Почему маца, а не торт?

Вскоре после приезда в Израиль в 1981 году я познакомился с рус-скоязычным раввином Хаимом Меиром Кахане, который пригласил меня на Пасхальный седер. Так из года в год, сидя за его пасхальным столом, я слушал не только об Исходе евреев из Египта, но и о судьбе рава Кахане.

До войны, еще молодым раввином в Черновцах, он стал свидетелем вторжения советских войск. В те времена люди громко говорили: «Русские пришли и освободили нас» и шепотом добавляли — «от всего хорошего». Рав Кахане провел годы войны в гетто, а после освобождения помогал бывшим заключенным перебираться в Израиль. НКВД обвинил его в сионистской пропаганде, отправив на десять лет в лагеря. Во время пасхального вечера рав Кахане вспоминал о работе на лесоповале в Сибири. Даже там он стремился оставаться внутренне свободным, храня веру и в невероятно тяжелых условиях соблюдая заповеди Торы.

— Однажды в преддверии Песах я обратился к лагерному врачу — еврею с просьбой дать мне немного муки, — вспоминал рав Кахане. — Получив муку, мне удалось испечь мацу и поделиться ею в праздник с заключенными евреями… После освобождения и многих лет «отказа» рав Кахане приехал в Израиль. Его квартира всегда была полна репатриантами, а на Песах он делился с ними мацой и своими рассказами…

Приехав в США в 1987 году, я пригласил гостей на Песах в свою квартиру в Бруклине. Как обычно, моя жена подготовила дом к Песах, чтобы не оставалось ни крошки квасного. В ночь перед праздником я обошел квартиру со свечой в поисках последних крошек хлеба. Когда на следующий вечер мы собрались у праздничного стола, в дом вошла гостья, поставила на стол подозрительную коробку и торжественно произнесла: «Вот торт на праздник!»

Жена поблагодарила гостью и вынесла коробку на кухню. Благо, там была еще одна дверь, которая вела к входу. Так она донесла торт до мусоропровода. Гостья ничего не заметила и многие годы продолжала приходить к нам на субботы и праздники…

Впрочем, нам следует задуматься, почему мы отмечаем праздник Свободы пресной мацой, а не сладким тортом.

— Вот он — хлеб бедности, который ели наши отцы в Египте, — с этих слов глава семейства начинает рассказ об Исходе, предварительно разломав мацу пополам. — Каждый, кто голоден, пусть приходит и ест с нами. Каждый, кто нуждается, пусть приходит и празднует Песах с нами! Сейчас мы здесь, но на будущий год — в стране Израиля! Сейчас мы рабы, но на будущий год мы будем свободными людьми!»

Но, позвольте, казалось бы, маца — это хлеб бедности, а не свободы. Это горькая трава марор должна напоминать нам о горечи рабства, помогая ощутить сладость свободы. Так почему же мудрецы называют символ свободы — мацу хлебом бедности?

Можно также удивиться и тому, что один из символов рабства — харосет делают из тертых яблок, орехов и красного вина. Эта коричневая смесь напоминает о глине и строительстве пирамид. Но почему глина — сладкая? Почему ее делают из яблок, а не из горчицы? Разве рабство может быть сладким?

А разве люди, получавшие пайки в СССР, не были рабами? А разве вышедшие из египетского рабства евреи не вспоминали с ностальгией о сладких лепешках Фараона?

Сладкое и комфортное рабство особенно опасно. Оно подобно тяжелой болезни, которая подкрадывается к человеку без всякой боли. А ведь иногда именно нестерпимая боль заставляет нас лечиться.

«Я выведу вас из-под страданий египетских!» — обещал Всевышний, открывшийся Моисею. Слово «страдания» — «сиволот» дословно переводится как терпение. Всевышний обещал Моисею, что евреи ощутят горечь и не смогут более терпеть рабства! — объясняет ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет». С ощущения горечи рабства начинается борьба за освобождение…

Мы привыкли думать, что рабство — это бедность, а свобода –богатство. Однако рабство может быть сладким, ведь человек может быть «высокооплачиваемым рабом». Так же и свобода может выражаться в готовности отказаться от богатства, благополучия или комфорта во имя освобождения.

Когда за пасхальным столом мы разламываем мацу и приглашаем нуждающихся за свой стол, мы показываем этим, что готовы делиться даже последним куском хлеба. Мы напоминаем, что настоящая свобода — это свобода творить добро!

Художник Алекс ЛЕВИН

http://ArtLevin.com

attwireless_samsung_adid-243928-site-1

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 2,33 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 thought on “Почему маца, а не торт?

  1. Если человек пришел отмечать Пейсах, то необходимо ему объяснить суть праздника и что квасное в этот день не едят; иначе зачем нужны раввины, и пусть он сам решит, как поступить с тортом. А выбрасывать продукты — непозволительная роскошь.

Comments are closed.