Польский Сейм принял новый закон о Холокосте. Согласно этому закону, предполагается уголовное преследование за выражение «Польские лагеря смерти», а также за обвинения Польши в пособничестве нацистам в уничтожении евреев. Принятие этого закона вызвало серьезные трения между Израилем и Польшей. Правительство США также указало Польше, что этот закон искажает историческую правду.
…Итак, Польша. Идем с женой по широкой улице Варшавы. Вот мост через Вислу. Вот столовая, где подают вкусные вареники. Прекрасная гостиница прямо в центре города на Иерусалимском шоссе. Послевоенная Варшава — это не Будапешт, не Прага — это совершенно новый город с прямыми улицами, высокими домами. И только превращенный в музей исторический квартал в центре города напоминает о тех временах, когда Варшава была другой. Важное место в туристической Варшаве занимает Мемориал восставшим евреям Варшавского гетто. Кладу маленький камень на памятник гордым евреям, вступившим в неравный бой с немецкой армией.
Но что это? Польский гид так подает историю восстания Варшавского гетто:
— Варшавяне восставали против немцев дважды. Первый раз в 1943 году, второй — в 1944-м. О том, что в первый раз это были евреи, — ни слова. О том, что евреи, хоть и получили за деньги некоторое количество оружия от поляков, не имели никакой поддержки местного населения — ни слова. Наоборот, вырвавшихся из гетто евреев поляки загоняли обратно на смерть…
… История евреев Польши насчитывает почти тысячу лет. Именно Польша стала местом спасения и убежищем для гонимых по всей Европе евреев. Король Казимир III Великий считается покровителем евреев Польши. Король в 1334 году не только принял евреев, но и уравнял их в правах с поляками. Польша, по сохранившимся документам того времени, стала «раем для евреев», единственной толерантной к евреям страной Европы. На протяжении веков еврейские общины Польши жили нормальной жизнью, имели возможность развиваться. Здесь были созданы первые еврейские университеты, больницы, построены синагоги, библиотеки, театры. В Польше зародился сионизм, и бело-голубые цвета израильского флага также родились в Польше.
Все кончилось в 1795 году, когда Россия присоединила к себе польские земли. Император российский приписал к своему имени слова: «и Король польский». Захватив Польшу, в Москве были удивлены большим количеством евреев, проживавших на ее территории. Екатерина II подписывает указ о создании черты оседлости, т. е. искусственной границы мест проживания евреев, недопустимости евреев в столицу и другие города России. Черта оседлости включала и другие оскорбительные ограничения для евреев: например, ограничения заниматься некоторыми профессиями и ремеслами, ограничения на учебу в университетах, религиозные ограничения. В современной России, так любящей напоминать США рабство, «изгнание» местных индейцев с их земель, ни слова не говорят о черте оседлости. А не мешало бы России извиниться, ввести в учебники по истории описание этого позорного явления. Черта оседлости — это ли не форма угнетения и унижения?
Потом Польша отделилась от России, приобрела опять самостоятельность. Евреи и поляки, в общем-то, жили мирно. Польша стала самым еврейским государством того времени. Каждый пятый польский подданный был евреем.
Но наступил 1939 год. Началась самая большая война в истории людей. Началась именно в Польше. Германия и Россия буквально разорвали Польшу на части. Несильная и не современная польская армия была уничтожена очень быстро. Польское правительство переехало в Лондон. Польша как государство перестала существовать. Российские войска вошли на территорию Западной Украины, запретили польский язык, а заодно и еврейский. Россия того времени была союзницей фашистской Германии. Этот союз продолжался до 1941 года, когда Германия, ломая договора со Сталиным, вероломно напала на СССР…
… Мой отец, родившийся в еврейском местечке в Западной Украине, бывшей Польше, говорил на идиш, по-украински и по-польски. Русский язык выучил, будучи солдатом Красной Армии. Он рассказывал: русские вошли неожиданно. Никто из местных ничего и не понял — от кого и почему русские пришли спасать Польшу…
Фашистская Германия решила завоевать мир. Сумасшедший Гитлер, брызгая слюной, орал о превосходстве арийской расы над другими расами и народами, погнал немецкие армии на Восток. Важной частью немецкой военной кампании Гитлер назвал и решение еврейского вопроса: все без исключения евреи должны были быть уничтожены. На территории Польши и других завоеванных нацистами землях были организованы концентрационные лагеря смерти. Видов и способов уничтожения евреев было множество. Описывать их мне, еврею, трудно. Из большой нашей семьи, состоявшей из семей сестер и братьев отца и матери, остались только несколько: мама, спасшаяся в эвакуации на Урале, и отец, всю войну прошедший с Красной Армией. Остальных немцы свезли в Треблинку…
… Рассказывают евреи Америки, чудом убежавшие из Польши:
— Поляки помогали немцам. Выдавали немцам своих соседей евреев, служили немцам в лагерях, расстреливали, бросали в крематории. Поляки сами убивали евреев.
Что случилось с поляками? Почему? Зависть к более успешной еврейской общине? Немецкая пропаганда ненависти?
У нас своя еврейская точка зрения. Нам безразлично, кто был «боссом», а кто «подчиненным», немцы или поляки. Понятно, что Польша — жертва нацистской Германии. Понятно, что множество поляков погибли во время той войны. Понятно, что лагеря смерти на территории Польши нельзя считать польскими, а только немецкими. Понятно, что польского государства не существовало 6 лет. Но как нам, евреям, называть десятки тысяч поляков — убийц или пособников убийц евреев? Поляки — которые не поляки? Поляки — не граждане Польши? Поляки — подчиненные немцев? Поляки — обманутые пропагандой? Поляки — жертвы нацистской Германии? Поляки — не принадлежащие к польскому народу?
Для евреев нет разницы: убил ли их немец, выстреливший из винтовки, или поляк, толкнувший в расстрельную яму.
Были, были поляки, спасавшие евреев. Их две тысячи. Их благословенная память увековечена в музее Катастрофы «Яд Вашем». Евреи назвали их Праведниками мира сего. Но три миллиона евреев Польши, сгоревших в Холокосте, — это кровавое дело рук не только немцев, но и поляков.
Выданных немцам, замученных, задушенных, расстрелянных, сожженных. Не спасенных! Детей, стариков, женщин. Профессоров, раввинов, студентов, рабочих, домохозяек…
Евреи погибали от рук поляков и после войны. Возвращавшихся домой евреев встречали погромами, убийствами, орали о втором нашествии евреев на Польшу. Еврейское имущество было разграблено не немцами, а поляками. Надо сказать, что польские евреи — это не советские евреи. Им принадлежали фабрики, заводы, госпитали, дома, мастерские. Живы еще прямые потомки и наследники. Где это всё? Правда и то, что среди палачей были и украинцы, и литовцы, и венгры, и другие. Приехав в Америку, евреи запретили польский язык у себя дома, повторяя: антисемитизм у поляков в крови.
… Много, много лет прошло с тех времен. Многое изменилось, в том числе и в отношениях между евреями и поляками. Варшава, на мой взгляд, и сегодня антисемитский город. По всему городу продаются карикатурные игрушки, изображающие евреев. Нет анекдота в Польше без еврея жадного и алчного.
И все же: Польша поддерживает Израиль на международной арене. Польша сотрудничает с Израилем. Польша говорит, что в Израиле неправильно поняли новый закон, неправильно перевели с польского языка, что принятие оскорбительного закона в День памяти жертв Холокоста — просто неудачно выбранная дата. И ни слова о том, что на самом деле произошло.
Для чего принят глупый и лживый закон о непричастности Польши к Холокосту? Почему не писать историю правдивыми красками. Для чего лгать? Что было — то было! Не забыть, не стереть, не простить!
Анатолий СТЕКЛОВ