Человек предполагает, а Б-г располагает. Еврейская же пословица гласит: «Человек планирует, а Б-г смеется».
«К чему шумят народы и нации замышляют пустое? — спрашивает царь Давид. — Поднялись цари земли, и вельможи тайно совещаются против Всевышнего и помазанника Его… Сидящий на небесах смеется, Всевышний насмехается над ними.
Тогда заговорит Он с ними в гневе Своем…» (Псалмы, 2:1-4)…
Не раз наши враги замышляли (тайно и открыто) окончательно решить еврейский вопрос. Однако каждый раз Всевышний смеялся над ними, оборачивая их замыслы против них же самих!
Аман планировал уничтожение евреев Персии, но, как сказано в Книге Эстер (9:1): «Надеялись враги евреев одолеть их.., но произошло все наоборот: евреи одолели врагов своих».
Более того, духовный закон сохранения энергии проявился также в том, что злой замысел негодяя Амана обернулся благословением: евреи получили разрешение вернуться в Израиль и отстроить Иерусалимский Храм…
В День поста Эстер, предваряющего праздник Пурим, читаются слова пророка Исайи (55: 6-13).: «Пусть оставит негодяй путь свой несправедливый, помыслы свои и возвратится к Всевышнему, и Он простит его… Ибо с весельем выйдете и с миром придете; горы и холмы разразятся пред вами песней, и все деревья в поле рукоплескать будут; вместо терновника поднимется кипарис, вместо крапивы поднимется мирт».
Эти слова пророка учат нас никогда не терять надежды; все может измениться, и кажущаяся безнадежной ситуация «перевернется» от тьмы к свету.
Слово «мирт» на иврите «хадас» — имеет общий корень с именем Хадаса, которое изначально носила царица Эстер. Не случайно мудрецы формулируют в Мидраше следующую мысль: «Вместо терновника — Амана поднимется кипарис — Мордехай, а вместо крапивы — Вашти (внучки Навуходоносора и жены Ахашвероша) поднимется мирт — Хадаса — царица Эстер!» Более того, слово «вместо», на иврите «тахат», переводится дословно как «под». Даже в самой сложной ситуации под жалящей крапивой скрывается ароматная мята, и добрая царица Эстер уже готова сменить злую Вашти, ибо, как утверждает Талмуд, «Всевышний готовит лекарство перед болезнью».
Для того чтобы наказание превратилось в награду, необходимо совершить духовный переворот в наших душах. Стоит нам раскаяться, «перевернув» зло в добро, как и вне нас угроза наказания обернется наградой!
Проявляя готовность спасать свой народ, царица Эстер говорит Мордехаю: «Я приду к царю не по закону», то есть, рискуя своей жизнью, я пойду к царю Ахашверошу, несмотря на то, что он меня не приглашал.
Впрочем, мудрецы говорят, что каждый раз, когда в книге Эстер упоминается слово «царь», а не «царь Ахаверош», то это намек на Царя Царей, имя которого сокрыто в этой книге. Не случайно Эстер дословно означает «сокрытие».
Но если так, то в чем же смысл слов Эстер «Я приду к Царю Царей не по закону»? Разве можно прийти ко Всевышнему, нарушая закон?
«Это намек на раскаяние от любви, которое способно обратить грех в заслугу!» — пишет ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет».
Раскаиваясь, человек способен прийти, приблизиться к Всевышнему, «переворачивая» грехи прошлого в заслуги!
По законам сохранения, преступление неизбежно создает наказание. Однако раскаяние может защитить грешника. В случае если человек раскаялся от страха и решил больше не грешить, то грех стирается, точнее, преступление считается непреднамеренным, и наказание отменяется.
Однако раскаяние от любви не только заставляет его прекратить творить зло, но и вдохновляет творить добро. Так, например, вор может раскаяться от страха и перестать воровать. Однако если человек осознает, что нельзя грабить людей, и решит исправить свое прошлое тем, что начнет помогать другим, таким образом, он совершает раскаяние от любви. Тогда прошлый грех превращается в заслугу, становясь трамплином, отталкиваясь от которого, человек творит добро…
Когда евреи были разрознены и, не послушав своего лидера Мордехая, пошли на пир к Ахашверошу, тогда и поднялся угрожающий их существованию Аман. Стоило же евреям объединиться вокруг Мордехая, как все изменилось. Замыслы Амана не только обернулись против него, но и стали благословением для евреев, которые удостоились вернуться в Израиль и отстроить Храм!
Художник Алекс Левин
В случае если человек раскаялся от страха и решил больше не грешить, то грех стирается, точнее, преступление считается непреднамеренным, и наказание отменяется.
Кем считается? Тем, против кого было совершено злодеяие? Ловко! Но вряд ли это так!