На восьмой день освящения передвижного Храма (Мишкана) первосвященник Аарон приносит по указанию Моше жертвы — от себя, своих сыновей и всего народа. Аарон и Моше благословляют евреев, и, к всеобщему ликованию, «явилась Слава Б-га всему народу».
Но затем происходит трагедия: сыновья Аарона Надав и Авиу погибают от небесного огня в наказание за попытку совершить не предусмотренное ритуалом действие. Урок ясен: в храмовой службе, как и в любом другом виде служения Б-гу, надо скрупулезно выполнять Его указания, не добавляя и не убавляя ничего. Моше утешает скорбящего брата и учит коэнов мерам безопасности в Храме и правилам поведения в случае смерти близкого родственника. Далее Тора сообщает два признака кашерности млекопитающих: они должны иметь раздвоенные копыта и отрыгивать жвачку. Перечислены некашерные животные, имеющие только один из этих признаков, включая свинью. Из рыб годятся для еды только те виды, у которых есть плавники и чешуя. Перечислены двадцать видов запрещенных в пищу птиц. Нельзя есть также насекомых, кроме четырех видов саранчи и кузнечиков (их признаки нам сегодня неизвестны). Описана процедура ритуального очищения после контакта с «нечистыми тварями». Б-г призывает сынов Израиля: «Будьте же святы — ибо свят Я». Такая святость, выраженная в отделенности от других народов, достигается, среди прочего, с помощью соблюдения законов кашрута.
***
«И умолк Аарон…» (10:3).
Любое молчание красноречиво. В Торе не случайно сказано «и умолк Аарон» — после трагической гибели его двух сыновей, когда они «воскурили пред Б-гом огонь чуждый, какого Он не велел им…».
Умолк — значит, ему было что сказать, но он смолчал, сдержался.
Что хотел сказать Аарон в оправдание проступка своих сыновей, приведших к их смерти? В мидраше сказано: «Что мог он (Аарон) сказать? — «А на восьмой день он обрежет свою крайнюю плоть».
Какое отношение имеет заповедь «брит-мила» (обрезание) к данному эпизоду? Почему она может служить аргументом в оправдание Надава и Авиу?
Мудрецы сообщают, что мужчина рождается необрезанным, чтобы завершить работу Всевышнего — обрезать себя. То же самое и в сфере духовности: человек является партнером Б-га в сотворении и сохранении мира, и он должен проявлять инициативу в деле его улучшения.
Сыновья Аарона Надав и Авиу считали, что должны проявить инициативу в деле служения Б-гу, и что им позволено принести на жертвенник разожженный ими огонь, хотя все знали, что огонь спускается с неба.
Строго говоря, они были правы, ибо сказано в разделе «Ваикра»: «И принесут сыновья Аарона-священника огонь на жертвенник…» (Ваикра, 1:7). Талмуд поясняет: «Несмотря на то, что огонь спускается с Неба, есть заповедь приносить огонь, зажженный людьми» (Йома, 21b).
Поэтому Аарон мог сказать, что, если обрезание дано нам для партнерства с Б-гом, значит, и огонь с неба тоже нуждается в участии людей.
Звучит убедительно, но в действительности сей аргумент не выдерживает критики.
Да, в обычное время действует заповедь приносить на жертвенник зажженный человеком огонь. Но в тот судьбоносный день, день открытия передвижного храма, Мишкана, огонь должен был спуститься с неба, показав, что Б-жественное присутствие вселилось в Мишкан. И, конечно, вмешательство человека в эту редкостную процедуру было, мягко говоря, неуместно.
Вот почему огонь, принесенный Надавом и Авиу, называется «чуждым огнем». Б-жественное присутствие не терпит никакого партнерства.
Авторский знак
«И свинью (не ешьте), хотя копыта ее раздвоены и расщеплены, но не отрыгивает она жвачку, — нечиста она для вас» (11:7).
Моше был величайшим в мире пророком, но великим путешественником его нельзя назвать. Всю свою жизнь он провел на Ближнем Востоке, преимущественно в пустынных районах. Тем больше поражают его открытия в таких специфических вопросах, как классификация животного мира.
Тора устанавливает два признака кашерности млекопитающего: оно должно отрыгивать жвачку и иметь раздвоенные копыта. При этом в отдельную категорию выделяется свинья — единственная представительница земной фауны, которая при наличии раздвоенных копыт не отрыгивает жвачку. Другого животного с таким же сочетанием признаков нет на всем белом свете — хоть на Аляске, хоть в Новой Зеландии.
Ни один человек библейской эпохи не смог бы самостоятельно вычислить или узнать из «Интернета» сей уникальный факт.
Но и это еще не все. Тора, написанная Моше под диктовку Б-га, сообщает, что кашерной считается всякая рыба с плавниками и чешуей. В Талмуде уточняется: если у рыбы есть чешуя, значит, есть и плавники. Талмуд входит в состав Устной Торы, основные положения которой также получены нами из рук Моше-рабейну. Но мог ли человек, живший 3300 лет назад, и больше преуспевший в рассечении моря, нежели в его исследовании, вывести столь категоричное правило? Да, мог. Ведь он получил его из Первых рук.
Мудрецы Талмуда поясняют: Б-г ввел в Тору скрытые знаки Своего авторства. Ни один великий первооткрыватель, будь он хоть трижды доктором Ливингстоном, не смог бы, да и не осмелился бы классифицировать живую природу столь уверенно и при этом абсолютно точно. Творец Вселенной мог себе такое позволить.
Стойкая потеря слуха
«Не оскверняйте душ ваших никаким гадом…, чтобы различать между нечистым и чистым…» (11:44, 47).
У работы в студии звукозаписи и на заправке самолетов, при всем их принципиальном различии, есть одно важное сходство: в обоих случаях долгая практика ведет к необратимой потере остроты слуха.
Правда у работников аэропортов есть одно преимущество: они могут пользоваться шумоглушителями, чтобы защитить уши от мощного рева авиационных двигателей. В студии звукозаписи такими защитными средствами не принято пользоваться. Модный ансамбль сильно обидится на продюсера или звукорежиссера, если он будет слушать их выступление в наушниках, хотя последние «шедевры» поп-музыки вполне заслуживают таких предохранительных мер. Недаром музыканты говорят: если не умеешь играть хорошо — играй громко.
В конечном итоге, после нескольких лет, проведенных в непосредственной близости от гигантских звукоусилителей, бьющих мощными аккордами электрогитар и ударных инструментов, от которых шевелятся волосы с расстояния двух метров, человек перестает воспринимать высокие частоты. Причем, самое печальное, что он не замечает этой потери, считая, что его восприимчивость к музыке остается прежней.
Поговорка «с глаз долой — из сердца вон» не совсем верна. Когда ты теряешь что-то и знаешь об этой потере, у тебя невольно возникает мысль: почему это случилось? Где я ошибся? Поневоле начинаешь думать об утраченном и больше ценить то, что имеешь. Но если ты не знаешь о своей потере, она тебя не тревожит, и ты пребываешь в состоянии блаженной уверенности, что все у тебя хорошо, что ты в порядке.
Художник Алекс Левин