— Если позволите, уважаемый рав Эссас, хотелось бы задать Вам два вопроса:
1) Как грамотно попросить у Всевышнего прощение, если я раньше был антисемитом (на уровне слов и разговоров), но сейчас осознал ошибку и раскаялся?
2) Как правильно получать от Творца благословение?
Камиль, Баку
— Отвечу на Ваши вопросы в том порядке, в котором Вы их задали.
- Если человек ненавидел еврейский народ, и не только на уровне чувств, но и, как Вы пишете, «на уровне слов и разговоров», а потом осознал свою ошибку — то и исправить ее он может (и даже желательно, чтобы он поступил именно так) — тоже на уровне чувств, слов и разговоров.
В эмоциональной сфере надо стараться укреплять и развивать в себе возникшие ростки добрых, позитивных чувств к нашему народу.
Самый верный путь к этому — всерьез интересоваться позитивными примерами, демонстрирующими глубину и красоту нашего мировоззрения и нашей традиции. Есть бесчисленные, можно сказать, бесконечные примеры глубины и красоты нашего мировоззрения, высоко этичного, благородного поведения евреев вообще, и Учителей Торы, в частности. Этих примеров великое множество. Можно сказать — бесконечное количество. При этом рекомендую ни в коем случае, ни с кем, не вступать в дискуссии. Ибо споры, как правило, задевают эмоции, зачастую — негативные. И все мы знаем, что в запальчивости с языка могут сорваться такие слова и фразы, которые не только не послужат увеличению добра, но, наоборот, произведут совершенно другой, обратный эффект.
- Творец мира сам знает, какие благословения и когда, в какие моменты, посылать человеку. У нас же совсем иная задача.
Обращаясь к Всевышнему в молитвах, мы всегда говорим, что осознали, что Он, только Он Один, создал мир и управляет им. Просим Его о том, чтобы в мире было больше благополучия. Просим о здоровье, о помощи в установлении добрых отношений между людьми. И, конечно же, благодарим Его за все, что Он делает для нас и для всего мира. Необходимо отметить и одну очень важную особенность в наших обращениях к Нему. Чем искреннее, более осознанно и с большим чувством сердечной радости мы произносим свои молитвы, тем больше, так сказать, положительный «эффект», который проявляется в нашем мире. В этом, собственно, и заключается ответ на Ваш второй вопрос.
Отвечал рав Эссас.