Спецпрокурор Роберт Мюллер предъявил новые обвинения политтехнологам Полу Манафорту и его питомцу Рику Гейтсу. В течение 5 месяцев 2016 года Манафорт возглавлял предвыборный штаб Дональда Трампа, а Гейтс, который работал у Манафорта с молодости и начинал стажером, был его заместителем.
В августе 2016 года Трампу пришлось распрощаться с Манафортом в связи с сообщением прессы, что тот тайно получал деньги от Виктора Януковича и его «Партии регионов». Гейтс продолжал работать в штабе Трампа и готовил его инаугурацию, после чего вернулся в частный сектор.
В конце октября Мюллер возбудил против обоих дело в вашингтонском федеральном суде по обвинению в «заговоре против Соединенных Штатов». Это обвинение звучало зловеще и попахивало госизменой. Но на самом деле это была одна из юридических неточностей, которыми грешит спецпрокурор. Правильнее было бы обвинить их в «сговоре с целью обмана Соединенных Штатов», поскольку конкретно им вменялось уклонение от налогов и от регистрации в качестве иностранных агентов, какими они были, поскольку лоббировали в США интересы Украины.
Уже давно шли слухи о том, что адвокаты Гейтса ведут с прокуратурой переговоры о капитуляции, и что он уже сделался «королевой на день». Это выражение, известное в США лишь судейским, пошло от названия забытой телевизионной передачи, популярной с середины 50-х до середины 60-х. Сейчас оно обозначает предварительную встречу обвиняемого с прокурорами и следователями (по-английски — proffer), на которой он обязуется честно отвечать на их вопросы, а они обязуются не привлекать его на основании информации, которую услышали от него на этой встрече.
То, что Гейтс согласился быть «королевой на день», говорило о том, что дело идет к признательной сделке, по которой обвиняемый признает вину, а прокуратура обещает требовать для него меньший срок. Ходили слухи, что Гейтс также согласится сотрудничать со следствием, чтобы сократить себе срок еще больше.
Пока он размышлял, Мюллер оглоушил их с Манафортом еще одной порцией уголовных обвинений, но уже не в вашингтонском, а вирджинском федеральном суде. Он допустил очередную неточность и снабдил новый обвинительный документ названием, которое означало, что он отменяет все прежние обвинения против Манафорта и Гейтса. На самом деле старые обвинения остались в силе, но к ним прибавились новые – в банковском мошенничестве.
Одновременно Гейтс, наконец, официально признал себя виновным и согласился сотрудничать. Это решение, наверное, далось ему нелегко. Хотя Манафорт известен склонностью помыкать подчиненными, Гейтс много лет был верен ему, как собака, и шел ради него на серьезный подлог, образчик которого упоминается в новом обвинительном заключении спецпрокурора Мюллера.
Однажды Манафорту трудно было получить в банке кредит, поскольку он под завязку забил свою кредитку «Америкэн экспресс» и был должен 300 тысяч доллларов. Гейтс, по его просьбе, написал банку, что позаимствовал эту карту у Манафорта, потратил означенную сумму и пока не заплатил.
Американцы крайне редко делают такие одолжения.
То, что 45-летний Гейтс превратился из королевы в крысу (так называют стукачей), можно понять. Хотя Мюллер сечас обвинил его в утайке от дяди Сэма трех миллионов долларов, судебный процесс обошелся бы ему в миллион, а то и полтора миллиона.
Если бы Гейтс проиграл суд, то Мюллер забрал бы у него часть имущества, купленного на барыши, которые были укрыты от налогов. Перспектива разорения показалась отцу четверых детей невыносимой, и он счел за благо договориться с прокуратурой, которая обещала не просить для него у судьи срока от 57 до 71 месяца. Если его показания придутся прокуратуре по душе, то и того меньше.
У Гейтса вряд ли найдется, что показать против Трампа, но он поможет Мюллеру утопить Манафорта, который привык выходить сухим из воды и, видимо, по-прежнему рассчитывает отмотаться и здесь. У Манафорта, который работал на таких беспощадных персонажей, как вождь ангольских партизан Жонас Савимби или филиппинский президент Фердинанд Маркос, сильно ощущение своей неуязвимости.
Это ощущение хорошо иллюстрируется поведением Манафорта в его конфликте с Олегом Дерипаской, который обвинил его в краже в 2011 году 20 миллионов долларов. Манафорт отнесся к этому обвинению столь безучастно, что несколько лет просто не отвечал на звонки и имейлы российского олигарха. Другой бы струхнул, но Манафорт повел себя так, будто ничего не произошло.
Более того, когда Трамп пригрел его в своем штабе, Манафорт как ни в чем не бывало через посредника предложил Дерипаске подогревать его внутренней информацией из самого сердца предвыборной кампании Трампа.
Дерипаска, который судит Манафорта, говорит, что такого предложения от него не получало, и отрицает недавние контакты с ним.
Несмотря на капитуляцию Гейтса и перспективу того, что он сам уже никогда не выйдет из тюрьмы, 68-летний Манафорт вызывающе говорит, что будет продолжать борьбу. Как заявил его пресс-секретарь Джейсон Малони, Манафорт «уверен, что он будет оправдан, и что нарушения его конституционных прав будут исправлены».
Друзья восторгались бесшабашностью Манафорта и прозвали его «граф Монте-Кристо».
Согласно судебным документам, Манафорт и Гейтс работали на Януковича и на его «Партию регионов» с 2006 года. С 2012 и по 2014 год их фирма получила от них 17 миллионов долларов. Хотя этот золотой дождь прекратился в 2014 году с бегством Януковича в Россию, Манафорт и Гейтс продолжили укрываться от налогов и обманывать банки, беря у них под ложными предлогами миллионные кредиты.
Гейтс был не так богат, как его патрон Манафорт, но тоже, прямо скажем, не беден. Хотя в 2011 году он указал в судебных документах, что его авуары составляют 2,2 миллиона долларов, в 2016 он просил в банке кредит и написал в заявлении, что его состояние достигает 25 миллионов, а его жены – 30 миллионов.
Манафорт пасся на тучных вашингтонских нивах гораздо дольше, чем он. Он вел подсчет делегатов для Джеральда Форда в кампанию 1976 года, а четыре года спустя работал в кампании Рейгана на американском Юге. После этого он обслуживал потребности целого созвездия диктаторов по всему миру.
В нынешнем обвинительном заключении упоминается лишь один их клиент – Украина при Януковиче. В 2012 году Манафорт и Гейтс «тайно наняли группу бывших высокопоставленных европейских политиков с тем, чтобы они занимали позиции, благоприятствующие Украине, в том числе лоббировали в США».
Неофициально эти политики назывались «Габсбургской группой», говорится в обвиниительном заключении. Хотя их роль изображалась как «независимая оценка» ситуации на Украине, «на самом деле они были платными лоббистами Украины». Для оплаты группы Манафорт якобы пользовался в 2012-2013 гг. четырьмя офшорными банковскими счетами, с которых ее членам были перечислены более 2 миллионов евро.
В июне 2012 года Манафорт описывал в конфиденциальном меморандуме операцию с «супер VIP», которая бы состояла из «сколачивания небольшой группы высокопоставленных и весьма влиятельных европейских лидеров и политически респектабельных друзей, способных действовать неофициально и без всякой видимой связи с правительством Украины».
Руководителем «Габсбургской группы» был «бывший европейский канцлер», закодированный как «Европейский Политик А». В 2013 году он и другие бывшие политики без лишнего шума агитировали за Украину членов Конгресса США и представителей администрации Обамы.
Это место обвинительного документа взволновало пикейных жилетов Европы, особенно упоминание о Политике А, который лоббировал членов вашингтонского истеблишмента. Европейцы сразу же заподозрили бывшего австрийского канцлера Альфреда Гузенбауэра (2007-2008), которого критиковали за то, что после ухода с этого поста он за деньги консультировал автократические режимы. Он упомянут в появившихся в 2016 году «Панамских документах» — его офшорной компании на Мальте.
Согласно отчету, который Mercury, лоббистская фирма Манафорта, задним числом подала в 2017 году, в 2013 году Гузенбауэр встречался с председателем комитета палаты представителей США по иностранным делам республиканцем Эдвардом Ройсом, тремя его товарищами по партии, а также сотрудниками его комитета. В минувшую субботу бывший канцлер подтвердил в интервью Die Presse, что примерно в то время он действительно встречался с американскими политиками, и не отрицал, что ему платила «американская или английская компания», хотя сказал, что не имеет понятия, была ли она связана с Манафортом. Он утверждал, что встречался пару раз с Манфортом, но только «за чашечкой кофе».
Гузенбауэр заявил в интервью BBC, что лоббирование за Украину было частью благородной миссии по ее сближению с Евросоюзом, но повторил, что не знал о роли Манафорта в финансировании этих усилий. «Я не был нанят правительством Януковича, — заявил он. – Европейским, американским и всеобщим интересам отвечало работать над заключением соглашения об ассоциации между Украиной и Европой».
Депутат Верховной Рады Украины Сергей Левченко сказал агентству АР, что видел австрийского канцлера в платежной ведомости правительства Януковича. «Я не помню фамилию, но я помню пост», — сказал он.
Лещенко отметил, что Гузенбауэр лоббировал за Украину в период правления Януковича, и что его деятельность играла на руку «Партии регионов». «Я действительно считаю, что Пол Манафорт мог платить деньги смещенным европейским лидерам, чтобы отмыть репутацию Януковича в Европе, — сказал он. – Я особенно имею в виду Гузенбауэра».
В вышеуказанном отчете, который подала в прошлом году Mercury, упоминаются и другие европейские политики, например, Романо Проди, бывший премьер-министр Италии, тоже встречавшийся с республиканцем Ройсом, а также с тогдашним лидером республиканского большинства в палате представителей Эриком Кантором и сотрудниками сенатского комитета по иностранным отношениям. Проди сказал «Нью-Йорк таймс», что, насколько он знает, Манафорт никогда ему не платил. Он также заявил, что «ему никогда не платила какая-либо лоббистская группа в Америке».
«В Европе был ряд мероприятий с участием Гузенбауэра и других бывший европейских политиков, — сказал АП депутат Лещенко. – Этой деятельностью занимался и Проди». В отчете Mercury также указаны Виктор Ющенко, президент Украины с 2005 по 2010 год, который встречался в 2012 году с конгрессменом-республиканцем Дэном Бертоном, и польский президент Александр Квасьневский (1995-2005), который провел в США массу встреч и сказал «Нью-Йорк таймс», что несколько раз виделся с Манафортом, хотя не имел с ним финансовых отношений и никогда не слышал о «Габсбургской группе».
Не считая Гузенбауэра, точный состав «Габсбургской группы» прессе пока неизвестен.
На первый взгляд, новое дело Манафорта и Гейтса сводится к элементарному уклонению от налогов. Нарушая федеральный «Закон о банковской секретности», они с Гейтсом, по словам прокуроров, скрывали от властей наличие у них банковских счетов на Кипре, Сейшельских островах и Гренадинах, на которые переводились с Украины миллионы долларов.
Когда со смещением Януковича начались тяжелые времена, им пришлось тратить свои заморские накопления, переводя их по частям на родину. Они показывали в документах, что речь идет не о репатриации иностранных авуаров, а о плате за текушую работу. Это позволило им одолжить у банков более 20 миллионов долларов, которых им бы иначе не дали.
С Гейтсом прокуратура уже разобралась, и теперь ей остается сломать «графа Монте-Кристо», который не только пока не сдается, но подал на Мюллера в суд, требуя закрытия своего дела.