП). Эти люди называют себя «freedom fighters». Израиль же называет их террористами».
После такой простодушно ангажированной заявы надо было встать и уйти. Но мы не ушли. Досмотрели до бесславного конца. Зато узнали, для чего был предпринят этот бессмысленный проект — снять четвертое по счету игровое кино по детально известному сюжету освобождения еврейских заложников в Энтеббе летом 1976 года.
Главная цель создателей сего антишедевра просматривается без труда:
Доказать, что Йонатан (Йони) Нетаниягу — никто, и звать никак. В отличие от общеизвестного факта, что погиб он в самом конце операции, по версии режиссера, он погибает в самом ее начале, вполне заурядно загнувшись от пули угандийского охранника. А значит, никак не может руководить наземным рейдом, по праву вошедшим в анналы антитеррористических спецслужб всех стран мира. Эту фальшивку надыбал в результате «собственного расследования» британский режиссер бразильского происхождения Жозе Падилья.
Операция «Энтеббе» после ее окончания стала называться именем ее павшего героя — Йони Нетаниягу. Десятки человек, члены израильского десанта, были свидетелями его смертельного ранения в конце операции, когда первую группу евреев-заложников уже вели к самолету. А малоизвестный режиссер из слаборазвитой латиноамериканской страны во всех интервью уверяет, что Биби Нетаниягу и его семья много десятилетий подряд вводили мир в заблуждение, а иными словами — врали о ключевой роли старшего из братьев Нетаниягу в спасении заложников. Вот так, между делом, мимоходом, можно пнуть еще и младшего брата Йони, нынешнего премьер-министра Израиля, дружно ненавидимого общемировой левой тусовкой. Ну, не стоят ли эти благородные цели затраченных усилий и хлопот?
Нет, с какой стороны ни посмотри, а в измышлениях режиссера из Бразилии есть немыслимое кощунство по отношению к памяти Йони. Солдат и поэт, Йони Нетаниягу — национальное достояние Израиля и всего еврейского народа. Я читала его изумительные «Письма родителям». А еще Йони страстно любил поэзию, в особенности стихи израильского поэта Натана Альтермана, да и сам, если не ошибаюсь, был поэтом.
Помимо «разоблачения» роли семейства Нетаниягу в операции «Энтеббе», у режиссера была еще одна сверхзадача. Показать террористов — и немцев, и палестинцев, захвативших еврейских заложников, совестливыми, мучительно рефлектирующими идеалистами. Короче, расклад такой: у евреев есть своя правда, но есть она и у их потенциальных убийц, террористов. И в полном соответствии с постулатами морального релятивизма, одна правда ничуть не менее ценна и убедительна, чем другая. Носители этой другой правды — завзятые спорщики-интеллектуалы, все полтора часа экранного времени, с Калашниковым наперевес, не спят, не едят, а спорят-размышляют о жизни и смерти, о справедливости, о добре и зле. Ни в коей мере они не желают плохого евреям, а спросить хотят только со зловещего сионистского образования под названием «Израиль». А еще они все беспрерывно думают о том, как бы этой акцией не подпортить мировой имидж Германии. Что ни говори, а опять селекция, немцы, евреи… Но, в конце концов, они сходятся на том, что у Израиля есть государственные институты, армия и прочее, а у несчастных палестинцев, чтобы бороться за свои права и требовать освобождения своих товарищей из тюрем, нет ничего, кроме терактов. Этой утешительной для убийц баечке, заношенной от чрезмерно частого употребления, так же, как и Израилю, вот-вот стукнет 70.
В отличие от философски настроенных террористов, заложники-евреи традиционно показаны безликой пугливой массой. Чтобы несколько оживить эту картину, с одной из заложниц по воле режиссера приключается истерика. А приводит ее в чувство, разумеется, представитель группы захватчиков, немец, сочувствующий не только страданиям палестинского народа, но и бывшей узнице Освенцима. Апофеоз пошлости — сцена, где они вдвоем сидят на скамейке, и немолодая женщина кладет голову на плечо своего потенциального убийцы, а он бережно, по-сыновьи утешает ее. Когда она затихает, на экране крупным планом возникает наколка лагерного номера на ее руке.
