Степени свободы

Песах — «Праздник свободы». А что это такое — свобода? С чем её едят и когда выплёвывают?

Давайте попробуем разобраться, не проваливаясь в стандарты. Типа «осознанная необходимость» или «лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Не потому, что эти стандарты плохи, но просто они — стандартны. И очень непросто вдохнуть в них для себя новую жизнь.

Что означает «человек свободен»? Обычно мы полагаем, что он — не в клетке, а также что его не принуждают совершать (или не совершать) некоторые действия. Лепота! Хочь — прогуливайся по Дерибасовской (или 5 Авеню) в брюках клёш, хочешь — строй с отбойным молотком коммунизм, феодализм, империализм, сексуализм… Такой человек свободен, как свободный электрон, шляющийся по неведомым траекториям и плюющий сквозь зубы на всякие формулы занудных планков и шредингеров. Или — как «свободный радикал», намеренный того и гляди напакостить своему носителю. Вы ведь помните, после Чернобыля особливо, что главная проблема для живого существа в жёстком облучении — появление «свободных радикалов», легко вступающих в реакции и провоцирующих электризацию клеточных мембран и многочисленные нарушения иммунитета.

Такой «свободный человек» может быть носителем добра или зла. Он подходит к границе величайшего человеческого испытания: свободного выбора. Зона около границы весьма небезопасна. Даже Адам на ней оступился! Причём, как принято с тех пор, с наилучшими намерениями. И оттого дорога к горячему (или, по вашему выбору, чересчур холодному) месту вымощена… декларациями о любви, свободе и равноправии.

Вы, я уверен, знаете, что процент самоубийств примерно одинаков на краях имущественной шкалы. Он наивысший — у нищих, чей свободный выбор весьма ограничен, и у «золотой молодёжи» — сиречь свободных до опупения и шикарно обеспеченных «хозяев жизни». Если первые порой бегут из мира от тоски и безысходности, то вторых легко может занести в наркотики, ассоциальность, в авантюры.

image1vvvv

«Духовно свободный», как принято полагать, способен на самостоятельные решения и свежие идеи и концепции. Он может изменять своё мнение и убеждения, если новые знания доказывают их ущербность. Это чудесно! Другое дело, как-то странно получается, что у «духовно свободных» на руках скапливается крови поболе, чем даже у тиранопослушных роботов. «Революции задумываются идеалистами, делаются фанатиками, а плодами их пользуются мерзавцы». Помните, как, не к ночи будь помянут, Гитлер освободил своих измученных инфляцией и версальскими ограничениями немцев? «Я освобождаю вас от химеры совести!». Он был художником, писателем, мыслителем оригинальным…

Теперь зададимся проверочным вопросом. Свободен ли дебил, которого никто извне не принуждает? Ведь действовать («мыслить») он будет примитивно и однообразно. Да ежели ещё гневлив он, как зачастую дебилы, то свободы вскоре лишится. От неё останется, в лучшем случае, тюремная камера или больничная палата с несколько ограничивающим одеянием. То есть доктор или полицейский, сокращающие его произвольный выбор, на самом деле защитники его свободы. Они берегут её на длительное время.

«Эврика», мы нашли глобальную формулу?! «Свобода должна быть пропорциональна компетентности и способности самоконтроля и самоограничения.»

По-настоящему свободен только Б-г, поскольку Он — абсолютно компетентен. И — ограничивает Себя, давая место творению. Того же, кто на такое не способен, свобода вскоре оставит. Например, коль разгуляется шваль во время властного «пересменка» — ничего не останется гражданам, кроме как постараться эту шваль «к ногтю».

А «ноготь» может оказаться островатым. Так, в Германии и Венгрии произошла в 1918-19 годах череда социалистических революций, кои очень не понравились большинству немцев и венгров.

И оттого вполне здравомысленные граждане стали поддерживать хулиганов-нацистов, видя в них силу, способную противостоять агрессивной голытьбе. Результаты упоминать не будем. В Польше 17 века после неожиданной смерти короля Владислава IV шляхетская вольница привела сперва к войнам, геноцидам и упадку великой унии Польской-Литовской, а через век — к разделам Польши и утрате ею независимости. В раннем Средневековье большинство европейских народов запросили себе абсолютные монархии из страха перед постоянной междоусобицей свободных удельных князей.

Хотите поновее? Что там в нынешней Сирии, где народ попытался сбросить гнёт алавитского тирана? Поделилась там публика по свободному выбору на несколько тысяч группировок. Чем и в кого хочу стрелять, определяет сама, объединяются — тоже по собственному хотению; чаще на недельку-другую, а надоест — со вчерашними союзниками ратует. Оттого набежали в Сирию «добровольцы» из самых «свободолюбивых» режимов: Ирана, Турции, России, Хисбаллы… И что население от такой свободы бежит, ума не приложу?..

Разве что приходит на этот ум цитатка из «Поучений отцов»: «Молитесь за благополучие властей, если бы не они — люди живьём проглатывали бы друг друга». Или советская шуточка, что «ветеранам Второй Мировой разрешили в качестве бонуса переходить улицу на красный свет».

image3aaaaa

Российское население, после очень свободных ельцинских 90-х, с их войнами, рэкетом и убийствами, с радостью встретило власть недавних гебешников, сотворивших для замученных неразберихой жителей «жирные нулевые». Правда, им на смену рано или поздно должны были прийти открытая клептократия, милитаризация, подчинение властью информационного пространства, развал технологии (кроме, может быть, военных производств)… Это я сегодняшние российские удовольствия описываю. Но из-за воспоминаний о «свободе» постгорбачёвской России, сбросившей ярмо Компартии,большинство россиян искренне поддерживают режим. Пусть бы и хоть бряцающий оружием, переругавшийся со всем «цивилизованным» миром…

Почему? «Чтобы не было хуже» — в смысле как вчера. Целей реальных у общества нет, а на замену им, поскольку «свято место пусто не бывает», подбрасывают власть имущие всяческие «вставания с колен», «росский мир», «тупой враждебный Запад», «дошли до Берлина — дойдём и до Нью-йорка». Ибо — если публике идти некуда, пусть хоть в ад,- то от долгого бега за собственным хвостом белка взбесится, начнётся «бессмысленный и беспощадный российский бунт».

image2aaaa

Который, видимо, и призывают нынешние учёные демократы. Средь них немало умных и очень остроумных либеральных евреев, метко и едко обличающих действительные пороки нынешней власти. Уж как славно в Германии 1930-х бичевали словом их предшественники, либеральные еврейские журналисты и политики, тупость и зашоренность бюргеров-консерваторов!..

Может, у нынешних апологетов свободы есть за душой не только абстрактные человеколюбивые эмоции и идеи, но и нечто более конкретное и практическое? Надысь, устройство мира, а также «чем их слово отзовётся» — они постигают и без Торы?

Свобода, если она настоящая, должна объединять в себе «свободу от» и «свободу для». Человеку и обществу нужны для движения цели и мотивы. Иначе свобода быстро, после первого же весёлого похмелья, превращается в хаос и головную боль. Необходимы, повторюсь, знания и цели. Неложные. Истинные. Не какое-нибудь «постоянно растущее удовлетворение постоянно растущих потребностей человека» или «всеобщее равноправие». О последствиях сладких абстракций мы уже говорили.

image4sss

Вот об этом и наш «Праздник Свободы», Песах, с его невероятно организованной структурой. Об этом вся Тора. Про скрижали которой, содержащие поучения и запреты, а не зарифмованные изящно хвалы и посулы, сказали мудрецы: «читай не харут (вырезанные), а херут (свобода)». Ибо без истинного знания, без серьёзной работы человека и общества над собой, без сознательно выбранного самоограничения и без точно поставленных неложных целей свобода — непереносимое испытание. Она слишком легко превращается во зло, в тиранию и бессмыслицу.

С праздником Свободы вас, друзья!

bhk_adid-243930_-site

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора