Амалек среди нас

03-039vvvvvvvvvvv

Нет более пёстрой общности на Земле, чем еврейский народ. Глаза рябит от обилия подходов евреев к жизни, разнообразия наших характеров.

Наиболее распространённый образ еврея использовал Василий Гроссман в рассказе «В городе Бердичеве», ставшем фильмом «Комиссар»: соблюдающий традиции глава семейства, любящий отец, честный труженик противопоставлен Гроссманом комиссарше, оставившей у евреев своего новорожденного ребенка, чтобы вернуться в кровавую мясорубку Гражданской войны.

Но это противопоставление снимает Исаак Бабель рассказом «Сын рабби». В нём «последний принц в династии» Брацлавских цадиков Илья, смертельно раненый, в вагоне «поезда политотдела», «в отчаянии» выкрикнул автору: «Кулачье открыло фронт. Я принял сводный полк, но поздно. У меня не хватило артиллерии…».

Большевики, к которым принадлежал, как многие евреи, «сын рабби», были в России относительно респектабельной партией — они только грабили (Ленин называл это экспроприацией). Другие были ассасинами.

Среди народовольцев, совершивших успешное покушение на царя Александра II, судили семерых евреев. Анархист Мордехай Богров убил премьер-министра Столыпина. Социал-революционеры — эсеры, доминировавшие в 1917 году на выборах в Учредительное собрание, были партией террористов. Даже эсер Пинхас Рутенберг, единственный в прошлом и в будущем человек, побывавший главой и России, и Израиля, и оставшийся в истории Израиля создателем его электрической кампании, организовывал убийство попа Гапона, сотрудничавшего с охранкой. «Раз в жизни свихнулся… И никак потом оправиться не мог», — оставил в своем завещании Рутенберг. Требовал казнить Гапона глава боевой организации эсеров еврей Евно Азеф, сам, правда, тоже сотрудничавший с охранкой. Организовывал убийства, а потом сдавал исполнителей властям.

covervvvvvvv

Среди евреев ХХ века были выдающиеся авантюристы, вроде Якова Блюмкина, шпионы, как Юлиус Розенберг. А также величайшие учёные, поэты, художники, музыканты, писатели.

В середине века некоторые евреи в СССР восстали против нищеты, на которую обрекли население коммунисты. На окраинах империи они создавали подпольные цеха, производившие товары, без которых народ задыхался, и сбывали их через сотрудничавшие с ними магазины. За такое экономическое преступление против марксизма-ленинизма Хрущёв расстрелял около 8000 человек, большей частью евреев.

Но было бы ошибкой думать, что общей чертой евреев является стремление к материальности. Значительная часть религиозных евреев решают посвятить всё своё время изучению священных текстов и готовы провести жизнь в бедности. Многие из них не признают Государство Израиль, хотя и живут в нём; отказываются служить в армии. Они в любую погоду носят торжественные чёрные лапсердаки и шляпы, белые рубашки, некоторые — белые чулки.

Но религиозные евреи и внутренне, и внешне, разнятся между собой чрезвычайно. Религиозные сионисты получают светское образование, работают, составляют более 50% офицеров ЦАХАЛа. Они носят вязаные кипы, в тёплое время года — шорты, майки и сандалии.

Такое разнообразие евреев заставляет предположить, что мы являемся композицией разных общностей с разными характерами, что при нашем создании в нас замешаны гены разных групп. Тора и исторические хроники подтверждают такое предположение.

Праотец Авраам являлся мыслителем, в мире язычников открывшим, что Всевышний — один. От Авраама — наши мудрецы и великие учёные. Ицхак был необыкновенно успешен: «Посеял Ицхак на земле той, и получил в тот год урожай стократный, и Г-сподь благословил его…И росло его достояние всё больше и больше, пока не стало безмерно велико» (Бытие, 26:12-13). Нередко евреи, занятые бизнесом, чудесным образом повторяют путь Ицхака к богатству. Третий праотец — Яаков — «был человеком кротким, сидящим в шатрах» (25:27). Не от него ли пошли ученики иешив, стремящиеся избежать столкновения с жизнью, вроде работы и службы в армии? Правда, обстоятельства заставили Яакова и тяжело трудиться, и стать борцом. «Остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до утренней зари, и увидел, что не одолевает его» (12:25-26). Этот эпизод — неукротимость праотца в борьбе за нашу суть и выживание, в противостоянии с мистическим соперником символизировал судьбу возникавшего еврейского народа.

Важны для еврейской судьбы и черты других персонажей Торы, оказавшихся в основании народа. Арамеец Лаван был внучатым племянником Авраама, братом жены Ицхака Ривки и отцом жён Яакова, соответствнно дедушкой всех его 12 сыновей. С Лаваном тоже говорил Всевышний: «Б-г отца вашего накануне сказал мне так: «Берегись, не говори Яакову ни хорошего, ни плохого» (31:29). Свойства Лавана проявляются в еврейской судьбе тенденцией к смешению с окружающими народами. В Пасхальной агаде сказано: «Ведь даже фараон издал указ (топить в Ниле) только мальчиков, Лаван же хотел уничтожить все в корне…». Наследие Лавана — еврейская универсалистская традиция, стремление к ассимиляции.

В современной Америке более 80% браков неортодоксальных евреев заключаются с неевреями, и только около трети детей в таких смешанных семьях воспитываются евреями.

