Мудрый совет (Итро)

bez-nazvaniya
Первое наше знакомство с Итро происходит на совете мудрецов фараона. Трое советников: Билъам (прошу не путать с Димой Биланом), Иов и Итро решают судьбу еврейского народа. В отличие от «сталинских троек», единогласно выносивших приговор «расстрел», мнения разделились. Билъам – тонкий психолог, чувствуя настроение начальства, «мудро» подсказал, как убить наибольшее число евреев. И почему это безопасно. Иов, понимая, что никто его слушать не будет, промолчал. А Итро начал было резать правду-матку в глаза, да, увидав «добрый взгляд» начальства, вовремя смылся.
Ничто не проходит безнаказанно. Билъама евреи убили мечом. Правда, он к тому времени уже успел прилично расширить свой «послужной список». Иов был наказан невероятными мучениями. А в честь Итро назвали недельную главу, которая говорит о получении Торы.
Чем конкретно он заслужил такую честь? Дал совет своему зятю Моше, как рационализировать управленческий процесс.
Итро увидел, что Моше с утра до вечера разъясняет евреям волю Всевышнего. Тесть спросил: почему Моше сидит, а народ толпится перед ним? «И сказал Моше: я сужу между одним человеком и другим и объявляю законы Всевышнего и указания Его»[1]. Заметил Итро: «Нехорошо то, что ты делаешь. Утомляешь народ и утомляешься сам. Поэтому возьми себе дельных, правдивых, боящихся Б-га, бескорыстных помощников»[2].
Моше сделал всё, как ему посоветовали. Возникает вопрос: а что, сам Моше не способен сообразить такой пустяк? Как же он тогда мог 40 лет управлять еврейским народом? Рав Шимшон Рафаэль Гирш пишет, что Моше по характеру был очень далёк от образа гения-законодателя. Скромен был и его талант организатора. Он должен был учиться у своего тестя самым первым элементам государственного устройства. Человек, который измучивал себя до крайнего изнеможения и которому и в голову не пришло простейшее решение, равно выгодное и ему, и его народу; человек, для которого было необходимо выслушать этот очевидный совет от Итро — такой человек никогда не смог бы дать народную конституцию и законы из собственной головы. Такой человек был только – и именно поэтому —  наилучшим и самым верным инструментом Б-га!
Раз я имел неосторожность озвучить эту версию при одном грузинском еврее. Тот, несмотря на невероятно добродушный характер, стал бегать по моей квартире (благо размеры позволяют) и кричать: «Нэ вэру! НЭ ВЭРУ! Всё равно Нэ Вэру». Я вначале даже не понял, во что он не верит. Переспросил. Он всё продолжал бегать и кричать: «Нэ вэру! Никогда нэ повэру!». Мне стало смешно. Я снова спросил:

– Вот что ты не веришь?

– Нэ вэру, что кто-то был умнее Моше Рабейну.

– Рав Гирш пишет. Прочти сам.

– Нэ хочу читать. Мнэ нэ интэрэсно, что там написано. Я всё равно нэ вэру.

Я засмеялся.

– Не веришь? Ну и не надо!


И может быть, в первый и последний раз в жизни позавидовал Моше Рабейну.
Мне не хочется расставаться с Итро и я продолжу. Мудрецы спорят, когда Итро присоединился к евреям в пустыне? Раши, исходя из простой хронологии, упоминает, что это произошло после рассечения моря и войны с Амалеком.
Рамбан предпочитает версию, что это случилось позже, после дарования Торы. Второе мнение мне более понятно. Естественно, что Моше сидит и судит евреев после принятия Торы. Иначе как он судит?
Кроме того, в период дарования Торы был страшный тарарам. Цари и народы испугались, что пришёл конец света. Билъам успокоил их, разъяснив, что это всего лишь Б-г даёт Тору своему народу. Тогда они благословили дорогу евреев и разошлись по домам. Видя всё это, Итро решил принять Тору, порицая тем самым равнодушие народов мира.
А если следовать версии Раши, то его приход к Торе связан с более ранними событиями. Например, при пересечении евреями Красного моря вода расступилась не только перед еврейским народом, но и вообще везде: в реках, стаканах… И Итро, кому из «богов» только не послуживший и что только не изучавший, понял, к чему это. Словом, выбирайте версию, какая вам нравится.
Последний вопрос. Как мог человек, всю жизнь работавший жрецом у всевозможных идолов, в конце жизни прийти к истинному Б-гу? Отвечаю: «Потому, что он каждому из идолов служил честно — не за деньги, а за совесть!». И также сегодня возвращаются к Б-гу те евреи, которых «где только черти не носили». Так приходят к нам истинные геры, прозелиты из других народов.
Прошло много лет, и я понял, что грузинский еврей (открою его имя – Габриэль) был не одинок в своем неверии. У него оказался влиятельный коллега, великий мудрец дон Ицхак Абарбанель. Не зря Грузию и Испанию роднит так много общего, например, страсть к поцелуям! Испания некогда называлась Иверией, также как Грузия. А баски и грузины вообще почти братья.
И всё-таки, разве Моше, величайший из пророков, не мог самостоятельно додуматься до того, что посоветовал ему Итро? Абарбанель считает так же, как Раши, что Итро пришел до дарования Торы. К тому времени уже были получены некоторые законы. Однако это была не полная Тора. И до самого дарования Торы у Моше не было возможности обучить людей способам правильного поведения и исполнения заповедей. Поэтому Моше решил судить народ единолично. Он понимал, что если даст судьям возможность судить самостоятельно, то приумножатся споры и ссоры. Ведь судьи будут принимать решения на основании логических умозаключений и гипотез, а не Торы. Совершенно естественно, могут появиться различные постановления в абсолютно схожих ситуациях.
Итро, не зная всего этого, считал, что у Моше просто не хватит сил справиться с такой массой обращений в суд. Но Моше было известно, что вскоре народу Израиля будет дарована Тора. Ведь Всевышний сообщил Моше: «При выводе твоем народа из Египта вы совершите служение Б-гу на этой горе». И Моше планировал, что после получения Торы, когда будут ясны все законы, он назначит судей. Итро же был уверен, что настоящая ситуация останется постоянно. Поэтому он посоветовал выстроить судебную систему по схеме, принятой в его родной стране Мидьяне. Он посоветовал выбрать людей способных, Б-гобоязненных, правдивых и не корыстных. Однако, он не упомянул главного качества людей – мудрых, потому что не учитывал, что еврейским судьям предстоит судить исключительно на основании знания законов Торы.
Получается, что Итро только опередил события. Всё, что он посоветовал, Моше и сам планировал реализовать. Но в подходящий момент и в правильной форме. А пока, чтобы не обидеть тестя, Моше не сообщает ему о грядущем даровании Торы и не спорит с ним о дельности его совета. В книге «Дварим» написано: «Вот слова, которые Моше говорил всему Израилю за Иорданом в пустыне Арава: изберите себе мужей мудрых, разумных и знатных по коленам вашим, и я поставлю их во главе вас».
Но за то, что Итро дал мудрый совет, цель которого была помочь евреям, Всевышний наградил его тем, что недельная глава, названная его именем, — одна из важнейших в Торе. Ведь любая попытка сделать доброе дело вознаграждается Праведным Судьей!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 4,60 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора

1 thought on “Мудрый совет (Итро)

  1. Всегда, ну очень интересно Меир Марат Левин рассказывает каждую из недельных глав Торы.

Comments are closed.