А в Израиле, тем временем, члены кабинета Рабина разрабатывают ход операции освобождения заложников. Делают они это как-то уж очень неторопливо и вальяжно. И в этом искусственно обустроенном режиссером спокойствии израильских управленцев есть что-то отталкивающее, и даже зловещее. Творческие отправления — вещь необычайно саморазоблачительная. Об этом нельзя забывать ни пишущим тексты, ни снимающим кино.
Лучшее актерское достижение этой бесцветной политически-корректной агитки выпало на долю того, кто сыграл эпизодическую роль безумного диктатора Уганды Иди Амина, появляющегося в аэропорту при всех регалиях в качестве «судии праведного». Правда, познакомив зрителя с этой колоритнейшей фигурой, создатели картины забывают им сообщить, что «Последний король Шотландии», как он сам себя величал, давший добро на посадку в своей стране захваченного террористами французского гражданского лайнера, потребовал созыва СБ ООН, чтобы добиться официального осуждения действий… Израиля. Несмотря на то, что резолюции, осуждающей Израиль, принято тогда не было, просьба Амина была, тем не менее, частично удовлетворена. Тогдашний генсек ООН Курт Вальдхайм подтвердил, что израильский рейд представляет собой «серьёзное нарушение национального суверенитета государства — члена ООН — Уганды»… По поводу Уганды ни о каких «серьёзных нарушениях» не упоминалось.
А между тем, сразу после освобождения заложников офицеры угандийской армии по приказу разъярённого коварством израильтян Амина убили оказавшуюся в госпитале в первые дни захвата 75-летнюю заложницу Дору Блох. А заодно и нескольких докторов и медсестёр, которые, вероятно, пытались помешать убийцам.
В апреле 1987 года угандийский министр юстиции, в то время генеральный прокурор, рассказал комиссии по правам человека в Уганде, что два армейских офицера, выполняя личный приказ Амина, выволокли Дору Блох из госпиталя и, застрелив её, бросили тело в багажник автомобиля с номерами угандийской разведки. Кроме этого, Иди Амин приказал перебить сотни кенийцев, проживающих в Уганде, в отместку Кении за помощь, оказанную Израилю при проведении операции.
В фильме об этом всем ни слова, но «начальники чукотки», в смысле, генсеки ООН, по всей видимости, бывают об этом вовремя в полном объеме проинформированы.
Тем не менее, в этой «нехорошей штаб-квартире» окнами на Ист-Ривер, как и прежде, как и всегда, на вид ставят не террористам и их пособникам, а их главной жертве — Израилю… Помните результаты недавнего голосования на ГА ООН по переносу американского посольства в Иерусалим? В реакции мирового сообщества на любые события, связанные с Израилем, наблюдается такое удручающее однообразие, что скучно делается.
В своём ответе Совету Безопасности Хаим Герцог, тогдашний посол Израиля при ООН сказал: «Наше послание Совету очень простое: мы гордимся тем, что сделали, так как продемонстрировали миру, что в маленькой стране, оказавшейся в условиях Израиля (с этими условиями члены Совета сейчас очень хорошо знакомы), достоинство человека, ценность человеческой жизни и свободы являются высшими ценностями. Мы гордимся не только тем, что спасли свыше сотни невинных жизней — мужчин, женщин и детей — но значением нашего действия в деле человеческой свободы». Вот какая заставка или послесловие «пришлись» бы этому фильму. Впрочем, в любом случае ни снимать его, ни тем более смотреть, никакой нужды не было. Я, к примеру, плакала в конце от бессилия и ярости. Ну, сколько можно? Когда же оно, наконец, опомнится, это ё…е на всю голову человечество.
Собственно, ответ на этот вопрос я обнаружила уже давно, и представьте себе, тоже в фильме английского производства, правда, 12-летней давности. Любопытно, что последнее действие этой картины происходит в том самом аэропорту Энтеббе и в то самое время, где семь долгих дней и ночей томились евреи-заложники… The Last King of Scotland — «Последний король Шотландии» Кевина Макдоналда можно использовать в качестве антидота к подлым и тупым кино-фальшивкам, об одной из которых я только что вам поведала.