Брат-близнец праотца Яакова Эйсав, по прозвищу Эдом, «стал человеком, сведущим в охоте, человеком степей» (25:27), по мнению комментаторов — разбойником. Тора сообщает: «Эйсав — родоначальник эдома» (36:43). Эдомитяне жили отдельно от евреев около полутора тысяч лет. В конце II века до н.э. царь евреев Иоханан Гиркан I завоевал эдомитян и обратил их в иудаизм. Описывая еврейское царство во времена после этого судьбоносного объединения семьи, Иосиф Флавий упоминает, что в каждой пещере страны скрывалось по разбойнику. А вскоре царём Иудеи стал эдомитянин по происхождению Ирод, знаменитый своей жестокостью. Традиция утверждает, подчёркивая общность потомков близнецов, что голова Эйсава покоится в пещере Махпела — усыпальнице патриархов и матриархов евреев. Можно предполагать, что еврейские авантюристы и террористы, а также бесстрашные воины наследуют свойства Эйсава-Эдома. «Солдат номер один» Израиля Эхуд Барак, со всеми его достоинствами и недостатками, видится мне представителем евреев из эдомитян.

pinchas-rutenberg222

Одно из племён эдомитян занимает особое место в судьбе евреев и в нашей теологии — о нём ежегодно читают в субботу перед Песах. О нём соблюдающий традицию еврей должен повторять ежедневно: «Помни, что сделал тебе Амалек в дороге, когда вы вышли из Египта. Что он напал на тебя в дороге и перебил позади тебя всех ослабевших, когда ты был усталым и измученным; и не боялся Б-га. И вот, когда Всевышний, твой Б-г, даст тебе покой от всех твоих врагов вокруг в Земле, которую Всевышний, твой Б-г, даёт тебе в наследие, чтобы ты владел ею, сотри память Амалека из-под Небес; не забудь» (Второзаконие 25:17-19).

Амалек — это мистический народ, основное свойство которого — ненависть к евреям. В первой книге пророка Шмуэля рассказано: «И поразил Шаул Амалека от Хавилы до дороги в Шур, что пред Египтом. И захватил Агага, царя Амалекова, живым, а весь народ истребил острием меча. Но Шаул и народ пощадили Агага» (15:7-9). Впрочем, ненадолго: на следующий день «рассек Шмуэль Агага пред Г-сподом в Гилгале» (15:33). Но вот прошло несколько лет, «И поднимался Давид и люди его, и нападали на… Амалекитян (27:8). Вроде, их недавно уничтожил Шаул?

Да и само повеление Торы «сотри память Амалека из-под Небес; не забудь», кажется, содержит противоречие — ведь оно — на все времена. Если удастся стереть, то о чём будим помнить? Я не раз слышал обсуждения: существует ли Амалек сегодня, и если существует, то кто он? Память о ком мы должны стереть? Ответ содержит история. Амалек, родоначальник этого странного племени, был внуком Эйсава, значит, частью эдомитян, обращённых в евреи больше 21 века назад. Амалек скрылся от уничтожения среди нас и, приглядевшись, мы можем без труда увидеть его многочисленные проявления в евреях.

В конце века примерно половина испанских евреев, чтобы избежать изгнания, приняли христианство. Многие из них продолжали тайно соблюдать еврейский закон. Особую опасность для таких евреев представляли другие обращённые евреи, помогавшие инквизиции определять притворщиков. Например, эти Амалеки надоумили инквизиторов смотреть, из печей чьих домов по субботам не идёт дым — кто не разводит огонь в шаббат?

Сохранился текст диспута великого мудреца средневековья Рамбана с выкрестом Пабло Христиани, примерным Амалеком, боровшимся с верой евреев.

Амалеком, несомненно, был Мошко Бланк, крестившийся в 1845 году в возрасте 87 лет и писавший царю Николаю I: «…Следует отдать указание, чтобы принудили их (евреев) молиться за здравие императора, царского наследника и всей монаршей семьи…» Годом позже царское министерство внутренних дел, разбирая второе послание Бланка, постановило: «Отказ евреев произносить молитву за здравие царя и его семьи является нетерпимым». Правнуком Бланка был Владимир Ленин.

Сын раввина Яков Брафман, крестившись, стал яростным врагом иудаизма. Его книги переводились и способствовали притеснениям евреев в разных странах. Внуком Брафмана был Владислав Ходасевич, один из самых заметных поэтов Серебряного века, автор прекрасных переводов ивритоязычных поэтов. Это показывает, что свойства Амалека проявляются случайно и не наследуются.

В ХХ веке, кроме отдельных евреев-амалеков, вроде троицы Минц-Митин-Хавенсон, заставлявших в начале 1953 года видных советских евреев подписать письмо с одобрением предполагавшейся их высылки в Восточную Сибирь и на Крайний Север, или Джорожа Сороса, стали возникать целые организации евреев-амалеков. В России это были Евсекции, закрывавшие по стране в 20-е годы синагоги, Антисионистский комитет 70-х годов. В сегодняшней Америке — J-street, исполняющая, по выражению Каролин Глик, «роль еврейского фигового листа для антиизраильских политиков и активистов»; Новый израильский фонд (НИФ), щедро субсидирующий организации израильских амалеков. Так, в прошлом году НИФ отвалил антиизраильским еврейским организациям «Шоврим штика» — 430 тыс. долларов, «Бецелем» — 414 тысяч.

Не голодает и самая старая организация израильских амалеков — «Шалом Ахшав». Несколько лет назад во время сбора средств по Америке они прислали письмо и мне, сообщая, сколько денег им требуется, чтобы летать на самолётах над Иудеей и Шомроном и сигнализировать мировой общественности, когда евреи в каком-то своём поселении строят новый дом или курятник.

Хотелось бы назвать средство против Амалека, например — изучение и соблюдение Торы. Но вот вполне соблюдающие иудеи из секты «Нетурей Карта» посещали Иран и просили его президента уничтожить Израиль. Обратиться к образованию и культуре? Израильские писатели и профессора — тоже в массе левые, что обычно означает — амалеки.

После того как Амалек укрылся среди евреев, борьба против него превратилась в парадокс. Выступая против Амалека, ты выступаешь против евреев, что и есть работа Амалека. Остаётся заняться интроспекцией и бороться с Амалеком в себе, а остальное предоставить Всевышнему. Ведь обещано же нам: «И сказал Г-сподь Моше: запиши сие на память в книгу и внуши Йегошуа, что Я совершенно сотру память Амалека из-под неба» (Исход, 17:14). Надежду эту, правда, подрывает следующая фраза Торы: «Война у Г-спода против Амалека — из рода в род» (17:16). Да и дату избавления от Амалека в цитированном выше: «Когда Всевышний, твой Б-г, даст тебе покой от всех твоих врагов», отмечать в календаре преждевременно.

Новая книга Бориса Гулько:

«Мир еврея». Часть 2. 111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах. 547 страниц. 26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Мир еврея. Часть 1. 57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах. 269 страниц. 15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

«Путешествие с пере- садками». Три книги воспоминаний. 397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах. 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com

attwireless_samsung_adid-243928-site-1

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 9, средняя оценка: 4,11 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Борис Гулько

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

41 комментариев к “Амалек среди нас

  1. Извините, Борис — два вопроса:
    1. Кто этот дядя с бородой на верхнем снимке?
    2. Под какой обложкой вы нашли сожительство оборотов: «Г-сподь», «Исход», «Всевышний, твой Б-г»? Хотелось бы эту книжку почитать.
    Спасибо!

  2. ИЕГУДА ЕРУШАЛМИ, 1)Статью оформлял не я. На первой странице сайта можно войти в газету и, найдя в ней моё эссе, увидеть, что это фото Якова Брафмана, помянутого мной.
    2) Не понял, чем Вас удивила цитата из Торы? Вы привыкли к другому переводу?

  3. Спасибо.

    1. Есть еще разнообразные способы выяснить самостоятельно. Но, поскольку вы здесь ни причем, вопрос снят. Хотя, по своей наивности считаю, что автор отвечает за свое произведение?
    2. Есть такая еврейская традиция — на вопрос отвечать вопросом. Вы перевыполнили ее на 100%, но на заданный мной вопрос не ответили. Задам вопрос по-другому: вы можете сообщить мне, как называется книга, где одновременно употребляются эти слова? Желательно, с указанием ее издателя.

  4. Спасибо за интересное исследование, Борис. Описанный коктейль генов — один важных из факторов, однако видимо не самый решающий. Психологический Амалек в нас самих является более существенным. Судьба еврейского народа — постоянное противостояние с окружением и вероятно Закон Ньютона (Действие равно противодействию) в социальной сфере для нашей братии является определяющим. Степень прессинга окружающего мира и степень нашего иммунитета (религия) определяет процент Амалека внутри нас.

    «Какие цепи мы ни сбросим-
    нам только делается хуже:
    свою тюрьму внутри мы носим,
    и клетка вовсе не снаружи».
    (Игорь Губерман).

  5. «В современной Америке более 80% браков неортодоксальных евреев заключаются с неевреями, и только около трети детей в таких смешанных семьях воспитываются евреями». (Б. Гулько)

    Эрих Фромм описал психологический механизм, который кроется за такими действиями. Американские евреи были приняты в общество как равноправные члены семьи. Авторитет, на котором основано американское общество, базируется не на страхе, а на убеждении в моральном превосходстве такого общества. Поэтому американские евреи убеждены в том, что источник всего доброго находится не в них самих, а в окружающем их гуманном государстве. Американское общество навязывает своим членам одинаковые для всех ценности, подобно родителям традиционной семьи, которые прелагают все усилия, чтобы дети учились на те же профессии, которые имеют родители и самостоятельные действия, которые идут вразрез с преднамеченном родителями путем, считаются грехом. Поэтому по аналогии с этим евреи как «дети», чтобы угодить «родителям» (окружающему их обществу) стараются отказаться «от своего пути» и идти путем, которым идет окружающее их общество, т.е. раствориться в нем и потерять самого себя, свое еврейство.

  6. Люди, автор, и Фриц, на мой взгляд, всё усложняют, и матерно выражаются.
    Я попробую объяснить всё проще — существует такое понятие — САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ!
    Все этносы, и народы, которые не обладали чёткой самоидентификацией, в силу того, что НЕ обладали абсолютной системой координат, а таким народам несть числа в истории, ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ ТЕМИ, КЕМ ОНИ БЫЛИ, И СТАЛИ КЕМ-ТО ЕЩЁ!
    Галлы стали (частично) французами, вятичи, или древляне, русскими, пикты — шотландцами, И ТАК ДАЛЕЕ!
    И ТОЛЬКО евреи, получив универсальную систему координат и, в силу этого, наиболее устойчивую самоидентификацию, остались евреями.
    Но, поскольку никто не останавливал СЕЛЕКЦИЮ, в том числе и по этому критерию, у нас — евреев, также происходит «выпадение» определённой, преобладающей по численности, группы сущностей, НЕ СПОСОБНЫХ оставаться евреями.
    Им этот груз не по плечу.
    Стоит ли из-за этого переживать? На мой взгляд, нет.

    1. ЭДМОНД, Вы правы в утверждении, что САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ является для еврейского народа цементирующим фактором, а её агрессивное отрицание приводит к синдрому Амалека.

