Евреи на Дунае

Рауль Валленберг

Швед Рауль Валленберг учился в Мичиганском университете. Потом три года (1936 — 1939) занимался бизнесом в Хайфе. О жизни Валленберга написаны сотни книг.

Итак, в январе 1944 американское правительство, по инициативе министра финансов Г. Моргентау (еврея по национальности), образовало Совет по делам военных беженцев, который направил представителя министерства финансов Ивера Ольсена в Швецию с планом спасения 200 тыс. евреев, все еще остававшихся в Венгрии.

По поручению И. Ольсена, летом 1944 с паспортом шведского дипломата Рауль Валленберг отправился в Будапешт, где пытался договориться с Эйхманом, В. Шелленбергом и другими немецкими чиновниками о судьбе венгерских евреев. Валленберг спас несколько десятков тысяч евреев, выдавая им шведские паспорта. Евреев помещали в специально купленные Валленбергом на американские деньги дома, которые объявляли шведской собственностью. Делалось это с помощью подкупа немецких и венгерских чиновников. Перед уходом немцев Валленберг совместно с венграми и еврейским советом сумел предотвратить взрыв гетто, подготовленный СС и венгерскими фашистами.

13 января 1945 шведский дипломат Валленберг был задержан советским патрулем в здании Международного Красного Креста и отправлен в Дебрецен к командующему Вторым Украинским фронтом Родиону Малиновскому. По дороге Валленберг был перехвачен и арестован СМЕРШевцами вместе с водителем В. Лангфельдером (из спасенных евреев).

Поначалу советской стороной распространялся слух о том, что Валленберг был немецким агентом, переправлявшим за границу под видом евреев немецких разведчиков, позже — что он был американским шпионом, связанным с международным сионистским центром. Имеется версия, что Валленберг пал жертвой межведомственной борьбы военной разведки и НКВД, позднее преобразованного в МГБ.

По данным Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при президенте РФ (комиссии Яковлева), в КГБ Валленберга считали «жидовским прихвостнем из Швеции», а банкирский дом Валленбергов — «международным банком сионизма». По мнению А. Н. Яковлева, все важные документы, связанные с Валленбергом, были впоследствии уничтожены, чтобы скрыть следы расстрела шведского дипломата.

Известно, что памятник Раулю Валленбергу в Будапеште сразу после установки был демонтирован советскими военными и вывезен из столицы Венгрии.

Тивадар Сорос

Имя Праведника мира Р. Валленберга вошло в историю. Но гораздо меньше людей знают о будапештском еврее Тивадаре Соросе, чье невероятное мужество и ум спасли множество жизней наших соплеменников.

Тивадар Шварц (Тивадар Сорос) происходил из небогатой и незнатной семьи, а его мать Эрзебет Суц была из очень обеспеченной фамилии. Тивадар был адвокатом и одним из активных деятелей еврейской общины Будапешта. Он был писателем-эсперантистом, основал литературный журнал, в котором публиковался и был его редактором.

Имея приличный доход от собственности семьи Эрзебет, Тивадар мог позволить себе работать всего два часа в день. Баловень судьбы, он гордился тем, что ему удавалось работать меньше, чем его коллегам. Однажды он упустил очень перспективного клиента, потому что тому сказали, что Тивадар Шварц большую часть своего времени проводит в бассейне, в кафе или на катке.

Джордж Сорос говорит, что именно от отца он унаследовал умение справляться с опасностью и страсть к риску, которые ему очень помогли при игре на бирже. Тивадар даже пошел добровольцем на фронт в Первую мировую войну не из-за патриотических чувств, а просто из-за того, что он «не хотел упускать такой уникальной возможности». Воюя на стороне Австро-Венгрии, он попал в российский плен и был отправлен в лагерь для заключенных в Сибири, но совершил побег и проделал тяжелый и опасный путь до Будапешта.

Тивадар Сорос никогда не отказывал своим сыновьям Дьордю (позднее Джорджу) и Павлу (позднее Полу) в карманных деньгах: предоставлял им любую сумму, какую бы они ни попросили, надеясь научить их ответственному отношению к деньгам. Образ жизни Тивадара истощал семейный бюджет, несмотря на приличный доход. Видимо, детские впечатления о материальных затруднениях стали мотивом для Джорджа Сороса, благодаря которому он сумел аккумулировать огромное состояние, а отцовская легкость, с которой он относился к материальным ценностям, позволяет Соросу с легкостью тратить миллионы на благотворительные цели.