Главный вымышленный герой этого достойного всех оскаров мира фильма, молодой врач из Шотландии по имени Николас, в силу случайных обстоятельств, становится в 1971 году в Уганде личным врачом и советником диктатора Иди Амина. Николас не скрывает, что очарован харизматическим народным лидером независимой африканской страны. Он покорен его антиколониальной риторикой, его брутальностью и веселым добродушием, его чувством юмора, его близостью к простому народу. Такими глазами видит Николас Диктатора. Вот почему Зло олицетворяется для него не режимом Амина, а Англией, с ее колониальным прошлым, а если конкретней, Зло в его глазах персонифицируется в образе английских дипломатов и бизнесменов, работающих в Уганде. Вот такая постыдная аберрация зрения и сознания, искупаемая разве только его 22 годами, поразила главного героя фильма. Искренне привязавшись к Амину, молодой европеец (а за ним и окончательно ополоумевшая к XXI веку Европа) не хочет видеть реальности, за которой стоит опасный параноик, ввергший свою страну в кровавый хаос, и за первые же годы правления уничтоживший в ней и следы былого благополучия. Амин умело играет на благородстве белых с их вечным чувством вины за свое колониальное прошлое. Не боясь разоблачений, он скармливает крокодилам на специальных фермах тысячи трупов своих жертв. Николас, однако, падет не просто жертвой этого не лишенного харизмы безграмотного дикаря, того самого киплингского полуребенка-полузверя, а добровольной его жертвой. Подчиненные Амина за глаза называют Николаса «белой обезьянкой» своего хозяина. Преступная наивность юного эскулапа, поклонника независимости бывших британских колоний, улетучивается в пыточных казематах Амина, где он ищет и находит изуродованный труп своей любовницы, у которой отрубленные конечности пришиты не в том порядке, как это было задумано природой. Но окончательно прозревает Николас лишь в том самом аэропорту Энтеббе, где происходит действие предыдущего фильма, и куда он по приказу Амина едет с ним в президентской машине, якобы для помощи в переговорах с заложниками-евреями, и где потом аминовские палачи подвешивают его, как охотничий трофей, на крюках, за его же, Николаса, кожу… Он чудом выживает и, искалеченный пытками, чудом же улетает с группой заложников-неевреев во Францию, чтобы рассказать Европе и миру о страшном своем прозрении.
Вот тут и заключен ответ. Человечество стряхнет с себя вечный и, казалось бы, неистребимый дурман политкорректности, не на последнем месте включающий, как «солидарность с палестинскими freedom fighters», так и очарованность «лидерами независимых африканских государств», когда количество «прозревших» на собственной шкуре — причем, в самом прямом, первобытном смысле этого слова, когда это количество «прозревших николасов» превысит какое-то критическое число.
В позапрошлом году на променаде в Ницце из толпы, наблюдающей на Английской набережной за салютом в честь Дня взятия Бастилии, 86 человек были задавлены насмерть, 308 — покалечены колесами фуры, за рулем которой сидел мусульманский борец за права, в том числе и палестинского народа. Процесс опознания покойников и изувеченных в Ницце вполне сопоставим с подземными казематами, полными изуродованных трупов родных и близких.
Верным знаком этого глобального пробуждения-прозрения, станет отвращение цивилизованных народов к той самоубийственной для них самих симметрии, которой сегодня упорно придерживаются в отношении «палестино-израильского конфликта» избранные этими народами правительства. Вот тогда Израилю и будет, наконец, обеспечена абсолютная, полная, безусловная, не рассуждающая поддержка Европы и мира. А на долю врагов Израиля, они же — враги остального человечества, придется то, что они давно и с честью заслужили: разоблачение, отвращение, следующее за ними дистанцирование, полное изгнание из всех международных институтов, и абсолютная изоляция. До тех пор, пока они снова не обратятся в людей, созданных по образу и подобию Б-жьему, и не научатся жить, не убивая, не похищая, не угрожая своим соседям. До тех пор пока они не станут исполнять ту главную из десяти заповедей, которые коллективный разум ненавидимого ими народа тысячелетия назад вписал чеканными строками в свою вечную Книгу.
«Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».