      Существенным является вопрос: Какая САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ?
      Я вижу только два вида «Цемента» для еврейского народа: Религия и Национальная Принадлежность. Эрих Фромм назвал такую связь «Социальным Нарциссизмом» и написал, что группа имеет шансы на дальнейшее существование только в случае, если она снабжает своих членов достаточным количеством нарциссизской энергии и члены группы свою принадлежность ценят даже больше, чем свою жизнь. Кроме того они твердо верят в свое абсолютное превосходство по сравнению с другими группами.
      Исходя из объяснения этой психологической аксиомы Фромма становится ясным, что только иудаизм или национальная принадлежность (израильское граждансво) могут быть реальными факторами, которые обеспечивают прочную свять евреев как группы и обеспечить ее дальнейшее существование. Этнические евреи диаспоры, которые далеки от религии, считаться евреями не могут, их цемент «культурного еврея» недостаточен. Они сделали свой «выбор ногами»и к большому сожалению и я сам осознал, что отношусь к этой группе.

      1. Судя по вашему тексту, у вас не САМОидентификация, а ФРОММоидентификация. Впрочем, раз «товар окончательно испорчен», то это уже не существенно.

        1. ИЕГУДА, Эрих Фромм написал в 1964 г. в книге «Душа человека: ее способность к доброму и злому» (том 2, стр. 211 собрания сочинении) следующее:
          «Тот, кто сам научился что-либо значительное свершить, может спокойно признать, что и другие также способны на подобное. Однако для тех, которые не сделали ничего существенного, представляется просто невозможным признать заслуги других людей и они вынуждены все больше и больше изолироваться пузыре своего нарциссистского самоупоения».

          Мы все «Карлики, которые стоят на плечах гигантов», сказал великий Исаак Ньютон. Однако некоторые карлики (в своей мании величия) слезли с плеч гигантов, возомнив самих себя самих гигантами.

          1. Фриц, вроде бы, ежели откинуть эти ваши длинноты, вы со мной согласились полностью. Так что, не надо «пудрить людям мОзги» философичеством.(;-)))
            Во время жёсткой, но закрытой от студентов, полемики, лет 35 назад, в МГУ, я, грубо говоря, послал на три буквы Фромма с его «нарциссизмом», и мне за это «ничего не было».(;-))).
            Теперь о грубой исторической правде — в этом мире, по итогам длительной истории — ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ — правом на обоснованное, КРИТИЧЕСКОЕ самодовольство — НЕ НАРЦИССИЗМ, обладают только две этнические группы — германская — в лице англосаксов, и МЫ!
            Все остальные — в меньшей степени.
            Ну, а куда вы себя зачислили, это проблема всех евреев галута.

  7. Гулько не комментирую по умолчанию. Однако здесь хочу сказать:
    Делать выводы, основываясь на избранных или неправильно истолкованных источниках, — это и есть притягивание темы за уши.
    Первое, причины перехода евреев в не евреи, вероотступничество — разные до создания Израиля и после. Во времена Инквизиции — это было не предательство, а попытка выжить, спастись, также, как и в застенках КГБ или в немецких концлагерях. Трудно оставаться святым, горя на костре. В израильской армии при попадании в плен: говори, что хочешь, только останься живым!
    Автор: «В современной Америке более 80% браков неортодоксальных евреев заключаются с неевреями, и только около трети детей в таких смешанных семьях воспитываются евреями».
    Ха, известная прибаутка ортодоксов: во первых, цифра сильно увеличена, во вторых, автор не досказал: среди ортодоксов смешанных браков хоть и меньше, но все равно 57%. Во вторых, сомневаюсь в обоих цифрах: кто и как и для какой цели их составляет, выдумывает. Это похоже на цифру: 70% евреев против Трампа, что ложь! Живя в Америке с открытыми глазами, вижу другое: синагоги заполнены, дети мои, моих друзей, их друзья женаты на еврейках. В третьих, автор видит в смешанных браках некое вероотступничество, мифического Амалека, полное зло. Это не так, у меня не евреев в семье нет, однако смешанные браки тоже дают евреев, может и не таких крутых, как автор и некоторые комментаторы, но евреев, друзей евреев. И, если с ними правильно и уважительно работать, это евреи, часто более смелые, чем «чистокровные».
    Далее, «Хотелось бы назвать средство против Амалека, например — изучение и соблюдение Торы», пишет автор. А потом приводит в пример Натурей Карта, малочисленную группу отщепенцев. Как-будто остальные ортодоксы, по-своему «изучающие Тору», все поголовно сионисты и патриоты- защитники Израиля. Амалек среди миллионов ортодоксов не меньше, чем среди левых, если не больше.
    «Сын раввина Яков Брафман, крестившись, стал яростным врагом иудаизма» Ну и что? А внук Сталина… А миллион насильно крещенных испанских евреев — маранов просятся обратно в иудаизм. Им отказано. Это Амалек! А дети от смешанных браков не принимаются в синагоги, иешивы — это Амалек.
    Далее автор пишет необыкновенные странности: «В середине века некоторые евреи в СССР восстали против нищеты, на которую обрекли население коммунисты. На окраинах империи они создавали подпольные цеха, производившие товары, без которых народ задыхался, и сбывали их через сотрудничавшие с ними магазины.» — надо же! Вот, оказывается , причина восстания евреев СССР. И далее по тексту: «Но было бы ошибкой думать, что общей чертой евреев является стремление к материальности. Значительная часть религиозных евреев решают посвятить всё своё время изучению священных текстов и готовы провести жизнь в бедности. Многие из них не признают Государство Израиль, хотя и живут в нём; отказываются служить в армии». Какие они хорошие альтруисты! И как правильно исполняют Тору!
    Не удивляюсь, автор получает письма от анти-израильской организации. Мне и моим друзьям приходят другие письма: ХИЛЕЛ, Сионисты США, и подобные.
    Не Амалек — причина. Он следствие.

    1. Анатолий! Да не берите в голову разный швицениш! Давление подскочит, печень заболит. Не стоит оно того.

  8. Анатолий, вынужден внести ясность в ряд ваших утверждений — в синагогу может придти любой, и его не выгонят.
    Единственное, если не еврей, его не будут засчитывать если есть проблема с миньяном.
    Что касается маранов, им никто не запрещает пройти гиюр. Не хотят?!
    Это их проблемы. Только возникает вопрос — для чего им тогда это всё нужно, чтобы их признали евреями?
    Можете ответить на этот вопрос?

    1. Эдмонд, в синагогу не может прийти любой. Разные синагоги. Меня самого однажды не пустили в синагогу. Маранам таки да, отказано в иудаизме. Остальное, я говорил сто раз. Жаль, что для вас Эдмонд, нужно двести.
      Да и писал я по поводу статьи. Прочтите, Эдмонд, внимательно. Вы со своим гиюром, как с писанной торбой. Как будто гиюр делает человека евреем.
      Реувен, если не исправлять ложь, то нужно закрывать лавочку. А Вы, Реувен, не пишите только из-за печени и давления?

      1. Анатолий, я знать не желаю, где вас не пустили в синагогу, и какую. У меня такого не было ни в одной стране, ни в одной синагоге, чтобы меня не пустили. Просто я в синагогу прихожу в кипе, и с израильским паспортом.
        В Израиле сам лично наблюдал НЕ евреев, которые молятся вместе с нами.
        А на вопрос — зачем маранам требовать признать их евреями, если они отказываются от признания нашей системы координат, вы оказались НЕ способны ответить.
        Это главный результат нашего обмена.
        Пока не сможете дать мне, и читателям, вразумительного ответа на это вопрос, вы будете выглядеть также не состоятельно, как и автор статьи.

        1. Эдмонд, не становитесь в позу. Я был в кипе. В Америке немало синагог, куда не пускают из-за денег. А заодно не пускают в еврейские школы, детские садики. Членство в еврейском клубе не могут определять его существующие члены, т.к. не они судьи, и не знают , как правильно. В этом случае члены клуба могут и исключить из еврейства? Единственным условием принадлежности к еврейству должны быть слова по убеждению: «Я еврей!» Больше ничего не нужно. И полу-часовый гиюр — лекция о нашей истории и традициях.
          Еще раз напомню недавние слова вашего политика, что в мире существуют от 60 до 100 млн. евреев или около евреев, утерянных евреев, насильно крещенных евреев, в том числе маранов. Это он меня прочитал на этом сайте:)))

          1. Анатолий, насчёт денег, у вас в Америке, ничего не знаю. У нас такого нет и НЕ будет.
            Насчёт маранов, вы, куда вам деваться, молчите.
            И правильно делаете.
            Ну, насчёт того, что достаточно заявления — «я еврей», это забавно, надо ещё это доказать. А то полно лиц «еврейской наружности», евреями не являющихся.
            Впрочем не огорчайтесь, логика штука трудно «обходимая», особенно публично.

      2. Хаг самеах, Анатолий! Здоровье, слава Богу, ничего себе так! Несмотря на повышенное пасхальное потребление вин и моце кигель им шкваркес, печень и лахац дам не беспокоят. Особенно, дамы. Какой там лахац? Хотя, не плохо бы?
        А насчет «не пишИте»? Т.е., вы императивно требуете, чтобы я не писал? Так я же не работаю в вашем журнале. Как вы можете требовать от меня, чтобы я не писал?
        Хотя и правда — пишу редко. В отличие от некоторых швицеров, взявших привычку еженедельно раскидывать свой швицениш по всем русскоязычным сетям. И как исправлять их ложь, если они полностью невменяемы?

        1. Реувен, ну как Вам не стыдно. Не пишете написано с вопросительным знаком, хотя и с ошибкой. Здоровья вам и вашей печени!
          С последними строками Вашего письма совершенно согласен.
          Жена приготовила фаршированную рыбу, приезжайте.

          1. Я прочитал то, что вы написали. Пеняйте на себя. А, насчет рыбы? Спасибо! Сейчас трамвай подойдет — приеду. Хотя, та, что моя бабка приготовила, еще не закончена. Между тем, вопрос: А зачем евреи на Песах делают гефилте фиш? Ведь, в составе ритуала Агады никакой рыбы нет? Это на Рош а-Шана должна быть голова (вэ нье ба-рош, ло бэ-занав!), причем, не обязательно, рыбья. Хотя, если фаршированный толстолобик (у вас, в Америке, кажется, запрещен?), то там голова с килограмм-полтора весом, есть с чем поработать! Впрочем, если и карпион, то тоже хорошо.
            Хотите галутную байку? В Ташкенте ежегодно в ноябре-декабре бывал кризис с мясом. Любым. Потом, к новому году откуда-то завозили, в основном, мороженных кур. Чуть ли, не со всей Европы. Даже из Южной Америки, бвапло, и Китая. Но китайские почему-то пахли рыбой. А лучше всех были французские… Но я не об этом. У нас, зато, в сухопутнейшей Средней Азии была своя живая рыба. Прежде всего, толстолоб. Его у нас разводили в оросительных каналах хлопковых полей, и эти прожорливые рыбы не давали каналам зарости травой. А еще — сазаны, змееголовы. Так вот, период нашего безмясья совпадал обычно с периодом очистки полей после уборки хлопк и каналов — на следующий сезон. И всех этих рыб отлавливали и везли живьем в магазины, где, как правило, были специальные бассейны. Так что, мяса не было, но зато была рыба. Высшим писком у евреек считались сазаны. «Ах, сазанчикес, — говорила моя бабушка (з»л), — они такие сладкие…» А дома у нас хозяйничала на кухне моя теща (з»л). И вот, она изощрялась с этими двумя сортами рыб, пытаясь два месяца безмясья обеспечить возможное разнообразие. Уха, рыба жареная просто, рыба, тушеная в томатном соусе, в белом… Ну и, фаршированная рыба! Наш старший сын, который более всего общался со своей бабушкой, вообще-то, любитель поесть, даже, пожрать, возмущался: «Бабушка, ну почему опять фаршированная рыба? Это же праздничная еда! Почему ты меня кормишь ею каждый день?»