Однако в 1930-е годы тучи над семьей начали сгущаться. В 1936 году в ответ на усиление фашистских настроений в Европе они сменили свою фамилию Шварц на венгерскую Сорос (по-венгерски «Шорош»). Отцу семейства очень нравилась новая фамилия, которая по-венгерски означает «последователь», а на языке эсперанто — форма будущего времени глагола «парить».

Когда в 1944 году Венгрию оккупировали гитлеровские войска, и в Будапешт прибыла команда из двух сотен эсэсовцев во главе с Эйхманом, Тивадар решил, что предложение новой немецкой администрации зарегистрироваться, представленное всем еврейским семьям Будапешта, не сулит им ничего хорошего. Т. Сорос был по натуре борцом. Он нашел людей, изготовлявших фальшивые документы. Благодаря этому, во-первых, «превратил» самого себя и своих родных из евреев в католиков. В целях еще большей безопасности он даже достал для своих сыновей медицинские справки, в которых утверждалось, что обрезание для мальчиков было сделано по медицинским показаниям. Кроме того, сориентировавшись в обстановке, он сообразил, что в создавшейся ситуации членам семьи нельзя продолжать жить вместе. Несмотря на свою привязанность к родным, он убедил их, что гораздо безопаснее каждому в отдельности скрываться. Эта идея спасла семью Т. Сороса, сумевшего приспособиться к новым условиям и радикально поменять весь свой жизненный уклад. Те евреи, которые пытались жить так, будто ничего вокруг не изменилось, погибли. Немецкий психоаналитик Бруно Беттльхайм, сам переживший ужасы Дахау, писал в статье «Неизвестный урок Анны Франк», что при всей привлекательности личности Анны судьба ее семьи являет собой отрицательный пример поведения в экстремальной ситуации. Главным стремлением Анны было сохранить прежние семейные отношения, не случайно ее дневник полон описаний обыденных забот. Между тем, по мнению автора статьи, в условиях, созданных нацистами, невозможно было жить как раньше, обстоятельства требовали в корне изменить весь жизненный стиль. Беттльхайм пишет, что отцу Анны — Отто Франку следовало, во-первых, позаботиться о втором выходе из укрытия, но лишь, во-вторых – об образовании дочерей.

Тивадар Сорос спас не только жену и сыновей. Он поставил производство фальшивых документов на поток. Сначала снабдил ими тещу, подругу сына, родственников, друзей, знакомых и множество тех, кто в этом нуждался. При этом он богатым людям, независимо от своих отношений с ними, продавал документы по «рыночной цене», с тех, кто победнее, брал только ту сумму, которую надо было заплатить изготовителям фальшивок, а людям, которые находились в отчаянном положении, отдавал спасительные документы бесплатно.

Решительный Т. Сорос настолько хорошо разбирался в людях, что обращался за помощью не только к своим знакомым, но порой и к незнакомым. Проницательность этого человека была феноменальной. Об этом говорит тот факт, что, хотя некоторые люди отказывали ему в помощи, никто не донес в полицию. Умение Тивадара Сороса разбираться в людях и узнавать тех, кому можно доверять, — потрясающий талант, перешедший по наследству к младшему сыну Тивадара, гениальному финансисту и щедрому филантропу Джорджу Соросу.

Тивадар Сорос сохранял сам и помогал близким людям сохранять человеческое достоинство в нечеловеческих обстоятельствах. Он снимал под чужим именем комнату у ненавидевшей евреев хозяйки, каждый день ходил в кафе, плавал с сыновьями в бассейне, а осенью 1944 года, когда начался театральный сезон, купил четыре абонемента в Национальный театр и в оперу. Эти абонементы он давал юношам, сбежавшим из лагеря, и требовал, чтобы в антракте они угощались пирожными в буфете. Деньгами и документами их обеспечил тоже он.

Венгры-нацисты внимательно присматривались ко всем подозрительным людям. Эти негодяи получали от немцев деньги за выдачу евреев. Обмануть их было сложно: выдавал еврейский акцент, ошибки при молитве, неправильное поведение в церкви и т. д. Увы, не все справились с актерской игрой на смертельно опасной сцене.

Нацистская угроза висела над семейством в течение 10 месяцев, до января 1945 года, когда войска Советской армии вошли с боями в Будапешт. Сначала советские войска встречали с распростертыми объятиями, но вскоре на смену национал-фашистам пришла перспектива жизни при коммуно-фашистском режиме. Семья Соросов в 1947 г. бежала в Англию. Отсюда началась деятельность сына Тивадара Сороса, Джорджа, бизнесмена и филантропа.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора