Как, вы ещё не читали этот писк моды XVII века — «Город Солнца»?! Ни в жисть не поверю. Поныне сего итальянского магистра теологии, монаха-доминиканца и опытного заговорщика перетягивают под своё крылышко — то прогрессисты как «предтечу научного коммуниста», то астрологи за его астрологические и мистические штудии, то религиозные ортодоксы по причине высшего управления воображаемым городом-царством-теократической республикой. В Израиле по лекалам Томмазо некогда отчасти строились «наукоемкие» кибуцы — впрочем, едва ли их основатели догадывались, идеям какого религиозного мракобеса, аж советника Папы Урбана VIII они следуют.
Но это всё преамбула. В отличие от бедолаги — мистика, бунтовщика и реформатора, которому приходилось изобретать утопию из собственной головы, простой еврей имеет под рукой первоисточники. Причём вполне детальные и достоверные: что думает Всевышний, как должно быть устроено идеальное государство. Пару недель назад я, подтрунивая над «демократией», грозился предложить альтернативный, еврейский взгляд на устройство социума. Пробую.
Начнём с еврейского государства — как оно видится по Священным Писаниям и их толкованием нашими учителями. А на закуску упомяну желанные принципы устройства государства иных народов. И — в качестве юмористической разрядки предложу «возражение».
Вопрос по нынешним временам номер один — каковы в «государстве Торы» предлагаемые «ветви власти», есть ли в их устройстве демократические принципы? Ответ: ветвей власти не 3, как модно в западной модели, а только 2. Это а) — королевская власть, ограниченная и обусловленная «Конституцией» — законами Торы. Демократия в этой веточке совершенно не просматривается, хотя царские полномочия строго лимитированы и потому в норме не могут превращаться в тиранические. В частности, царь обязан написать себе (или оплатить написание) две Сефер Тора, причём одна из них должна быть не слишком велика, чтобы он мог постоянно, за исключением нечистых мест (туалета, помойки, конюшни…) носить её с собой.
Ежели это полностью законный царь — то есть помазанный на царство прямой потомок Давида — права его велики. В частности, он имеет право реквизировать по своей воле почти любой участок земли и имущество жителей его страны, а также самочинно их казнить и миловать.
Но — «сердце царя в руке Б-га» — к нему особое внимание небес, и без истинного трепета перед Всевышним устоять в своей роли он не сумеет. Я слышал авторитетное мнение, что из всех земных царей за всю долгую историю только один — царь Давид — по-настоящему справился с испытанием властью.
Стандартное выражение, которое использует Танах, говоря о властителе: «под сенью его (царя) надеялись жить» или «(царь) кормит народ». То есть — обязанностью царя является только и единственно забота о благе его подданных. Отвечает же он перед Б-гом, о чём ему напоминает всегда находящаяся перед глазами Тора. И — пророки или мудрецы, которые, подобно пророку Натану у царя Давида, прямо, хотя и почтительно, выскажут царю о проблемах его отношений с Законом.
Можно сказать, что над еврейским царём диктатура покруче северокорейской — это диктатура истины, диктатура ответственности. Удивительно ли, что Давид, ответивший жене: «Перед Б-гом ещё больше умалю себя, но над рабыней останусь превознесён» — постоянно говорит в Псалмах о своей малости и слабости: «я червь, а не человек», «всякий проходящий может лягнуть меня». Его масштаб — рядом с вечностью, рядом с абсолютным. Он и видит себя на этом фоне. А огромные полномочия воспринимает только как орудие исполнения своей задачи. То есть — как обязанность.
О Давиде говорит Талмуд, что он не начинал войн, пока их не одобрял Сангедрин — это и есть б), вторая ветвь власти. Сангедрин объединяет в себе то, что сегодня принято именовать «законодательной» и «судебной» ветвями. В масштабах народа это — единственный законодательный орган, хотя алахические (законические) постановления судов более низкой инстанции, а также выдающихся мудрецов общество может брать в основу своей деятельности. Основано это будет на авторитете, то есть — на праведности и мудрости законоучителя.
В этом смысле вся еврейская реальность «демократична»; есть даже такое алахическое правило: «не принимается правило, на котором большинство народа не может устоять». Так, поныне действует запрет на нееврейское вино, а вот запрет на нееврейское оливковое масло отменён, так как «народ не смог в этом устоять». Хотя введён он был тогда же и по тем же соображениям — противостоять ассимиляции. Есть и дополнительный принцип: «не накладывают на общество излишне тяжёлых обязанностей». Скажем так, евреи не смогли бы построить российским методом Санкт-петербург (на костях крестьян), советским — Беломорканал (на зеках) или американским — шоссе через Скалистые горы (на могилах работников, в первую очередь бесчисленных китайцев). Пришлось бы, при аналогичных задачах, углубляться в технологию.
В устройстве Сангедрина присутствует в дистиллированной форме то, что (в разбавленном виде) мечтали увидеть в своей стране американские отцы-основатели: «квалифицированная демократия». Решения в Сангедрине принимаются по большинству голосов, причём, чтобы исключить любые формы давления, даже если это давление заслуженным авторитетом — в прениях первыми высказываются менее опытные и не столь титулованные члены его, и лишь затем слово переходит к общепризнанным лидерам. Есть, конечно, любопытные исключения из принципа демократии, основанные на высшей логике. Самое известное из них: если кого-то осудили на смерть единогласно, преступника выпускают на свободу прямо в зале суда-парламента. Значит, никто не попытался найти аргументы в его защиту, то есть нарушено право на справедливое и беспристрастное рассмотрение дела — и Высший суд полагает себя ни в праве более его судить. Если же он в действительности такого (смертного) приговора заслуживает — небеса об этом позаботятся.
Обратите внимание, Сангедрин — это не весь народ, и это — не избираемые голосованием конгрессмены. Это — 71 наиболее авторитетный знаток Закона, каждый — пользующийся общим уважением, принятый в Верховный суд-парламент при полном согласии его прежних членов. Ну, какой бы аналог сегодня подобрать… Как на алмазную биржу постоянным её членом. Так вот, минимальное из требований к заседающим в Сангедрине — знание всех основных языков, чтобы каждый человек мог свидетельствовать- оправдываться-обвинять там без переводчика, так можно будет не бояться искажения его слов. Более важное — это профессионально оценённые другими знатоками Торы выдающиеся знания и незапятнанная репутация. Такое собрание вправе принимать законы, интерпретировать и применять их на практике.
Сравните эту систему с американской, израильской, английской(…) сегодня. В них основная задача разделения ветвей управления — взаимная коррекция, чтобы не допустить злоупотреблений, а также проверка квалификации и добросовестности друг друга. Парламент может уволить Президента, президент имеет право отложить или даже сделать неприменимыми некоторые решения парламента, суд — объявить незаконным решения исполнительной или законодательной власти. Иначе говоря, заранее подразумевается конфликт мнений и интересов и изначально ожидается лишь частичная компетенция участников, которые разнообразие рулей и рычагов призвано скомпенсировать.
В отличии от этого, еврейская модель идеального государства подразумевает как абсолютно необходимые — широкие знания, квалификацию и добросовестность. Первое и второе — основаны на истовой учёбе, третье — на страхе Б-жьем. Сиречь — на знании, что «над тобой — глаз видящий, ухо слышащее, и все твои деяния записываются в книгу». И — на том, что этот материальный мир — не единственный, и за любой в нём — достойный или недостойный — поступок в мире высшем будет спрошено и «уплачено».
И это — главное, «только материальная модель» весьма слабо функциональна — мы это видим сейчас, в эпоху скорых перемен, постоянно и везде.
Естественно, далеко не любой народ способен создать подобное государство и жить в нём. Как минимум, в этом народе должен быть консенсус — уважение к мудрости и знание о духовной стороне мироздания.
Обратите внимание, большинство народа непосредственно не участвует в отправлении функций власти — но через авторитет, доверие или недоверие со стороны народа члены Сангедрина и окружающие их люди связаны со всем населением. Закон строго следит, чтобы власть предержащие не тянули на себя одеяло и действительно были слугами народа. Совсем иначе, чем эти высокие словеса применяли демагоги и воры — участники тоталитарного или «демократического» вранья.
Говоря иначе, чтобы система работала, в ней должно быть верховенство закона, а чтобы это происходило — закон должен быть абсолютным и охватывать не только материальное. То есть — быть Б-жественным законом. Не ниже. Иначе его станут перекручивать и таскать вправо и влево…
Немного о том, как наши источники видят правильно устроенное государство иных народов. Его Конституция — общий закон всего человечества, «бней Ноах». В основе которого 6 запретов: идолопоклонства, богохульства, убийства, прелюбодеяния, воровства и живодёрства. И одно позитивное требование: установить систему судов (и «полиции» для исполнения их решений), которая гарантировала бы, что эти законы будут исполняться. Кроме этого, каждый народ вправе избрать себе ту систему организации общества и дополнительных установлений, которая будет соответствовать его национальному характеру и ситуации. Монархию, республику, племенной союз…
А теперь, для разрядки и смеху ради, приведу «светскую интерпретацию» описанных общественных устройств. Как всегда, она «валит всё в кучу» и принципиально не разделяет истинное от ложного. Но полюбуйтесь, может, такой «взгляд» вам привычнее?
«Идеологические и религиозные приемы близки друг к другу. Их объединяют ссылки на некоторые идеологические основания и «высшие авторитеты», которые и определяют содержание принимаемых решений. Идеологи, как правило, ссылаются на мыслителей прошлого, высказавших, как считается, в своё время полезные идеи, которыми и следует руководствоваться сегодня при принятии практических решений. Поэтому в документах и различных работах этого рода встречается огромное количество цитат, которые якобы сохраняют свою вечную и безошибочную ценность. Религиозные деятели ссылаются на «священные книги», на «волю» Всевышнего, которую они произвольно интерпретируют и которой должны подчиняться «рабы божии», подданные светских государей. Для обоих приёмов характерен принцип, согласно которому проблемы настоящего и будущего можно успешно решать способами прошлого. Такие способы, как считается, зафиксированы в книгах классиков или в священных писаниях».