Еврейская история уникальна. Она имеет свою логику и юмор, и нам нужно только уметь увидеть ее преломления и иронию. И сегодня, смакуя возможный развал власти из-за нежелания некоторых евреев идти в армию, мы чуть не пропустили уникальнейшую дату. А именно — 100-летие основания первой боевой еврейской единицы современности — «Еврейского легиона» в Первую мировую войну.
Да, все началось сто лет назад в Лондоне. Русские сионисты сыграли в этом ключевую роль — и одной из самых ярких личностей среди них был полковник Элиэзер Марголин, несправедливо забытый сегодня. Уроженец Белгорода, австралийский офицер, сионист и патриот Эрец-Исраэль. Но — все по порядку.
Справедливости ради вспомним знаменитый полк погонщиков мулов, созданный Трумпельдором и Жаботинским в Александрии в 1915 г. Он был набран из молодых евреев — жителей Эрец-Исраэль, изгнанных турками из страны с началом войны. Жаботинский был одним из вдохновителей его создания. Он был убежден, что возрождение еврейского государства невозможно без создания вооруженных сил — их участия в освобождении страны от турецкой оккупации.
Полк погонщиков мулов был создан в итоге в 1915 г. Его командиром был полковник Паттерсон, а его заместителем Трумпельдор. Но, несмотря на успехи и героизм бойцов, полк через два года был расформирован. Часть его личного состава оказалась в 1917 г. в Лондоне. И именно на его основе и был сформирован первый боевой еврейский полк в составе британской армии. Сначала он так и назывался — The Jewish Regiment, но, под давлением … ассимилированной местной еврейской общины и противников внутри самой английской армии, он был переименован в «38-й полк королевских стрелков». Командиром его был назначен все тот же Паттерсон. А Трумпельдора англичане отказались произвести в офицеры. И он уехал в Россию создавать уже там еврейскую армию для прорыва в Эрец-Исраэль через Кавказ.
Но кто же такой Марголин?
Элиэзер Марголин родился в 1875 г. в Белгороде, учился в русской гимназии, и был влюблен в поэзию Пушкина и Лермонтова. В 17 лет — после погромов 80-х годов XIX века — он был увезен в Эрец-Исраэль, где его родители поселились на ферме в Реховоте. Там он увлекся верховой ездой, научился стрелять и стал одним из предводителей местной молодежи. И в этом качестве встречал Герцля во время его визита в Эрец-Исраэль.
Но после кончины его родителей ферма разорилась, Марголин задолжал турецким ростовщикам большие деньги — и, продав ферму, был вынужден уехать в Австралию. Перед отъездом он поклялся вернуться и освободить страну от турок, оккупантов и проклятых ростовщиков.
Вступив в австралийскую армию, с началом Первой мировой войны Марголин попадает в ее составе в Египет, а затем на фронт в Галлиполи. Да, воюет рядом с полком Трумпельдора. На фронте он получает первое ранение, и за успехи его производят в офицеры. После лечения его перебрасывают в Европу — где он проводит всю войну на фронте во Франции, в тяжелейших окопных боях. Там он получает еще три ранения, несколько наград — и в итоге попадает в Лондон на лечение в звании подполковника и боевого героя…
Там его и находит Жаботинский и уговаривает присоединиться к Легиону. Так полковник Элиэзер принимает командование двумя остальными полками Еврейского легиона — 39-м и 40-м, состоявшим в основном из евреев — добровольцев из Америки
А 100 лет назад именно Марголин проводит свои полки маршем через Лондон и отбывает на фронт на Ближний Восток, освобождать Эрец-Исраэль!
Жаботинский призывается в его полк рядовым, проходит курсы сержантов и в итоге уже в должности командира роты берет штурмом стратегически важный мост Умм-Шурт через Иордан, и Еврейский легион входит в Эрец-Исраэль. Можно только позавидовать этим людям, мечтавшим делать историю своими руками — и участвовавшим в ее свершении лично!
После окончания войны Марголин возглавляет первый еврейский полк вооруженных сил мандата. Было решено создать два таких полка — один еврейский, в центре страны и на севере, и второй — арабский — на юге. Но их формирование не было толком завершено из-за начала арабских погромов в мае 1921 г. В ходе погромов особенно пострадало еврейское население Тель-Авива. И тогда Марголин и его солдаты самовольно, в нарушение прямых приказов англичан, выходят со своей базы в Црифине и организуют оборону южных, наиболее уязвимых, районов Тель-Авива. Бойцы Марголина встретили погромщиков точным огнем с хорошо выбранных им позиций (пригодился опыт боев на реке Сомм во Франции…), а затем вошли маршем в Яффский порт. После этого беспорядки арабов разом прекратились…
За это Марголин поплатился карьерой. Его отряд расформировали, но не отдали под суд. А ему самому пришлось снова уехать из Эрец-Исраэль. Он перебирается в Лондон, безуспешно пытается найти работу полицейским и в итоге опять уезжает в Австралию. Где и умирает в изгнании в 1944 г., не дожив совсем немного до независимости его любимой страны.
Тогда его не забыли. Сразу после окончания Войны за независимость в 1949 г. по его же завещанию его прах перевозят в Израиль и хоронят в Реховоте, возле могил родителей. Его именем названа улица в Тель-Авиве — в районе Яд-Элиягу в нее вливаются улицы австралийских и британских героев еврейского народа.
А нам остается помнить этого замечательного человека, и вместе с ним — поколение романтиков и борцов за то, чтобы мы могли жить у себя дома, в своем государстве. И быть достойными их целеустремленности и самопожертвования.
Да будет благословенна их память.
Михаил ЛОБОВИКОВ, http://Isrageo.com |