Уволенный без выходного пособия, а точнее, без права на спецпенсию, за два дня до такого права бывший замдиректора ФБР Эндрю Маккейб назвал это наездом президента Трампа на бюро, а Трамп назвал увольнение Маккейба торжеством Демократии с большой буквы. Мнения по этому поводу, как обычно, разделились, и сторонники президента считают, что он справедливо чистит авгиеву конюшню ФБР, а противники — что Трамп сделал действительно проштрафившегося Маккейба козлом отпущения не его грехов. Так или иначе, уже 50-летний Маккейб попал в череду уволенных до него сотрудников администрации президента, и Трампа в очередной раз обвинили в непредсказуемости эгоцентричных решений и неподобающей президенту мстительности. На то были если не причины, то поводы: за последнее время из администрации президента ушли старший экономический советник Гэри Кон, государственный секретарь Рекс Тиллерсон и с полдюжины помощников, вызвав панику в Западном крыле Белого дома.
По-прежнему шатается кресло под министром юстиции Джеффом Сэшнсом, неустойчивы в своих кабинетах министр жилищного строительства Бен Карсон и министр по делам ветеранов Дэвид Шалкин. Претендентами на уход считают советника по национальной безопасности Херберта Макмастера, и даже глава аппарата Белого дома Джон Келли не кажется непотопляемым, не ладя с пока всесильным зятем и старшим советником президента Джаредом Кушнером. По данным Брукингского института, за время президентства Дональда Трампа были уволены, ушли сами или были переведены на другие должности 43% его руководящих аппаратчиков, что почти вдвое больше предыдущего рекорда 1981 года, когда Белый дом чистил от наследия Джимми Картера пришедший туда Рональд Рейган. Обозреватель издания Business Insider Дэвид Чой 15 марта назвал свою статью «Настроение в Белом доме хуже, чем когда-либо, сотрудники называют его «самой токсичной рабочей атмосферой на планете».
Пытаясь разрядить эту атмосферу, которую также называют «мартовским безумием», Келли успокоил сотрудников. Как сообщила на очередном брифинге пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс, которую перестали величать по батюшке Хакаби, Келли встретился с подчиненными и дал им знать, что «немедленных перемен в штате не предвидится». Сам Келли сказал, что «нечего волноваться, и мы должны делать в точности то, что делаем каждый день, то есть приходить на работу и работать наилучшим образом». Кого-то это успокоило, кого-то нет, но, упрекая Трампа в непоследовательности и самодурстве, нельзя забывать, что президентом стал человек, завоевавший симпатии страны девизом «Вы уволены!» Обозреватель и редактор журнала National Review Рич Лури считает увольнение советника по национальной безопасности Майкла Флинна необходимым и даже запоздалым; увольнение госсекретаря Тиллерсона, который узнал об этом из твиттера, жестоким, а увольнение директора ФБР Джеймса Коми необдуманным, поскольку это привело к назначению специального прокурора Роберта Мюллера. Если сейчас, предупреждает Лури, президент решит уволить Мюллера, это будет его наихудшим решением. В увольнении Мюллера перед промежуточными выборами нет очевидных плюсов против очевидных минусов. Враждебные Трампу СМИ немедленно поднимут крик о загнанном в угол президенте и напомнят про «субботнюю резню» 20 октября 1973 года, когда Никсон уволил специального прокурора Арчибальда Кокса и к чему это привело. Между тем, напоминает Рич Лури, комиссия Мюллера трудится с мая прошлого года, ничего конкретного о сговоре Трампа с Россией не находит и постепенно тает в глазах общественного мнения. Если, конечно, не считать доказательством сговора поздравление президента России с переизбранием на очередной срок. Подозрения Трампа в помехах правосудию (obstruction of justice) тоже тухнут и не смогут привести ни к импичменту, ни к обвинению в уголовном преступлении. К тому же, увольнение Роберта Мюллера не прекратит работу его офиса, а будет назначен новый специальный прокурор. Другое дело, если Трамп, а точнее замминистра юстиции Род Розенстин распорядится упразднить эту комиссию, но если в ноябре демократы получат большинство мест в Палате представителей, это решение станет гарантированной причиной импичмента.
Если Трампу сейчас не нравится, как наши СМИ освещают работу Мюллера, написал Рич Лури, можно себе представить, что они напишут про его увольнение, и что за этим последует. Как говорят в народе, крику не оберешься, и Роберт Мюллер вытеснит Джеймса Коми с пьедестала святого мученика эпохи деспота Трампа. Малейший протест против его увольнения и любое критическое высказывание в Конгрессе будут полыхать в СМИ ярким пламенем. Время увольнения Мюллера сейчас тоже не лучшее, это имело смысл раньше, когда его команда еще не нарыла данных для обвинений помощников Трампа в преступлениях, пусть и не имеющих отношения к пресловутому сговору с Россией, но все равно пятнающих президента. Наконец, увольнение Мюллера можно было бы цинично оправдать страхом Трампа, что специальный прокурор может докопаться до такого, о чем лучше не говорить. Пока такого не видно и не слышно, критика Трампа приходит и уходит, а его связь с ядром Республиканской партии настолько крепка, что ему нечего опасаться. В бурные 1990-е годы, — напомнил Рич Лури, — президент Билл Клинтон доказал, как быстро люди могут примириться с немыслимым скандалом, и как политическая партия может отбить почти любое обвинение, если речь идет о судьбе ее избранного президента».
И, наконец, за что, собственно, увольнять Роберта Мюллера? За то, что он занимался не своим делом? Действительно, ему было поручено искать сговор Трампа с Путиным, а он нашел нарушения Закона о слежке за иностранцами, которые обычно не приводят к уголовным обвинениям. Но, объявив 17 мая прошлого года о создании комиссии Мюллера, замминистра юстиции Род Розенстин отметил, что ее основная цель — расследование «ранее подтвержденных ФБР попыток правительства России повлиять на президентские выборы 2016 года и связанные с этим дела». Что за дела? «Мюллер, — частично пояснил Розенстин, — получит все необходимые средства, чтобы провести тщательное и полное расследование, и я уверен, что он буде опираться на факты, следовать закону и примет правильное решение».
6 августа в интервью программе «Fox News Sunday» Розенстин пошел дальше и пояснил, что Роберт Мюллер может расследовать «любые преступления, которые обнаружит по ходу своей работы». Ведь и Кеннета Старра назначили независимым прокурором в августе 1994 года для продолжения расследования «Уайтуотергейта» — дела о махинациях с недвижимостью, которым занимались Билл и Хиллари Клинтон с парой сообщников в 1970-х и 1980-х годах. Старр старался, как мог, и в 1998 году докопался до того, чем и как занимались в Овальном кабинете Белого дома президент Билл Клинтон и стажерка Моника Левински. Так вода независимого расследования точит камень времени.