  9. Люди, не евреи в том числе(;-)))! Израиль государство евреев ИЛИ ПО КРОВИ, ИЛИ ПО ИУДЕЙСКОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ!
    Создано именно с целью собирания в него евреев по крови — у нас это определяется по матери, тому есть веские генетические причины, ИЛИ по принятию нашей системы нравственно- религиозных координат.
    Все, кто их принимает, к счастью это, большей частью, умные люди, здесь живут нормально.
    Но, наше общество прекрасно понимает, в том числе из практики «завоза» фалашей, которую смогли протолкнуть левые правительства, в соучастии с хамелеонами из руководства религиозных партий, что иудеем стать не просто. Мальгашам, к примеру, это вообще недоступно.
    Так что, Израиль, это «клуб» с двумя условиями «членства». И, как и в каждом клубе, этот устав определяют его члены.!

  10. РЕУВЕН, я слышал такое объяснение, почему фаршированная рыба — праздничная еда. Когда нельзя работать — на праздник или в шаббат, во время трапезы можно отделять хорошее от плохого, но нельзя — плохое от хорошего. То есть — нельзя вынимать кости из рыба. Поэтому готовили бескостую рыбу — фаршированную.
    Четверть века я посещаю разные синагоги, но никогда не слышал, чтобы еврея, или просто посетителя, из неё выгнали. Интересно, что мог натворить там господин Стеклов, чтобы его выставили? Интересно было бы узнать.

    1. Насчет рыбы. Мой вопрос был такой: Зачем евреи, по крайней мере, ашкеназы, делают гефилте фиш на Песах? Ведь согласно Агаде (а у меня их — вариантов 5) этого не требуется. Тем более, что приготовление такой рыбы кашер ле-Песах, в принципе, затруднительно, ибо требует добавления в фарш мучного, для получения нужной консистенции. Следовательно, нужна еще и моце-мейл. кемах-мацот.

      Что касается костей? То мелкие, сидящие в мякоти, просто перемалываются, а крупные (скелет) мои дамы (бабушка, теща, жена) используют в качестве каркаса. Опять же, кости головы… Хозяин седера на Рош а-Шана обязан есть рыбью голову — не котлету! Я знаю, что некоторые делают рыбу просто в виде котлеток или фрикаделек из фарша. Но разве это — гефилте (начиненная) фиш? У одного товарища мама, вообще, делала цирковой номер: она снимала кожу с целой рыбины, как чулок, потом начиняла и в таком виде готовила. Потом уже холодную разрезала. Но, по-моему, это уже совсем нетехнологичный выпендреж!
      А сефарды, те очень любят рыбу, думаю — больше, чем мы. Но ничег, типа гефилте фиш, у них не замечено. Чаще всего, рыба или аль а-эш, либо тушеная в овощном соусе. А, вообще, в Израиле, в ходу рыбные филе.

      Что касается непущания в синагогу, я здесь как-то писал, что нас не пустили в огромную будапештскую, в канун Сукот, потому что у нас с собой были фотоаппараты. Зачехленные. Ну, Венгрия — особо антисемитская страна.

      1. По поводу фаршированной рыбы:
        Не знаю, почему рыбу делают на пейсах. Потому, что вкусно. Про толстолобика впервые слышу. Изначально правильная ашкеназская гефилте фиш — это фаршированная щука. Щуки не стало, ее заменил карп. Карп и только карп может быть назван гефилте фиш. В Америке рыбы другие. Щуки не видел, карпа достать сложно: в Бруклине можно, а в других городах сложно. Купить рыбу можно только у китайцев. Ваши бухарцы в Америке готовят рыбу Баффало- похожа на карпа, только больше (ну, вы же знаете ваших:))) Не уверен, что бухарцы фаршируют рыбу. Рисом разве что :)))
        Так вот, Реувен, настоящая рыба, которую не может никто делать, кроме ашкеназских женщин — это кожа, снятая чулком, никаких костей — ноль, фарш в кожу, а потом нарезать! Все остальное не наша фаршированная рыба. В Венгрии и еще в некоторых местах делали котлетки — это любой может сделать В Америке почти вся гефилте фиш приходит из Израиля, только котлетками, из карпа. Но не вкусно.

        1. Забыл: голову должен есть глава дома. У меня ест жена:))

          1. Не глава дома, а глава седера. А это должен быть мужчина. Если посмотреть старинные картинки, где изображены праздничные седеры, то там одни мужики: молятся, едят пьют. А дамы работают официантками.

            Есть еще одна ритуальная еда: зроа. Это баранье ребрышко или куриное крылышко и т.п. С косточкой!

        2. Карп, сазан, толстолобик, белый амур — рыбы одного семейства. И все любимы в «русском» еврействе: от Ближнего Востока до Дальнего. Жена предпочитает амура — он наименее жирный из них, и тела у него наименее веретенообразное и наиболее цилиндрическое. Порционные куски проще сделать одинаковыми.

          А то, что продают в наших суперах в законсервированное банках, под названием «гефилте фиш», и экспортируют в галут, — это обман трудящихся. Какие-то фрикадельки.

          1. Белый амур, иваси, простипома — помню по СССР. Господи, когда это было…
            В Америке рыбы другие. За 30 лет не могу привыкнуть к другим названиям. Самая популярная в Америке рыба — лосось. Ее подают везде. Есть хохмы, что американские евреи причислили лосось к кошерным рыбам. На втором месте — лобстер. Еще — тунец, морской окунь. Израильтяне, когда приезжают в США — сразу лобстер. Есть еще телапия — это просто дерьмо.
            У нас полно израильских продуктов: творог, варенья, соленья, халва, оливки, маца, даже семечки. Есть вкусные продукты из Литвы. Из России почти ничего нет.
            За 30 лет вкусы меняются, то, что было вкусным в России, сейчас в рот взять невозможно. Колбасы, консервы, плавленые сырки, подсолнечное масло- жирно и невкусно. За границей всегда ищем американские рестораны.

            1. Простипома, иваси — рыбы морские и мелкие. А белый амур (в Израиле — просто «амур») -пресноводная и крупная. Обычная — килограмм 4-5 брутто. А моих любимых толстолобов (то же самое семейство карповых) у нас американцы повывели. Когда была сравнително небольшая американская алия (2008 и потом), они здесь развели антирекламу, что эта рыба несъедобная, вредная, и ее перестали выращивать. Здесь же — не савэцкий Узбекистан, где она была побочным продуктом и участником хлопководства… А жаль! Я из карповых ее больше всего люблю. И она, к тому же, была дешевле всего. В Ташкенте случалось поздней осенью, на базар вытаскивали рыбин по 15-20 кг. Еу, куда такую купишь? Разве что, на огромную свадьбу? Поэтому я до Израиля не ел никогда больших толстолобиков. А здесь их и другие крупные рыбы продают разделанными на куски толщиной сантиметров 3-5 и весом, в среднем, грамм по 300. Все готово, кидай сразу на сковородку. Лосось (Саломон) и туна в Израиле тоже самые ходовые рыбы. Туновскими консервами снабжают армию. У меня, когда сын служил, их как-то, безвыходно загнали в Ливан недели на три. И они питались одними туновскими консервами. Он потом ругался: Чтобы этому морю, где туна плавает, высохнуть!
              Лобстеры мы не жрем. Некошерно!

  11. РЕУВЕН, вопрос с европейскими синагогами особый. По соображениям безопастности — реальным, в них часто допускают только по предъявлении паспорта. Но в праздник или в шаббат, соблюдающий еврей не может ничего носить, если город не имеет ограду — «эруф».
    Однако в американские синагоги доступ свободный. Правда, в последнее время по праздникам и шаббатам. вход в нашу синагогу тоже наблюдает специальный агент — я не знаю с какими полномочиями.

    1. Будапешт — город имеющий стены. Израильские паспорта, естественно, у нас были с собой, но никакого положительного впечатления на охрану не произвели, скорее, отрицательное. Время было примерно часа за полтора до наступления праздника.
      Дня через два-три мы оказались в Вене и пошли в тамошнюю синагогу. Израильские паспорта стали пропуском. Все мое, что носил с собой, ушло в камеру хранения, а руководитель миньяна пригласил нас, после окончания молитв, подняться на крышу, чтобы посидеть в суке.
      Два мира, два Шапиро!

  12. По поводу европейских синагог, а я был в синагогах многих стран Европы. Все, все они охраняются , как Брестская крепость. Туда не попасть, но это понятно, и я не об этом писал.
    Уважаемый Гулько не знает: во многие синагоги , особенно в Лонг Айленде (это дорогущий район около Нью Йорка) на праздники никого, кто не платил за годовой абонемент, не пустят. Это было со мной. Также не пускают в еврейские школы и детские сады. Не во все, но таких немало. Здесь идет сегрегация по капиталу.
    Отдельно Эдмонду о маранах. Эдмонд , мараны стояли у истоков становления практически всех стран Латинской и Южной Америки. Не даром Мексика, Аргентина, Бразилия, Гватемала, Ямайка, Коста Рика, Гондурас и даже Куба не против Израиля. Там антисемитизма почти нет — это не Европа. Эдмонд , мараны после 20 поколений давно стали католиками. Одна из причин : католические клерикалы постарались. Наши в стороне. Эдмонд, не знаю поймёте ли, это не мы нужны маранам, это они нужны нам.

    1. Анатолий, нам вообще нужны ВСЕ умные, логично мыслящие люди. Не только мараны.

  13. Внимательно прочитал все комменты и подумал (о себе) : «Вот только тебя тут и не хватало!».
    Потому и пишу …
    Но, сначала о статье. Пусть меня простит автор, она мне НЕ понравилась.
    И, знаете чем ? НЕ содержанием, а тоном. Вы, уважаемый Борис — человек без СОМНЕНИЙ.
    Такие люди нужны в армии, там сомневаться вредно.
    Даже, когда я согласен с автором по-существу, от НЕсомневающегося я «отойду в сторону».
    Больше всего понравились «кулинарные» комменты.
    Огромное спасибо вам, дорогой РЕУВЕН !!!
    — Просто, снимаю шляпу !
    Пишу «дорогой», потому что этими воспоминаниями вы вернули меня в далёкое детство.
    А эти воспоминания всегда стОят ДОРОГО — там отец и мама …
    Спасибо и вам, Анатолий, поддержку темы и ваши воспоминания.
    Сейчас гефилте фиш и куриный бульён мит кнейдлах, из специально купленной маце мель, мне готовит (пусть не обижаются праврверные) моя русская жена (как она это делала все 48 лет …).
    Ещё раз о синагогах.
    На сайте я уже писал (спорил и объяснял) о ситуации в Германии, которую знаю лучше других
    (как минимум, в Штутгарте, Гамбурге и Франкфурте).
    Прийдётся повторить.
    В Германии, если вы пришли «с улицы» (без предварительной договорённости),
    В СИНАГОГУ вас НЕ ПУСТЯТ (точка).
    Правильно пишет Реувен, израильский паспорт вас НЕ спасёт.
    К сожалению, как ни странно, может вызвать ещё большие подозрения.
    Надеюсь понятно, что это вызвано (в большой степени) соображениями БЕЗОПАСНОСТИ.
    Но, НЕ надо думать, что такая ИДИОТСКАЯ ситуация сложилась только из-за терроризма
    (в последние годы). Ничего подобного !
    Объективнаю причину наши (подчёкиваю) ортодосальны раввины ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ещё бОльшего ИЗОЛЯЦИОНИЗМА — нееврею (и еврею тоже) в синагоге ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО, если он не член общины.
    Не трудно догадаться, к чему приводит такое отношение к «чужому».
    Для вас, Эдмонд.
    Вы постоянно говорите о гиюре, как о главном и конечном условии «прохождения в евреи».
    Но, вы же прекрасно понимаете, что для этого надо (для начала) НЕ ЗАКРЫВАТЬ ДВЕРИ
    (в приципе !).
    Пместо этого (в дополнение к объктивным) создаются искусственные, всячески оправдываемые, препятствия.
    Вы думаете, что руководство общин у нас «слепо», не понимает, что происходит ?
    Да, нет же !!
    Религиозное ортодоксальное руководство (раввинат) НАСТАИВАЕТ на таком «статус скво».
    Выступить ПРОТИВ раввината ?
    » Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков. «

    1. Простите за мелкие грамматические ошибки, за мою невнимательность.

    2. Яков, в Израиле этого нет. Как вы там управитесь со своими «чудаками», это ваша проблема.
      У нас никому двери не закрывают. У нас свободно бегают по улицам даже евреи только по отцу, даже «внуки еврея» часто встречаются.
      Они обладают всеми гражданским правами, даже в брак могут вступить где-нить за границей, но, они, НЕ пройдя гиюра, никогда не получат возможности получить в жёны еврейку.
      Так что, потихоньку, полегоньку, они исчерпают себя в Израиле. Здесь всё меньше и меньше желания «сидеть на двух стульях».

      1. » … никогда не получат возможности получить в жёны еврейку. »
        —————————————————————————————————
        Даааа. Тяжела и незавидна судьба евреки,
        если мужчина её … ПОЛУЧАЕТ . Как товар, что ли ?
        Эдмонд, а её мнением кто-нибудь вобще интересуется ?

        1. Наверное вы очень далеки от еврейства, если не знаете, как это у нас делается.
          Три встречи, по которым каждая из сторон решает.
          Знаете, я иногда сознательно подставляюсь в формулировках, чтобы увидеть реакцию.
          Спасибо, увидел.

          1. Поздравляю с «увиденным» !
            НЕ «подставляйтесь», Эдмонд — сегодня 1-е апреля !

            1. Яков, это вы подставляетесь, а я улыбаюсь.
              Тем более, что сегодня 2-ое.
              Успехов, соплеменник.

    3. меня также коробит тон и стиль статьи — слишком «аля-маркс и иже с ним». «Сомненья прочь, уходит в ночь последний защитник Израиля». Объясняю: стиль «аля-маркс и иже с ним» — это взять одну идею (в данном случае — амалек) и с через неё «объяснить все». Амалеки, «плохиши» — там они, «кибальчиши» — тут мы. Право, детский сад где пацаны заиграились на «красных и белых».
      Я давно писал, что у нас даны и проявляются архетипы не только Амалека. Амалек — это не про евреев, а про крайних не-евреейских юдофобов. А авто-юдофобия — это скорее бедный и соблазненный Зимри (Зимризм), который попадает под козни (не под казни!) внешних провокаторов, идейных антисемитом, которых можно назвать нео-Мидяне (мидянизм), и их вождей — козбиты (первообразы архетипов читайте в Бемидбар, гл25. Пинхас). Соответственно, еврейский патриотизм и даже нееврейская иудафилия воплощается в типе пинхаизма, мардехайнизма и маккоевизма и теде. Внутренний анти-израильтизм — это, я думаю, корахнизм. И теде. Любители «объяснить все и сразу, аля-маркс» — могут продолжить мои аллюзии Торы. Из современных провокаторов знаменитых нео-мидян на ум сразу залазит Картер. Такой 94-летний «жив курилка», который недавно «вещал» у Стивена Голберта. Живой пинханист — явно Пинхас Полонский, ну и ущедшие — Жаботинский, Шамир, «маккаветяне» — Кахане, Рехавама Зеэви (Ганди). Современные зимриты — это, разумеется, джей стритяне и прочие пламенные ослятя.

Обсуждение закрыто.